Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Хабирова Гюзель Барыевна

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы  "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет  при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ОГЭ

Слайд 2

Что такое лингвистика? Словарь Даля: Лингвистика – наука о языке, языкознании. Так и тему можно назвать лингвистической, если она посвящена языкознанию, изучению какого-либо раздела науки о языке.

Слайд 3

Рассуждение Каковы особенности строения текста типа рассуждения? Композиция рассуждения: 1.Тезис. 2. Доказательство. 3. В ывод .

Слайд 4

ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста. Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.

Слайд 5

Какие вводные слова могут помочь сформулировать предположение, тезис? Бесспорно , очевидно и др.

Слайд 6

Какие вводные слова помогут построить доказательство? во-первых, во-вторых , наконец, с одной стороны, с другой стороны, и др.

Слайд 7

Какие вводные слова помогут составить вывод, заключение? итак, одним словом, следовательно , таким образом, и др.

Слайд 8

Задание части С Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …

Слайд 9

Объем сочинения не менее 70 слов План сочинения 1 . Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2 . Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки . То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца . А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

Слайд 10

С чего начать? Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Задание. Осмыслите его. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Выделяем ключевые слова.

Слайд 11

Шаг 3. Оформляем вступление (2-3 предложения) Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: Автор -считает, -утверждает, - доказывает и др.

Слайд 12

выражения своего отношения к авторской позиции выражения своего отношения к авторской позиции - действительно; - не могу не согласиться с автором высказывания; - я полностью согласен с ...; - я разделяю точку зрения автора высказывания; - я поддерживаю мнение автора; - бесспорно мнение автора о том, что ...

Слайд 13

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ Шаг 4. Обратимся к тексту ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... -примеры из указанного текста; -назвать языковое явление, и объяснить его значение и указать роль в тексте . Аргументация Лексическое (явление) Грамматическое (явление)

Слайд 14

Языковые явления Лексические Грамматические

Слайд 15

Лексические омонимы синонимы антонимы паронимы Лексика активного и пассивного запаса общеупотребительная лексика диалектизмы профессионализмы жаргонизмы арго эмоционально окрашенные слова архаизмы историзмы неологизмы заимствованные слова старославянизмы традиционно-поэтические слова народно-поэтические слова разговорная лексика просторечные слова книжная лексика термины фразеологизмы крылатые слова эмоционально-экспрессивная лексика Тропы метафора метонимия ирония гипербола олицетворение сравнение синекдоха литота эпитет аллегория перифраза Стилистические фигуры градация антитеза оксюморон лексический повтор анафора эпифора

Слайд 16

Грамматические Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс, окончание Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи : самостоятельные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол причастие деепричастие наречие служебные предлог, союз, частица междометия Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание) повествовательные, побудительные, вопросительные предложения восклицательные и невосклицательные предложения простые предложения двусоставные и односоставные предложения типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) неполные предложения распространённые и нераспространённые предложения обращения однородные члены обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения) уточняющие и поясняющие члены предложения вставные конструкции вводные слова и предложения прямая речь косвенная речь диалог сложносочинённые предложения сложноподчинённые предложения бессоюзные сложные предложения Синтаксические средства художественной изобразительности риторические восклицания риторический вопрос риторическое обращение параллелизм анафора эпифора инверсия эллипсис умолчание смещение синтаксических конструкций присоединительные конструкции парцелляция многосоюзие бессоюзие градация

Слайд 17

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Слайд 18

1.(образец) Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры. Во-первых, интересно предложение 2 с точки зрения грамматики. Для выражения отношения ребят к матери Кольки, автор использует восклицательное предложение, характеризующееся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. Во- вторых, А. Алексин, восторгаясь игрой волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение: «…мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла. Таким образом, точный подбор слов в тесте является требованием стиля, вкуса и смысла.

Слайд 19

2. (образец) Я разделяю точку зрения К.А.Федина о том, что "Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла". Попробуем объяснить данное утверждение. Писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи». Эти словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры. А в предложении 19: «Словом, мама умела делать достижимым все, что нужно было отцу и Кольке» вводное слово «словом» помогает рассказчику выразить свою мысль и отношение к маме Кольки. Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.