Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Политова Ольга Ивановна

Рабочая учебная программа

элективного курса

«Избранные вопросы русского языка:

культура речи» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_kultura_rechi.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Учредитель: Администрация муниципального образования

муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом                                                                     Руководитель ОУ

Протокол №__ от « ___ »___________20__г.                                « ___ »___________20__г.

Рабочая учебная программа

элективного курса

«Избранные вопросы русского языка:

культура речи»

за курс основного общего образования

Срок реализации: III-IV четверть 2015-2016 учебного года.

Рабочая программа составлена Липиной О. И.

с.Зеленец

2015г.

Пояснительная записка

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Цель курса:

  • Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Задачи курса:

  • Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения.
  • Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

В результате изучения учащиеся должны знать/понимать:

  • Основные аспекты культуры речи.
  • Основные требования к речи.
  • Нормативность речи.

Уметь:

  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
  • Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания.
  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
  • Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Данный курс также поможет учащимся 9 класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в форме ГИА.

Содержание обучения

Культура речи

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Коммуникативный аспект культуры речи

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных, пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употребленных в речи.

Логичность речи. Композиция речи. Ошибки в нарушении логичной речи.

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише и канцеляризмы, приводящие к обезличенности речи, пустословию. Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования — один из источников обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.

Лексическое богатство русского языка. Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении. Основные виды поэтических тропов и использование их мастерами русского слова: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса: параллелизм, антитеза и оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое обращение, многосоюзие и бессоюзие.

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи

Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Молодежный сленг (крутой, клевый и т.п.) и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчиненных предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;

  • знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этический аспект культуры речи

Речевой этикет как правила речевого общения. Речевой этикет как компонент культуры речи. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

Учебно-тематическое планирование для 9 класса

(18 часов)

№№

Разделы

Темы занятия

Количество часов

Культура речи

Основные аспекты культуры речи.

1

Основные требования к речи.

1

Коммуникативный аспект культуры речи

Точность речи.

1

Ясность и логичность речи.

1

Композиция речи.

1

Ошибки в нарушении логичной речи.

1

Богатство и разнообразие речи.

1

Источник богатства и выразительности русской речи.

1

Лексическое богатство русского языка.

1

Основные виды поэтических тропов.

1

Основные виды поэтических тропов.

1

Основные виды поэтических тропов.

1

Нормативный аспект культуры речи

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.

1

Лексические нормы. Речевые ошибки. Грамматические нормы.

1

Орфографические нормы.

1

Пунктуационные нормы.

1

Пунктуационные нормы.

Этический аспект культуры речи

Речевой этикет как компонент культуры речи.

1

Итого:

18

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся

Бердникова Е. Д., Петрякова А. Г. Тесты по культуре речи. — М., 2015.

Голуб И. Б., Розенталъ Д. Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

Колесов В. В. Культура речи — культура поведения. — Л., 2014.

Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.

Розенталъ Д. И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.

Словари

Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.

Скворцов Л. И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2015.

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико- грамматическими формами. — М., 2000.

Для учителя

Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. — М., 1981.

Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

Гойхман О. Я., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1994.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прграмма элективного курса по русскому языку "Культура речи" в 10 классе

Программа базируется на программно- методических материалах М. Т. Баранова (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа, М., 2001 г.)....

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

Программа кружка по русскому языку "КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Учебная программа кружка культуры речи по русскому языку для учащихся 7-х   классов...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи"

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Культура речи" для учащихся 9 класса...