Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Санникова Людмила Борисовна

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

 

 

 

 

 

Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»:

 

-обобщить и углубить полученные ранее  знания по пунктуации;

-совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

-обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

-способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

 

Задачи организации учебной деятельности:

 

-овладение основными нормами русского литературного языка;

-создание прочной базы пунктуационных навыков;

-формирование языковой и лингвистической компетенций;

-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие ассоциативного мышления учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt._kurs_._trudnye_voprosy_punktuatsii.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе разработана в соответствии с федеральным «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 109 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г., примерных программ по учебным предметам для общеобразовательных учреждений, учебного плана школы, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям в организации обучения в общеобразовательных организациях».

Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории  устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии и, конечно же, пунктуации. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков пунктуационной «зоркости».

Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 8 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна пунктуация вставных конструкций, обособленных членов простого предложения, сложного (особенно сложного бессоюзного), предложений с прямой речью и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы о пунктуации» призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»:

-обобщить и углубить полученные ранее  знания по пунктуации;

-совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

-обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;

-способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Задачи организации учебной деятельности:

-овладение основными нормами русского литературного языка;

-создание прочной базы пунктуационных навыков;

-формирование языковой и лингвистической компетенций;

-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

-развитие коммуникативных навыков;

-развитие ассоциативного мышления учащихся.

Основные учебные цели:

-углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.

Общая характеристика учебного предмета:

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.

Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

        Общий объём часов на изучение данного курса,        

предусмотренный учебным планом:

Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Элективный курс «Трудные вопросы пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка  в 8 классе и призван восполнить пробелы в знаниях учащихся с целью формирования у восьмиклассников пунктуационных навыков.

Место элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в базисном учебном (образовательном) плане:

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает реализацию элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы пунктуации» в объеме 34 ч. в 8 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»

учащиеся должны

знать:

-определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;

-пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами;

уметь:

-применять теоретические знания на практике;

-работать с тестами по русскому языку;

-владеть пунктуационными нормами;

-владеть способами действий при применении изученных правил;

-исправлять пунктуационные ошибки;

-осознавать значимость правильной письменной речи.

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

Календарно-тематическое планирование

программного материала элективного курса

по русскому языку в 8 классе

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54942d6889682/rabochaia-programma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-trudnyie-voprosy-punktuatsii-v-8-klassie_1.png

ур.

Программа курса

Количество часов

Содержание занятия

Результат

1.

Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации. Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки, знаки завершения.

1

1.Назначение пунктуации.

2.Принципы русской пунктуации.

3.Смысл предложения, интонация и пунктуация.

4.Основные функции пунктуационных знаков

Овладение умением разграничивать знаки препинания и правильно их расставлять.

2.

Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

1

1.Предложение и его основные признаки.

2.Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания.

Овладение умением выполнять анализ текста.

3.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

1.Типы предложений (сложносочинён                        ные, сложноподчинённые, бессоюзные).

2.Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Овладение умением классифицировать типы сложных предложений, правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять схемы.

4-5.

Основные единицы синтаксиса.

2

1.Текст как единица синтаксиса.

2.Предложение как единица синтаксиса.

3.Словосочетание как единица синтаксиса.

Овладение умением определять основные виды словосочетаний, определять виды подчинительной связи в словосочетаниях.

6.

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений.

1

1.Подлежащее.

2.Сказуемое.

3.Составное именное сказуемое.

Овладение умением ставить тире между подлежащим и сказуемым в практике письменной речи.

7.

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

1.Простое осложнённое предложение.

2. Главные и второстепенные члены предложения.

Овладение умением опознавать однородные члены предложения.

8-9.

Однородные члены, не соединённые союзами.

2

1.Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией.

2.Знаки препинания в таких предложениях.

Овладение умением правильно расставлять запятые в предложениях с однородными членами.

10-11.

Однородные члены, соединённые союзами.

2

1.Сочинительные союзы.

2.Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

3.Пунктуация в таких предложениях.

Овладение умением находить сочинительные союзы и однородные члены в предложении, расставлять знаки препинания.

12-13.

Однородные и неоднородные определения.

2

1.Определение.

2. Способы выражения несогласованного определения.

Овладение умением распознавать однородные и неоднородные определения, определять условия однородности, правильно ставить знаки препинания.

14.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

1.Понятие об обособлении.

2.Пунктуация при обособленных членах.

Овладение умением характеризовать разные признаки обособления оборотов.

15-16.

Обособленные определения.

2

1.Выделительные знаки препинания при обособленных определениях.

2.Что влияет на обособление определений.

Овладение умением обособлять определения, выраженные причастным оборотом и прилагательными с зависимыми словами.

17.

Обособленные дополнения

1

1.Дополнения.

2.Выделительные знаки препинания при дополнениях.

Овладение умением правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных дополнений.

18-19.

Обособленные приложения.

2

1.Приложения.

2.Выделительные знаки препинания при приложениях.

Овладение умением правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

20-21.

Обособленные обстоятельства.

2

1.Обстоятельства.

2.Выделительные знаки препинания при обстоятельствах.

3.Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства.

Овладение умением определять условия обособления обстоятельств, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи предложения с деепричастными оборотами.

22.

Обособленные уточняющие члены предложения.

1

1.Обособленные члены предложения.

2.Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложениях.

Овладение умением опознавать и  правильно интонировать предложения с обособленными уточняющими членами предложения, расставлять знаки препинания в них.

23.

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1

1.Назначение обращений.

2.Распространённые обращения.

3.Выделительные знаки препинания при обращении.

Овладение умением находить обращения, определять их функции, расставлять знаки препинания.

24-26.

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

3

1.Вводные конструкции.

2.Вставные слова, словосочетания и предложения.

2.Выделительные знаки препинания при вводных предложениях.

Овладение умением различать группы вводных слов по значению, употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания при вводных словах.

27.

Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное выделение междометий.

1

1.Междометия.

2.Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.

Овладение умением опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, применять правила выделения на письме междометий.

28.

Контрольная работа по изученной теме.

1

1.Тестирование.

Демонстрировать степень усвоения пройденного материала, применять правила пунктуации в стандартной ситуации в письменной речи.

29-30.

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи.

2

1.Что такое чужая речь.

2.Прямая и косвенная речь.

3.Знаки препинания при прямой речи.

 Овладение умением различать прямую и косвенную речь, выполнять синонимические замены прямой и косвенной речи, обосновывать постановку знаков препинания.

31.

Диалог. Оформление на письме диалога.

1

1.Диалог.

2.Знаки препинания при диалоге.

Овладение умением выразительно читать предложения с диалогом, правильно ставить знаки препинания в предложениях при диалоге.

32-33.

Цитата. Разные способы оформления на письме цитат.

2

1.Цитата.

2.Способы оформления цитат.

3.Знаки препинания в предложениях с цитатами.

Овладение умением вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании, использовать разные способы цитирования в устной и письменной речи.

34.

Заключительный урок.

1

1.Тестирование.

Овладение умением участвовать в учебном диалоге, правильно, грамотно писать тексты, конструировать предложения и тексты.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета:

  1. Презентации учителя.

Список литературы:

  1.  Дёмина Н.В.,Роговик Т.Н. Диктанты и изложения по русскому языку. 8 класс– М.: Экзамен, 2012 г.
  2. Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум.– Саратов: Издательство «Лицей», 2006 г.
  3. Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. – М : Просвещение, 2011 г.
  4. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  5. Макарова Б.А. Абсолютная пунктуационная грамотность. – М.: Астрель, 2012 г.
  6. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» – М.: Просвещение, 2018 г.
  7. Русский язык в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. – Санкт-Петербург: VicTorY, 2010 г.
  8. Весь курс школьной программы по русскому языку в схемах и таблицах.  Санкт-Петербург: Тригон, 2011 г.
  9. Иванова Е.В., Иванов А.Н. Русский язык без зубрёжки в таблицах для школьников и абитуриентов. – М., 1999 г.
  10. Большая школьная энциклопедия. Русский язык. – М.,Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...

Рабочая учебная программа по курсу «Избранные вопросы математики» 8 класс

  Учебная программа составлена   на основе   Федерального стандарта основного общего образования...

Адаптированная рабочая учебная программа по курсу «Избранные вопросы математики» 8 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Избранные вопросы математики» составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного общег...

Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации"

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах ...