Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".
учебно-методический материал (9, 10, 11 класс) на тему

Ильичева Надежда Андреевна

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratornaya_rabota.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ТЕМА: Культура речи и нормы современного русского литературного языка.

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  • совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы;
  • помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы;
  • научить ориентироваться в языковых средствах для осознания текста научного стиля в жанре аналитического общения.

ЦЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  • овладение понятием нормы и признаками правильной речи;
  • уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. словарь трудностей русского языка (издания последних лет).

Ход выполнения лабораторной работы

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Оргмомент. Целепологание

Актуализация опорных знаний (нормы языка, вариант нормы, культура речи, нарушение нормы, способ устранения ошибок, связанной с нормой.) Проверка домашнего задания осуществляется путем проверки усвоения теоретических положений по теме на основе задания: «Дать определение понятия нормы и ее вариантов».

При ответе на данный вопрос учащиеся опираются на учебное пособие К.С.Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» (М., 1989).

Вторая часть домашнего задания связана с выборочной проверкой знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отражающей данные различных словарей и справочников в отношении отдельных пар слов (например: столяр~столяр, махает- машет, ноль-нуль).

Словари и справочники

Толковый словарь

Орфоэпический словарь

Словарь трудностей русского языка

3. Практическая часть. Цель - закрепление умений по отбору языковых средств для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.

Задания выполняются в группах. Результаты фиксируются в оценочном листе.

Задания:

1.Отметьте нарушения норм русского литературного языка в предложенном тексте. Чем вызваны эти нарушения? 2.Определите типы вариантов норм в представленных примерах. Охарактеризуйте каждый вариант с точки зрения соответствия его нормам русского литературного языка.

З.Письменно оформите свои наблюдения. На работу отводится 30 минут

Подведение итогов.

Домашнее задание

Аналитическое сообщение на основе самостоятельного анализа текста, в котором допущено нарушение нормы

МАТЕРИАЛЫ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1

ВАРИАНТ 1

  1. - Ты чего это ходишь? - спросил Пека, подъезжая к ней. - На природу интересуешься, да?
  • На природу.
  • ну дак ты вот что... Знаешь - ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто черемухи - я вчерась весь объелся.

(Абрамов).

  1. Полоскает - полощет, верба - верба, гектар - гектаров, компас - компас, дубрава - дуброва, собрала - собрала.

ВАРИАНТ 2

  1. Трудное это дело - чужих детей учить и особенно сиротков. Но за свою жизнь я их штук десять настоящими ковалями окончательно сделал, и теперь и в Тубянском, и в Войсковом, и в других хуторах моей выучки ковали по кузницам орудуют, а один даже в Ростове на заводе работает. Это - не шутка, парень, ты сам на заводе работал и знаешь: абы кого туда не примут на работу. Тем и горжусь я, что хоть и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется.
  2. Помидор-помидоров, отдал-отдал, петля-петля, капает-каплет, послала- послала, обуславливать-обусловливать, цеиент-цемент.

(Шолохов).

ВАРИАНТ 3

  1. - Чему обучаюсь? - переспросил Макар и захлопнул книжку. - Английскому языку...
  • Трудная штука?
  • Трудная до невозможностей!... но сам собою язык даже несколько похожий на наш. Много у них слов, взятых от нас, но только они концы свои к ним поприделали. По-нашему, к примеру «пролетариат»
  • и по - ихнему так же, окромя конца, и то же самое слово «революция» и «коммунизм». Они в концах какое-то шипениье произносют, вроде злобствуют на эти слова, но куда же от них денешься? Эти слова по всему миру коренья пустили, хошь не хошь, а приходиться их говорить.

(Шолохов).

  1. Прибег-прибегнул, браслет-браслета, поднял-поднял, убрала-убрала, плещет-плескает, домишко-домишка, оспоривать-оспаривать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4

Разработка урока русского языка  в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка

Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка....