Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Цели:
-формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;
-развитие связной речи обучающихся;
-закрепление понятий «точность», «уместность»;
-формирование этических норм поведения в процессе общения и совместной деятельности;
-воспитывать бережное отношение к русскому языку, к культуре речи, к слову;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок - презентация "Культура речи" | 2.11 МБ |
Подписи к слайдам:
ВключИт
,
звонИт
,
баловАть
,
клЕить
алфавИт
,
Искра
,
цепОчка
,
щавЕль
красИвее
,
углублЁнный
,
украИнский
,
слИвовый
жалюзИ, каталОг
,
стАтуя
Устное высказывание.
Спишите эпиграф к уроку.
Как вы понимаете высказывание русского писателя Алексей Николаевича Толстого (1882-1945)?
Согласны ли вы с ним?
Ментик
короткая гусарская накидка с меховой опушкой.
Тема урока: «Культура речи.
Соблюдение норм современного русского литературного языка»
(5 класс)
Культура речи
– это раздел лингвистики, в котором рассматриваются
нормы
(
правила
) современного русского языка.
Правильность
– очень важная сторона речи. Правильная, содержательная, выразительная речь – признак культуры и образованности человека.
Содержание норм языка предполагает оценку речи с точки зрения
правильно – неправильно
(
ошибочно
)
:
звон
И
т
(
правильно
)
- зв
О
нит
(
неправильно
)
;
включ
И
т
(
правильно
)
– вклЮчит
(
неправильно
)
;
в сад
У
(
правильно
)
- в сад
Е
(
неправильно
)
и т.п.
Орфоэпическая разминка
Расставить правильно ударение
Включит, звонит, баловать, клеить
алфавит, искра, цепочка, щавель
красивее, углублённый, украинский, сливовый
жалюзи, каталог, статуя
Объясните, какие ошибки допущены во фразы.
1
. Мой аквариум стал каким-то безлюдным.
2. В портфеле лежали книги, калькулятор, тетради, бутерброд с колбасой и другие принадлежности.
3. В клетке сидит мой пернатый друг – хомячок.
4. Илья Муромец хорошо играл и плясал на гуслях.
Бирюльки
1. Маленькие точёные фигурки, применяемые в игре, в которой из кучки таких фигурок достают крючком одну за другой, не шевеля остальные.
2. Играть в бирюльки –заниматься пустяками (перен.)
У
рок
русского языка в
5 классе
«КУЛЬТУРА РЕЧИ
»
Выполнила:
Чижмак И.Н
.,
у
читель русского языка и
литературы
Самара 2015
Оцените примеры с позиции «правильно» – «неправильно».
Пользуйтесь соответствующим словариком учебника.
КрасИвше
,
[
тэ
]
рмин
, много
апельсИн
,
положьте
,
шоферА
,
гололЁдица
,
значИмый
, много носок, много
чулков
.
Задание:
1. Объясните значение этих слов.
2.
Нарисуйте их.
3. Узнайте лексическое значение этих слов в Толковом словаре Ожегова.
4. Сделайте вывод: изменилось ли ваше представление о значении слов? Запишите вывод под рисунком.
5.Представьте результаты исследования группы.
Вывод:
Русский язык считается одним из самых замечательных и в то же время одним из самых трудных. Недостаточно освоить грамотное письмо, но необходимо овладеть высокой культурой речи.
Перед нами стояли задачи: научить детей соблюдать нормы современного русского литературного языка, повторить орфоэпические нормы, исправлять речевые ошибки, умению работать со словарём, работать в коллективе, уметь слушать товарищей, высказывать своё мнение.
Из опыта работы я заметила, что пятиклассникам очень интересно работать со словарями, но не все могут работать в коллективе. Ребятам следуют обогащать свой словарный запас. Монологическая
р
ечь у многих обучающихся не развита. Следует продолжить работу по развитию речи, по культуроведению.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой
Чтобы овладеть нормами современного русского литературного языка, нужно их знать и уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей, а также работать с разными лингвистическими словарями:
*
орфографическими
* орфоэпическими
* толковыми
* словарями трудностей русского языка
и др
.
Задачи:
-
формирование умения работать с новой информацией;
-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-формировать умений работать в группах(коммуникативные УУД);
-формировать умение работать со словарём
В чём заключаются ошибки в следующих предложениях?
Запишите примеры в исправленном виде.
1. Мальчик и девочка шла по дороге.
2. Самая ближайшая дача находилась в трёх килОметров от станции.
3. Женщина и девочка подошла к прилавку и попросила продавца показать товар.
4. Это платье
красивЕе
.
Джонка
В Китае и других странах Юго-Восточной Азии: грузовое судно с четырёхугольным парусом.
Рефлексия: знания влияют на то, как мы видим и изображаем окружающий мир.
Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Докажите справедливость заключённого в нём утверждения.
Основным требованием к речи является соблюдение точности, ясности, ч_стоты, выр
_
зительности и прав_льности. Надо х_рошо знать правила и пост_янно сл
_
дить за своей речью.
Нормы построения текста
– это требования к содержанию, логической последовательности и речевому оформлению устного и письменного текста.
Игра – исследование «Что означает слово?»
(групповая работа)
Джонка Битюг
Бирюлька
Плюмаж
Ментик
Цели:
-формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;
-развитие связной речи обучающихся;
-закрепление понятий «точность», «уместность»;
-формирование этических норм поведения в процессе общения и совместной деятельности;
-воспитывать бережное отношение к русскому языку, к культуре речи, к слову;
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности ( своей-чужой), анализировать собственную работу, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Орфоэпические нормы
устанавливают правила словесного ударения и правильного произношения звуков в словах.
Орфографические нормы
регулируют правильное написание слов.
Пунктуационные нормы
- правила постановки знаков препинания.
Грамматические
нормы
- это правила образования форм слова, словосочетаний и предложений.
Лексические нормы
регулируют правильное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими признаками.
Найдите и исправьте ошибки, допущенные в речи.
- Ну, ты, типа, идёшь?
- Ща приду. Я как бы думаю.
- Чё ты думаешь?
- Идтить мне или подождать, когда дружбан позвОнит.
- Ихний телефон не работает.
Плюмаж
украшение из перьев на головном уборе
Библиография
Литература.
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей образовательных учреждений. М. «Просвещение» 2012
2.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.
5
класс: учебник
для
общеобразоват
.
у
чреждений. 8-е издание., стер.- М.: Мнемозина, 2011
3.Граник Г.Г., Борисенко Н.А., Владимирская Г.Н. Русский язык. 5 класс: учебник
для
общеобразоват
. учреждений. М.: Мнемозина,
2012
4. Словарь русского языка. Ожегов С.И.
изд.М
. ОНИКС. Мир и Образование
Интернет-ресурсы.
http
://
ru.wikipedia.org
/
http
://
slovarus.com
/
http
://
yandeks.ru
/
images
/
Изучая русский язык в школе, вы знакомитесь с разными
нормами
(правилами):
*
орфоэпическими,
* орфографическими,
* пунктуационными,
* грамматическими,
* лексическими
,
а также
нормами построения текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4
Разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...
Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов 2 курса специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...
Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".
АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...
Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".
Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....
Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка
Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка....
Практическая работа по теме " Лексические нормы современного русского литературного языка"
Задания для усвоения лексических норм...
Практическая работа по теме " Морфологические нормы современного русского литературного языка"
Задания могут использоваться для закрепления норм морфологии,а также для подготовки к ЕГЭ....