Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

 

Урок-практикум

 Обучение написанию сочинения-рассуждения

 

 

Цели:

  • закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;
  • развивать  умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;
  • учить приемам  аргументации собственного мнения.
  • Воспитательная цель: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности;

Основной метод – фронтальная беседа по содержанию текста с опорой на презентационное сопровождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_rassuzhdenie_v_10_klasse.rar522.9 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок-практикум

Обучение написанию сочинения-рассуждения  

урок русского языка в 10 классе

                             

                                  учитель Сосновская И.А.


                    Урок-практикум

 Обучение написанию сочинения-рассуждения

Цели:

  • закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;
  • развивать  умения комментировать проблему, определять авторскую позицию;
  • учить приемам  аргументации собственного мнения.
  • Воспитательная цель: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности;

Основной метод – фронтальная беседа по содержанию текста с опорой на презентационное сопровождение.

                             Материалы к уроку:

- Текст  В. Тендрякова;

- рабочие листы;

- электронная презентация;

- алгоритм выполнения части «С».

                                           Ход урока

1.Слово учителя о теме и целях урока.

Учитель: Ребята,  сегодня у нас урок  обучения сочинению - рассуждению

при подготовке к ЕГЭ. Мы с вами закрепим навыки нахождения основной проблемы текста, продолжим развивать умения комментировать проблему, определять авторскую позицию и находить нужные аргументы для подтверждения собственного мнения.

На уроке мы  будем использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения, карточки с текстом и с вопросами для работы.

2. -Давайте вспомним основные элементы структуры сочинения.

  • Формулировка проблем исходного текста. (1балл)
  • Комментарий  к сформулированной проблеме исходного текста (2)
  • Отражение позиции автора исходного текста (1)
  • Формулировка собственного мнения по проблеме и его аргументация (2)
  • Вывод

3. Автором текста, над которым нам предстоит сегодня поработать, является Владимир Фёдорович Тендряков  - прозаик, сценарист, драматург.

 Современная литература стремится познать человека во всей его сложности и противоречивости, в его внутренней “текучести”, стремится понять человека. Понять — значит дать возможность выявиться всему человеку, постичь не только то, что он есть в эту минуту, но и то, чем бы он мог быть, его духовно-нравственные ценности. Понять — значит художественно исследовать то, что сделало человека именно таким, а не иным, уловить жизненные, социальные, нравственные, психологические процессы, воздействовавшие на его становление.

В. Тендряков относится к таким писателям, которые исследуют человека, стараются понять его. Может быть, поэтому многие его произведения звучат на редкость злободневно.


Нам предстоит поработать с отрывком из повести В.Тендрякова «Расплата». Это произведение было написано в 1979 году. На материале «школьной» повести решаются, т.о., глубочайшие филос. проблемы, волновавшие рус. писателей 19 в. Неслучайно в «Расплате», как и в др. поздних вещах писателя, сюжеты и диспуты перекликаются с «Преступлением и наказанием» и «Братьями Карамазовыми» Достоевского, а имена героев реминисцируют с именами его персонажей.

4.

Знакомство с текстом по В. Тендрякову. Выразительное чтение текста по ролям.

 

До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. Василий Петрович тогда сам начал его: - Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем другая, там кривые пути всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель литературы, детей учите? - Русской литературе хотя бы. А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной! - Вы учите – будь только честным и никак по-другому? - Учу. - И зла никому не делай – учите? - Учу. - И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите? - Тоже. - А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется? Не геометрию из книжек преподаёте? Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай! - А вам бы хотелось, чтобы я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильными пасуй, слабому не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам хочется вот такой свою дочь видеть? - Я хочу… - Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не протопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя, ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб… Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась . Вот чего хочу! Ясно ли? Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ноги поклонился. - Всех этому научить или только вашу дочь? - Всех, всех, чтоб вислоухими не были! - Так что же получается, Василий Петрович, - все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей… В дурном же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас? - А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет – приспосабливайся к нему. - Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его… - Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. На что мне весь мир? Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? Или надеяться могу, что справится Сонька? С ума ещё не сошёл - ни себя, ни её Наполеоном не считаю! Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. А остальные пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… А вы!?

 

5.Работа по анализу текста. 

-К какому стилю речи относится данный текст?

-Речь какого героя более эмоциональна? (Василия Петровича).

-С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова "хочу”. Отец использует в своей речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прямолинейненько), разговорную лексику (загодя, сноровистая, коль).

-Дайте лексическое значение слова "прямолинейный”. (откровенный, но лишённый необходимой гибкости).

-Как относитесь к этому качеству человека?

-Подберите языковой синоним к слову приспособленный (гибкий).

-Какой смысл в это слово вкладывает Василий Петрович? (ловкий, осторожный, практичный)

-Каково, на ваш взгляд, состояние учителя словесности? (Он озадачен, но уверен в своей правоте).

-Через какие языковые средства это передаётся? (неполные предложения, многоточие, повторяет слова отца Сони, вопросительные предложения)

 

6.Формулировка проблем текста.

Работа в группах.

Первая группа учеников размышляет над точкой зрения Василия Петровича.

Вторая пытается рассмотреть позицию учителя.

 

Задание каждой группе: выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора.

 

-"хочу, чтоб счастливой была”

- честным быть
-приспособленной

-не делать зла
-"огибай постоянно”

-сильного не бойся
ловчи

- слабому помогай
осторожничай

- будь щедрым
-"поклониться могла”

-попробовать исправить мир
-не пытайся исправить мир


На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?)

 

7.Формулировка идеи.

В данном тексте сталкиваются две противоположные точки зрения, отражающие различные представления о жизни.

Задание ученикам: продолжите предложения.

1. По мнению Василия Петровича…

2. Учитель же считает…

 

8.Подбор аргументов.

Самостоятельная работа.

1. Познакомьтесь с афоризмами мыслителей прошлого, выберете те, которые помогут подобрать аргументы в пользу той или иной точки зрения.

"Не надо быть невеждою, но невеждой притвориться иногда не худо. С глупцом ни к чему быть мудрецом, с безумным – благоразумным, с каждым говори на его языке.”

(Б. Грасиан)

 

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.

О.Мандельштам

"И если тот, кто живёт среди людей, не хочет умереть от жажды, он должен научиться пить из всех стаканов”. Ф. Ницше.

 

От бед и невзгод не отыщешь спасенья,
Но людям отважным они не помеха,
Ведь тот, кто подходит к делам с опасением,
Навряд ли когда-то добьётся успеха. Э. Севрус.

 

 

"Счастье есть благосостояние, соединённое с добродетелью”. Аристотель.

 

 "Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее”. Ф. Бэкон.

 

 "Никогда нельзя жить счастливо, если всё время дрожать от страха”. П. Гольбах.

 

 

 

2. Литературные герои в помощь современным ученикам.

 

Кто из литературных героев поможет аргументировать вашу позицию? Чацкий и Молчалин из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума”, Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души”, П. Гринёв из повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка”,

А. Болконский и Пьер Безухов из эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир”, "Призовите” их на помощь.

 

 

Дискуссия.

Ребятам предлагается "защитить” точку зрения отца или учителя словесности.

Может получиться приблизительно так:

 - Гораздо спокойнее живут те, кто умеет приспособиться к действительности, он не тратит нервы в борьбе за справедливость. - А где же совесть? Не будет ли она вас тревожить, если останетесь равнодушны к тем, кто несправедлив? - А так ли необходима нам сейчас совесть? От неё одни неприятности. - Человек, как известно, состоит из тела, души и духа. Утрата одной из составляющих ведёт к деградации, уродству. - Не кажется ли вам, что вечная борьба за справедливость приводит к болезни тела? Это ведь тоже одна из составляющих человека. - Жизнь так устроена, что всегда приходится чем-то жертвовать, "платить” за честь и совесть. Пусть лучше это будет тело, чем душа. - Чем же лучше? Боль, тревога, страдание – вот, по-вашему, жизнь? Не проще ли быть хитрым, ловким, изворотливым? - Но это значит унижаться, льстить тем, кого не уважаешь, " прогибаться под мир”. - Герои русских сказок спасались благодаря хитрости, смекалке, порой даже обманывали своих врагов. Хочешь жить – умей вертеться. - Но были и другие герои в литературе, мы восхищаемся их честностью, смелостью, мужеством. Вспомните Петра Гринёва, мог бы не рисковать, а соврать что-нибудь Пугачёву. А он честен до конца, чем снискал уважение даже врагов. - В свою очередь просим вспомнить Чацкого, которого объявили сумасшедшим за то, что он посмел сказать правду. А изворотливые Молчалины до сих пор блаженствуют на свете. - Однако именно Чацким мы восхищаемся, а Молчалин, кстати, сам попался на удочку своей бесконечной лжи. Судьба сама рассудит, кто чего стоит. - Почему же в тепле, достатке живут чаще всего изворотливые, способные "угождать всем людям без изъятья”? Именно такие люди заботятся о своём будущем и будущем своих детей. Вспомните Чичикова, хотел ведь иметь семью, достаток, берег копейку, знал, как подойти к каждому человеку. - Вы всё время говорите о материальном, а это не может быть смыслом жизни. Вспомните Пьера Безухова и Андрея Болконского, они были богатыми людьми, но не могли жить спокойно, искали истину. Предложенный же вами путь ведёт к деградации, а мы за непрерывное развитие. А. П. Чехов говорил: "Мещанство – душевная подлость”. - Зато те, кто стремится помогать другим в ущерб себе, кто говорит правду, когда все молчат, стремится изменить мир, очень недолго живёт и часто оказывался в ссылке или тюрьме. - Да, жили недолго, зато жива о них память. А те, для кого счастье заключается "в трёх аршинах земли”,давно забыты.

 

 Обсуждать данную проблему можно бесконечно, истина всегда где-то рядом.

Задача учеников – выработать личное мнение и убедительно аргументировать его.

 

Домашнее задание: написать сочинение- размышление по тексту В. Тендрякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Обучение написанию сочинения-рассуждения по русскому языку ОГЭ

Данная презентация содержит материал,обучающий написанию сочинению-рассуждению ОГЭ задания типа 2.1 и 2.2....

Шаблон написания сочинения- рассуждения по русскому языку в формате ЕГЭ

Данный шаблон даёт возможность обучить учащихся 10-11 классов написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ....

Мастер-класс для учащихся 11 классов "Написание сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе"

Целью данного мастер-класса является подготовка учащихся к успешному написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (успешному выполнению второй части единого государственного экзамена по русскому ...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...

Обучение написанию сочинения – рассуждения по русскому языку

Открытый урок по русскому языку в рамках подготовки учеников к ОГЭ...