2022 г. Урок-практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения с использованием технологии «Фишбоун»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Фёдорова Людмила Александровна

подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по 9.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения с использованием технологии «Фишбоун»

Тема:

«Обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту» (по 3 части задания ОГЭ 9.2)

Цель урока:

формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту; научить анализировать текст.

 Задачи:

предметные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;

метапредметные:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

личностные:

формирование нравственных качеств учащихся; воспитание сострадания, чуткого, доброго отношения к людям.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умения решать образовательные («лингвистические») задачи.

Методы урока: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Технология: модерации.

Оборудование: раздаточный материал, памятки «Алгоритм работы над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста»,

текст , толковые словари.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку, все ли обучающиеся присутствуют на уроке.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Проверка домашнего задания

Проверить наличие определений понятий.

Показывают работы.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

      Объявление темы урока, цели, задач.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу по подготовке к итоговой аттестации. Мы с вами будем готовить материал для написания сочинения - рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 9.2.  Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту?

Запись темы урока: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту 9.2

(Знать понятия «рассуждение», «тезис», «аргументы», «вывод»; уметь аргументировать тезис, подбирать примеры из текста, создавать связный текст-рассуждение с сохранением тезиса, на основе алгоритма).

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Исходя из того, что было перечислено, как бы мы могли сформулировать основные задачи нашего урока?

(Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения; продолжить работу по выделению ключевых слов в тезисе, уметь находить аргументации в тексте).

Актуализация опорных знаний

Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит?

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по 9.2. с использованием технологии Фишбоун. (слайд 1). Сначала вспомним алгоритм написания сочинения-рассуждения 9.2 (слайд 2)

-А сейчас мы с вами познакомимся со словом « Фишбоун».

Дословно это слово «Фишбоун» переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» (слайд 3)

Итак, ребята сегодня при написании сочинения-рассуждения мы будем собирать рабочий материал на фишбоуне.

- Как вы думаете, что мы будем записывать в части головы рыбы?

-На верхних косточках?

-На нижних косточках?

- В части хвоста?

(1 часть работы - изложение, 2 часть - тестовая часть и 3 часть сочинение-рассуждение по прочитанному тексту).

Алгоритм написания сочинения-рассуждения ОГЭ по 9.2

1. Тезис
2. Аргумент1(из текста)+комментарий
3. Аргумент 2(из текста)+комментарий
4. Вывод

-Тезис

-Аргумент1

-Аргумент2

-Вывод

  1. Работа с текстом. (приложение 1)

Чтение исходного текста

   (1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2) Шел по улице, поскользнулся и упал... (3)Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (4)С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. (5) Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать.

(6)И говорить-то не могу — рот разбит.

  (7)Решил повернуть назад, домой. (8)Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. (9)Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. (10) Народу на улице было много. (11)Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

(12)Позже я раздумывал над этой историей. (13)Могли ли люди принять меня за пьяного? (14)Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. (15)Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? (16)Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил … стало чувством привычным?

(17)Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы        могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (18)Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.       (По Д. А. Гранину)

    Дании́л Алекса́ндрович Гра́нин - российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

     9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:

«…что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь».

 Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мы с вами помним, что написание сочинения-рассуждения невозможно без предварительной подготовки. Сегодня мы попробуем поработать по алгоритму и каждый из вас должен успеть написать черновой вариант сочинения-рассуждения на фишбоуне.

(приложение 2)

План сочинения

Пример

Тезис (записываем на голове фишбоуна)

 

  • Собственное отношение к содержанию высказывания

Основная часть

  

  • Пример из текста № 1 + комментарий

(на верхних косточках)

  • Пример из текста № 2 + комментарий

      (на нижних косточках)

Вывод (на хвосте фишбоуна)

 

  1. Оценивание работ.

А теперь каждый из вас попробует оценить свою работу по критериям  оценивания выполнения задания 9.2

Обучающиеся оценивают свои работы по критериям

Критерии оценивания выполнения задания 9.2 (приложение 2)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Максимальное количество баллов

С2К1

Наличие обоснованного ответа

2

 С2К2

Наличие примеров-аргументов

3

 С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

2

 С2К4

Композиционная стройность

2

 

Общее количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4

9

  1. Рефлексия
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что было особенно интересно?
  • Какие затруднения испытывали?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з:

Повторить алгоритм написания работы над сочинением-рассуждением.

Написать сочинение ОГЭ 9.2 (вариант 4) и оценить свою работу по критериям выполнения задания 9.2

Запись в дневник.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...

Использование технологии педагогических мастерских при подготовке к написанию сочинения-рассуждения 9.3. (ОГЭ: Русский язык)

Презентация отражает содержание мастер-класса для учителей русского языка и литературы. Презентацию можно использовать при подтоговке учащихся к написанию сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...