Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Чиркова Наталья Александровна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_voprosy_.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе        Программы факультативных и элективных курсов Русский язык : 7-11 классы :  / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка. 

 Место курса в образовательном процессе.

Курс «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

 Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся.

Задачи:

  • повторить трудные случаи синтаксиса, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);
  • формировать умение создавать устные и письменные высказывания, редактировать собственный текст;
  • совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.


 Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных учащимися в 5-9 классах. 

Повторение проводится по следующим разделам языка:

  • синтаксис; 
  • пунктуация; 
  • языковые нормы. 


Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются через групповые и индивидуальные формы работы. 

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся систематизируют знания о русском языке как о системе, совершенствуют практические навыки, повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзамена. В результате прохождения программного материала обучающиеся:

- должны знать основные понятия разделов, определение терминов;

- уметь выполнять различные виды лингвистических анализов;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка;

- определять стили речи, употреблять на письме и в речи разнообразие стилей и жанров;

- с помощью схем строить предложения различных видов. 


Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. 

 

Учебно-тематический план

                                                 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Синтаксис

7

2.

Пунктуация

27

     2.1

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

2

2.2

Знаки препинания в конце предложения

1

2.3

Знаки препинания внутри простого предложения

12

2.4

Знаки препинания между частями сложного предложения

6

2.5

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

    2.6

Знаки препинания в связном тексте

3

ИТОГО

34 часа

Календарно – тематическое планирование

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

план

факт

Синтаксис

7

1

Словообразование. Способы образования слов.

2

2

Предлоги и союзы. Слитное и раздельное написание предлогов и союзов.

3

3

Стили речи. Основные признаки стилей, употребление стилей, употребление стилей речи

4

Средства выразительности.

1

5

Текст. Признаки текста.

1

Пунктуация

27

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

2

6

 Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

1

7

Разделы русской пунктуации.

       1

Знаки препинания в конце предложения.

1

8

Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.

1

Знаки препинания внутри простого предложения

12

9

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

1

10

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.

1

11

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами.

1

12

Однородные и неоднородные определения.

       1

13

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

14

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

1

15

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

1

16

 Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

1

17

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

1

18

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

19

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1

20

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов.

1

Знаки препинания между частями сложного предложения.

6

21

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

1

22

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

23

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.

1

24

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

1

25

Семантико - интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

        1

26

Грамматико - интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

1

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

27

Прямая и косвенная речь

1

28

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1

29

Разные способы оформления на письме цитат.

1

Знаки препинания в связном тексте

3

30

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.

1

31

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

1

32

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

1

ИТОГО

34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса для 10-11 классов "Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации"

   Специальный курс, посвящённый некоторым трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная на основе теоретических знаний по синтаксису, будет сп...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для 6 класса «Орфография и пунктуация » ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку (10-11) классы "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Программа  рассчитана на 2 года. Разработана на основании авторской программы  по русскому языку Н.Гольцовой...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...