Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы грамматики» 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Приезжих Ольга Александровна

Данная рабочая программа элективного курса предназначена для 11 класса общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_11_kl.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

городского округа

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор школы

Педагогического совета.

Гераськина Е.Е.

Протокол № 1 от 30 августа 2024 г.

Приказ №   от 30 августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного предмета русский язык

Составитель

учитель русского языка и литературы

Приезжих О.А.

«Трудные вопросы  грамматики»

год составления РП - 2024

срок реализации РПП – 1год

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Предлагаемый курс  предназначен для реализации в 11 классе общеобразовательной школы в течение одного учебного года, рассчитан на 1 час в неделю (34 ч за учебный год).

Курс «Трудные вопросы русской грамматики» расширяет и углубляет  рамки учебной программы. Он состоит из следующих  разделов: «Введение», «Морфология и орфография»,  «Морфология и словообразование», «Явления переходности в грамматике русского языка», «Морфология и культура речи», «Грамматика. Синтаксис и пунктуация».              В содержании современной школьной программы эпизодически  рассматриваются вопросы функциональной омонимии знаменательных и служебных частей речи, морфологические и синтаксические нормы языка,  вопросы культуры речи. Это нередко создает у учащихся трудности при подготовке к итоговой аттестации.  В данном курсе внимание сосредотачивается на трудных вопросах, предполагающих повторение, систематизацию и углубление сведений из области морфологии и синтаксиса во взаимодействии со  словоупотреблением, явлениями грамматической омонимии , вопросами культуры речи. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приемами правки и редактирования текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию  навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам  словарей и справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Вокруг нас происходит размывание языковой нормы, уже обусловившее кризис русской речи, поэтому важно восстановить уважение к нормативному строю языка в его речевом функционировании. Человек, владеющий речевой культурой и нормами письменной речи, сегодня остро необходим современному обществу.  

      Данный элективный курс актуален, т.к. открывает новые возможности  с одной стороны для углубления содержания лингвистического образования,  с другой стороны обеспечивает условия эффективной подготовки к ЕГЭ. 

Основная форма реализации содержания программы – учебное занятие с устными и письменными упражнениями, практикумы и консультации. Важная роль  отводится   практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ. Для совершенствования практических умений учащихся и отслеживания результатов используются задания формата ЕГЭ.

                Цели обучения русскому языку согласуются с важной задачей , связанной с необходимостью готовить учеников к выпускному экзамену. Независимо от формы его проведения старшеклассники должны продемонстрировать  результаты освоения родного языка:

владение всеми видами речевой деятельности, способность  использовать язык в различных сферах и ситуациях общения; владение информационными умениями, основными нормами литературного языка, нормами речевого поведения в различных сферах  общения

                   Задачи курса:

• формирование представления о русском языке как целостной      структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;

• развитие и совершенствование орфографических, пунктуационных умений и навыков, углубление теоретических знаний по  грамматике русского языка,  развитие познавательного интереса к родному языку;

• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме;

• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

создать условия для успешной подготовки к экзаменам по русскому языку

         ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате  выпускник должен:

  • соблюдать в практике письма и речи орфографические, пунктуационные , морфологические и речевые нормы современного русского литературного языка;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности ;
  • различать грамматические омонимы;
  • владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора;
  • правильно вычленять грамматическую  основу предложения;
  • выполнять разбор сложных синтаксических конструкций

Достаточно высокая степень научности (опора  на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов русской грамматики,  поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне.

Личностные результаты:

- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.

- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.

 -Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.

- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками,

- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.

- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.

- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели учебной, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать  успешные речевые стратегии.

-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований

эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.

-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

      - сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

-владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-владение различными приёмами редактирования текстов;

-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;

-понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4

-владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ  ГРАММАТИКИ»

1. Введение. 1ч

Основы языкознания. Язык, его структура.

2.Грамматика. Морфология и орфография. 9ч.

    Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и чередующиеся.   Корни-омофоны. Правописание н-нн в различных частях речи. Правописание н-нн в кратких прилагательных и кратких причастиях.  Правописание не с различными частями речи. Правописание частиц не и ни. Слитное, дефисное и раздельное написание  наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание  сложных слов. Правописание союзов, предлогов и частиц.

 3. Морфология и словообразование. 3ч.

Типичные морфемные модели имен существительных , прилагательных , глаголов , наречий. Основные способы образования слов: приставочный, приставочно-суффиксальный,  суффиксальный, сложение, бессуффиксный  и неморфологические(морфолого-синтаксический, лексико-семантический)

4.Явления переходности в грамматике русского языка. 7ч

      Явления переходности в системе частей речи. Дифференциальные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Понятие о функциональной омонимии. Лексические и грамматические омонимы. Переходные случаи между существительными и прилагательными(субстантивация).Переходные явления между прилагательными и причастиями(адъективация) . Переходные явления  между прилагательными и  местоимениями(прономинализация). Переходные явления между наречиями и существительными (адвербиализация). Свойства существительных, образованных суффиксальным способом от числительных. Краткие прилагательные и их функциональные омонимы.  Местоимение что и его функциональные омонимы. Местоимение это и его функциональные омонимы. Омонимия в сфере служебных частей речи.

Сходство и различие союзов и союзных слов. Отличие частиц от других частей речи.

5.Морфология и культура речи. 5ч.

Морфологические нормы употребления существительных. Морфологические нормы употребления прилагательных. Морфологические нормы употребления глаголов и глагольных форм. Морфологические нормы употребления числительных. Морфологические нормы построения словосочетаний и предложений. Морфологические нормы сочетания подлежащих и сказуемых.

Основные категории грамматики. Имя существительное: род отдельных слов, в том числе несклоняемых, особенности в образовании падежных форм, Имя прилагательное: семантические оттенки полной и краткой форм, специфика образования полной и краткой форм степеней сравнения; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, которая вызвана местоимениями. Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императив. Деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; связь деепричастия с подлежащим (семантическая) и сказуемым (синтаксическая).
     Имя числительное, склонение составных числительных, как количественных, так и порядковых (счетных слов), числительные собирательные и возможность их образования; предлоги и их употребление в речи, производные предлоги и их грамматически правильное использование в тексте; речевое функционирование союзов; частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы;
      Основные случаи согласования слов в тексте. Моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами.
6. Грамматика. Синтаксис и пунктуация. 9ч

Структура простого и сложного предложения. Грамматическая основа. Трудные случаи определения типов сказуемого Способы выражения подлежащего и сказуемого. Трудные случаи определения составных сказуемых. Безличное предложение. Способы выражения именной части. Вводные слова и члены предложения..Типы сложного  предложения. Сложные предложения с различными видами связи

Синтаксический разбор предложения.

Календарно-тематический план курса

урока

п/п.

Тема урока

Вид  учебной деятельности

    Дата     проведения

План

Факт

1

Введение. Морфология и синтаксис как основные разделы грамматика.

Осознают понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязь различных единиц и уровней языка, языковая норма и её функции.

Выполняют упражнения. Строят монологическое высказывание.

.09

2

Трудные случаи в применении орфографических правил правописания безударных гласных в корне слова. Разграничение  омонимичных корней слов.

Различают омонимичные корни, выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы. Строят монологическое высказывание по теме. Производят самоконтроль своей деятельности.

12.09

3

Трудные случаи в применении орфографических правил правописания Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.  

Проводят морфологический анализ слова (его отнесенность к  определённой части речи)Выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы, связанные с правописание н-нн в различных частях речи. Строят монологическое высказывание по теме. Производят самоконтроль своей деятельности.

19.09

4

Правописание Н-НН в различных частях речи

26.09

5

Трудные случаи в применении орфографических правил правописания НЕ с разными частями речи

Проводят морфологический анализ слова (его отнесенность к  определённой части речи).Выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы, связанные с правописание.

3.10

6

Трудные случаи в правописании наречий.  Слитное, раздельное, дефисное написание наречий

10.10

7

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

17.10

8

Правописание служебных частей речи

24.10

9

Правописание частиц не и ни

7.11

10

Диагностика знаний по теме «Грамматика. Морфология и орфография»

Выполняют контрольную работу. Осуществляют самоконтроль своей деятельности.

14.11

11

Морфологический и неморфологический способ образования существительных

Владеют основными терминами и понятиями раздела.

Употребляют их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию.

Понимают принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием. Осознают разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Совершенствуют навыки словообразования прилагательных ,глаголов,наречий.

21.11

12

Словообразование прилагательных и глаголов

28.12

13

Особенности словообразования наречий

5.12

14

Функциональные омонимы

Повторить, обобщить и систематизировать

полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления. Работают над понятиями : субстантивация и адъективизация,адвербиализация, грамматическая омонимия. Разграничивают части речи. Пишут слова в соответствии с  орфографическими нормами.

12.12

15

Омонимия внутри знаменательных частей речи(субстантивация и адъективизация)

19.12

16

Отличие наречий от слов категории состояния и кратких прилагательных. Адвербиализация

26.01

17

Переход знаменательных частей речи в служебные

9.01

18

 Разграничение союзов  и союзных слов

16.01

19

Отличие частиц от других частей речи

23.01

20

Различение грамматических омонимов

30.01

21

Грамматическая правильность русской речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол и его формы

Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдают грамматические и орфографические нормы в собственной речевой практике. Выполняют упражнения.Строят монологическое высказывание.

6.02

22

Грамматическая правильность русской речи. Имя числительное. Местоимение. Служебные части речи

13.02

23

Грамматические нормы построения словосочетания и предложения

20.02

24

Грамматические нормы координации подлежащего и сказуемого

27.02

25

Грамматические ошибки

( морфологические и синтаксические)и приемы их устранения

6.03

26

Грамматическая основа предложения: проблемы и решения

Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдают пунктуационные нормы в собственной речевой практике. Выполняют упражнения. Анализируют структуру предложения. Используют в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Выявляют случаи нарушения синтаксических норм, выполняют коррекцию нарушений.

13.03

27

Безличное предложение. Формы выражения сказуемого

20.03

28

Различные виды осложнения предложения

3.04

29

Отличительные признаки вводных слов  от членов предложения

10.04

30

Типология и анализ сложного предложения

17.04

31

Сложные синтаксические конструкции. Пунктуация в них

8.05

32

Типичные случаи нарушения синтаксической нормы

15.05

33

Диагностика знаний по теме                  «Грамматика. Синтаксис и пунктуация»

Выполняют контрольную работу. Осуществляют самоконтроль своей деятельности.

22.05

34

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков

Самостоятельно определяют цели, задают критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применяют полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Трудные вопросы математики» 10-11 класс.

Пояснительная записка. Содержание обучения. Требования к подготовке учащихся. Список рекомендуемой учебно – методической литературы     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...