Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Строкова Елена Викторовна

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина "Тула - город оружейников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekut_uroka_strokova_kimovskiy_rayon.docx19.39 КБ
Файл gorod_remeslennikov.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Елена Викторовна Строкова,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Дудкинской СОШ

Кимовского района Тульской области

Конспект урока развития речи в 5 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Важно ли в жизни обладать ремеслом?»

Цель: обучающиеся через восприятие материала о ремёслах Тульского края, через свою проектную работу осознают, что владение ремеслом нужно современному человеку.

Задачи:

  1. Образовательная: учащиеся познакомятся с презентацией и фактическим материалом, узнают о тульских промыслах и мастерах-ремесленниках.
  2. Развивающая: сумеют проанализировать то, что узнают нового на уроке; сопоставят своё мнение с мнением товарищей и учителя, составят проект (рисунок).
  3. Воспитывающая: ребята будут работать вместе, учиться слушать и слышать друг друга; уважать мнение других и отстаивать своё.

Тип урока: развитие речи

Организация урока: три  группы

Приём технологии развития критического мышления:

 метод «Тур по галерее»

План урока:

  1. Стадия побуждения – эмоциональный настрой, постановка познавательной задачи и проблемного вопроса: «Важно ли в жизни обладать ремеслом? Нужны лди ремёсла сегодня?»
  2. Стадия реализации – работа в группах, создание проекта (рисунка), постановка вопросов по содержанию проектов (обмен вопросами между группами).
  3. Стадия рефлексии – ответы на вопросы оппонентов, защита проектов.

Оборудование: музыкальный клип М.Михайлова «Тула – земля моя», компьютерная презентация «Тула – город ремесленников», листы бумаги, фломастеры, карандаши, цветные стикеры.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Побуждение
  • Эмоциональное погружение в тему урока (музыкальный клип М. Михайлова «Тула – земля моя»)
  • Кто они, «золотые умельцы России»?
  • Объявление темы урока, постановка проблемного вопроса : «Важно ли в жизни обладать ремеслом? Нужны ли ремесленники сегодня?
  • Вызов уже имеющихся знаний по теме урока (какими ремёслами знаменита Тула).
  • Проведение компьютерной  викторины «Тула – город ремесленников».

Подготовленный ученик читает стихотворение В. Лазарева «Золотые умельцы России»

Учащиеся отвечают на вопросы викторины

  1. Реализация

Консультирует, направляет, помогает

Работают в группах, оформляют проект (рисунок), обсуждают проблему и её решение, подбирают аргументы; «спикер» готовится к защите; вывешивают свои рисунки; пишут вопросы на стикерах для своих оппонентов.

  1. Рефлексия

Оценивание своей работы и работы в группах:

Какая работа вам понравилась? В чём испытывали затруднение? Что узнали нового? Чему научились?

Подведение итогов.

Защищают проекты, отвечают на вопросы

  1. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «В жизни важно обладать ремеслом».

        Образец сочинения-рассуждения

В жизни важно обладать ремеслом.

В жизни важно обладать ремеслом.

Это необходимо для самоутверждения, для того, чтобы чувствовать себя человеком с большой буквы. Если станешь мастером своего дела, сможешь качественно выполнять работу, радуя изделиями людей. Как, например, тульские мастера, которые смогли воплотить в жизнь удивительную красоту: и пряник, поднимающий настроение окружающим; и оружие, помогающее Родине в трудную минуту; и самовар, согревающий теплом не только тело, но и душу. Обладая ремеслом, сможешь добиться почёта и уважения. И дети твои не станут стыдиться тебя.

Благодаря умелым рукам многого можно добиться в жизни. Вот почему важно обладать ремеслом.

(Текст взят из книги «Русский язык. Региональный компонент Тульской области. Учебное пособие для учащихся 5 классов средних общеобразовательных учреждений». Авто-составитель Е.Ю. Макарочкина, Тула: «Александр Невский», 2005 г., с. 32)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Город ремесленников Игра для любознательных знатоков истории малой родины

Слайд 2

7 10 9 8 1 2 3 4 5 6 Вопросы

Слайд 3

Вопросы 1 Ответ Кто издал указ об открытии в Туле оружейного завода, и почему это было сделано?

Слайд 4

Вопросы 2 Ответ Чем знаменит Левша, и какой тульский мастер стал прототипом Левши

Слайд 5

Вопросы 3 Ответ Какими ремеслами издавна знаменита Тула?

Слайд 6

Вопросы 4 Ответ Чем знамениты братья Иван и Назар Лисицыны?

Слайд 7

Вопросы 5 Ответ В чем особенность изготовления тульских пряников?

Слайд 8

Вопросы 6 Ответ Чем прославил наш город Николай Иванович Белобородов?

Слайд 9

Вопросы 7 Ответ Чем прославился Одоевский район на весь мир?

Слайд 10

Вопросы 8 Ответ Что обозначает слово «ремесленник»?

Слайд 11

Вопросы 9 Ответ В нашем крае было два вида глиняных игрушек. Назовите их.

Слайд 12

Вопросы 10 Ответ Кому этот памятник?

Слайд 13

1 Вопросы Петр I , так как закупать оружие за границей было очень дорого

Слайд 14

Вопросы 2 Левша подковал англицкую блоху; прототипом стал Алексей Сурнин

Слайд 15

Вопросы 3 О ружие , пряники, самовары, гармони

Слайд 16

Вопросы 4 О ни первые открыли в Туле небольшое самоварное производство

Слайд 17

Вопросы 5 О ни печатные, пекутся в отдельных, специально изготовленных досках

Слайд 18

Вопросы 6 В 1870г. он изобрел хроматическую гармонь

Слайд 19

Вопросы 7 В районе есть село Филимоново – родина филимоновской игрушки

Слайд 20

Вопросы 8 ремесленник

Слайд 21

Вопросы 9 Тульская и филимоновская

Слайд 22

Вопросы 10 Памятник левше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «открытого урока» на тему: "Написание сочинения – рассуждения"

Презентация «открытого урока» с использованием новых образовательных технологийТема: «Написание сочинения – рассуждения»9 класс...

Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)

Урок - практикум. «Подготовка к  написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:1) «...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....