Программа элективного курса "Трудные вопросы пунктуации"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) на тему

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.

Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая характеристика элективного курса «Трудные вопросы пунктуации»

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим расставлять знаки препинания в своих текстах свидетельствует об осознанности их порождения. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.

Данный элективный курс предлагает решить проблему пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

В результате изучения элективного  курса «Трудные вопросы пунктуации»

учащиеся научатся

применять теоретические знания на практике;

работать с тестами по русскому языку;

владеть пунктуационными нормами;

владеть способами действий при применении изученных правил;

исправлять пунктуационные ошибки;

осознавать значимость правильной письменной речи.

.Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.

Учащиеся получат возможность научиться

пользоваться пунктуационными правилами, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;

пунктуационным нормам постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами;

Тематическое планирование уроков

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Пунктуация как  система правил расстановки знаков препинания

3

2

Знаки препинания в конце предложения

2

3

Знаки препинания внутри простого предложения

14

4

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

5

Знаки препинания при передаче чужой речи

4

6

Знаки препинания в связном тексте

2

7

Заключение

2

ИТОГО

35

Содержание учебной дисциплины

№ п/п

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Пунктуация как  система правил расстановки знаков препинания

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

2

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

3

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий.

4

Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложных предложений.

5

Знаки препинания при передаче чужой речи.

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

6

Знаки препинания в связном тексте

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски  оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.  

7

Заключение

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Пунктуация как  система правил расстановки знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения.  Знаки препинания внутри простого предложения.

Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Пунктуация как  система правил расстановки знаков препинания

3

1

1.1

Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации.

1

8. 09

2

1.2

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

1

15.09

3

1.3

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки, знаки завершения.

1

22.09

Знаки препинания в конце предложения

2

4

2.1

Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме.

1

29.09

5

2.2

Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

1

6.10

Знаки препинания внутри простого предложения

14

6

3.1

Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационные особенности подобных предложений.

1

13.10

7

3.2

Знаки препинания между однородными членами предложения.

1

20.10

8

3.3

Однородные члены, не соединённые союзами.

1

27.10

9

3.4

Однородные члены, соединённые союзами.

1

10.11

10

3.5

Однородные и неоднородные определения.

1

17.11

11

3.6

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

24.11

12

3.7

Обособленные определения.

1

1.12

13

3.8

Обособленные дополнения

1

8.12

14

3.9

Обособленные приложения.

1

15.12

15

3.10

Обособленные обстоятельства.

1

22.12

16

3.11

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

1

12.01

17

3.12

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1

19.01

18

3.13

Знаки препинания в предложениях с междометиями. Пунктуационное выделение междометий.

1

26.01

19

3.14

Проектная  работа по теме: «Знаки препинания внутри простого предложения».

1

2.02

Знаки препинания между частями сложного предложения

8

20

4.1

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1

9.02

21

4.2

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1

16.02у

22

4.3

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1

16.02у

23

4.4

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

1

2.03

24

4.5

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

1

9.03

25

4.6

Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

1

16.03у

26

4.7

Знаки препинания между частями бессоюзного сложного

предложения.

1

16.03у

27

4.8

Проекты по теме: «Знаки препинания между частями

сложного предложения».

1

23.03

Знаки препинания при передаче чужой речи

4

28

5.1

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи.

1

6.04

29

5.2

Диалог. Оформление на письме диалога.

1

13.04

30

5.3

Цитата. Разные способы оформления на письме цитат.

1

20.04

31

5.4

Проекты: «Знаки при передаче чужой речи».

1

27.04

Знаки препинания в связном тексте

2

32

6.1

Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью и общей стилистической направленностью

1

4.05

33

6.2

Поиски  оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.

1

11.05

Заключение

2

34

7.1

Как решать трудные вопросы пунктуации.

1

18.05

35

7.2

Итоговое занятие

1

25.05


Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

Программа элективного курса"Сложные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа элективного курса "Сложные вопросы орфографии и пунктуации" предназначена для обучающихся 9-11 классов средней (полной) школы и может быть использована для углубления тем  орфографии и ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...

Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...

Программа элективного курса по русскому языку "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"

Программа элективного курса по русскому языку  "Трудные вопросы пунктуации и орфографии"...