Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».
рабочая программа по русскому языку

Публичко Валентина Алексеевна

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    Что такое электив для педагога? Учитель, став ответственным за данную форму обучения, должен построить процесс так, чтобы при минимуме теоретических занятий ученик мог получить практические навыки по предмету. Иными словами, используя имеющуюся базу знаний обучающегося, педагог должен максимально расширить их пределы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту». 

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1) «надстройки» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

2) развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    Что такое электив для педагога? Учитель, став ответственным за данную форму обучения, должен построить процесс так, чтобы при минимуме теоретических занятий ученик мог получить практические навыки по предмету. Иными словами, используя имеющуюся базу знаний обучающегося, педагог должен максимально расширить их пределы.

    Представляю Вашему вниманию программу элективного учебного предмета по русскому языку «Интенсивный курс русского языка. Орфография. Пунктуация. Развитие речи» для учащихся 10-11 классов.

    В основу разработки представленной программы положена идея преодоления трудностей, возникающих у учащихся при изучении сложных разделов орфографии, пунктуации, а также при создании текстов разных форматов, освоение которых предусмотрено программой старшей школы. 

Пояснительная записка.

Русский язык занимает особое место  в школьном образовании. Система норм и правил данного предмета достаточно сложна, что вызывает затруднения при её изучении даже у мотивированных учащихся. Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку необходимо уметь работать с текстом, знать языковые нормы современного русского литературного языка, правила орфографии и пунктуации, а также уметь писать сочинение по прочитанному тексту.

Опорной, ключевой единицей курса русского языка в старших классах является текст. Большинство упражнений – это комплексная работа с текстом, в процессе которой старшеклассники  ведут диалог с автором, учатся методу медленного чтения, что помогает творческому восприятию текста. При этом с такими важными разделами, как орфография и пунктуация, обучающиеся сталкиваются лишь частично (на уроках повторения), также в программе курса русского языка недостаточно практических занятий по изучению алгоритма написания и созданию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Таким образом,  актуальность программы определяется  тем, что данный учебный предмет будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших орфографических, пунктуационных  навыков и развитию умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

Чем же удобна в использовании данная программа?

Первая часть программы элективного учебного предмета «Интенсивный курс русского языка. Орфография. Пунктуация» рассчитана на учащихся 10-х классов и содержит основные разделы по повторению орфографии и пунктуации. Вторая часть программы элективного учебного предмета «Интенсивный курс русского языка. Развитие речи» рассчитана на учащихся 11-х классов и содержит основные разделы по правилам написания и практикум по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 10-11 классах, поэтому данный элективный учебный предмет (69 ч) может быть предложен как в комплексе (для учащихся 10, а затем 11 классов), так и отдельно (вторая часть курса – 34 часа – для учащихся 11 классов).

Цель: повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии и пунктуации за курс основной школы, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, отработать навык написания сочинения по предложенному тексту и успешно подготовиться  к итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи:

1. Развивать умения применять теоретические знания на практике.

2. Расширять познания учащихся по определенным темам, изученным ранее.

3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

4. Активизировать внимание учащихся к собственной речи (устной и письменной); повысить интерес к русскому языку.

5.  Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения по тексту.

Планируемые результаты

Учащиеся будут знать основные орфографические и пунктуационные правила предложенных для повторения разделов; основные правила написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту; структуру сочинения; критерии оценивания.

Учащиеся будут понимать суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем); связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом); функции знаков препинания, их роль; основные аспекты написания сочинения-рассуждения.

Учащиеся будут уметь применять орфографические и пунктуационные правила на письме; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису и пунктуации в практике правописания; пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;  проводить орфографический разбор слова, пунктуационный разбор предложения, текста;  соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка; писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту; оценивать сочинение-рассуждение.

На раздел «Орфография» отведено 17 часов. Включает в себя следующие подразделы:

-правописание корней

-правописание приставок (видим соответствующие темы)

- правописание суффиксов

-правописание окончаний

- слитные, раздельные и дефисные написания.

Обратите внимание, что темы предложенные для повторения и изучения расположены в том же порядке, что и задания в кимах для сдачи ЕГЭ по русскому языку.

На раздел «Пунктуация» отведено 18 часов. Включает в себя следующие подразделы:

-Отделительные знаки препинания

-Разделительные знаки препинания

-Выделительные знаки препинания

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

№  п/п

Тема  занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Раздел «Орфография»

17

Орфография как система правил правописания слов и их форм

1

Орфография как раздел русского правописания.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста.

Разделы русской орфографии.

1

Составление таблиц-памяток

Правописание корней

4

Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые.

1

Составление алгоритмов по теме

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-//-кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар-//-гор-, -теар-// -твор-, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

2

Составление таблиц – памяток.

Практикум

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне; правописание ы и и после ц.  

1

Тестирование по теме

Правописание приставок

3

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания:  приставки на з/с - фонетический принцип.

1

Составление алгоритмов по теме

Все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Написание букв ы и и в корнях после приставок.

1

Практикум

Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

1

Тестирование по теме

Правописание суффиксов

3

Суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -телъ-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Суффиксы прилагательных и их написание:   -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск в именах прилагательных.  

1

Практическое применение правил

Суффиксы глаголов и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -на-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-(-ива-).  

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший - посеянный). Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в суффиксе.

1

Составление таблиц – памяток.

Практикум

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

1

Составление алгоритмов по теме. Тестирование по теме

Правописание окончаний

2

Различение окончаний -е  и -и в именах существительных. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в окончании.

1

Составление таблиц – памяток.

Практикум

Правописание личных окончаний глаголов.  

1

Тестирование по теме.

Слитные, дефисные и раздельные написания

4

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

1

Составление таблиц-памяток

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

Практикум

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Различение приставки не- и частицы не.  

Особенности написания производных предлогов.

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

2

Тестирование по теме

Раздел «Пунктуация»

18

Пунктуация как система знаков препинания

1

16.

Пунктуационное правило. Функции знаков препинания.

1

Составление таблиц-памяток

Отделительные знаки препинания

1

17.

Знаки препинания в конце предложения.

1

Составление таблиц-памяток

Разделительные знаки препинания

9

18.

Запятые между однородными членами.

2

Составление таблиц-памяток.Тестирование

19.

Тире в простом предложении. Обозначение места пропуска одного из членов предложения.

1

Составление таблиц-памяток

20.

Знаки препинания между простыми предложениями в сложном предложении.

4

Составление таблиц-памяток. Тестирование

21

Знаки препинания между частями предложения с прямой речью. Отделение друг от друга реплик в диалоге.

2

Составление таблиц-памяток. Практикум

Выделительные знаки препинания

7

22.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

1

Практикум

23.

Знаки препинания при обращении.

1

Практикум

24.

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях.

1

Составление таблиц-памяток. Тестирование по теме

25.

Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Выделение запятыми обособленных обстоятельств.

3

Составление таблиц-памяток. Тестирование по теме

26.

Знаки препинания при междометиях. Выделение чужой речи

1

Практикум

Я думаю, вы увидели, что отличительной особенностью части программы «Орфография. Пунктуация», рассчитанной на учащихся 10-х классов, является органичное сочетание процессов освоения знаний об основных правилах орфографии, норм современного русского литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами и повышение уровня практической грамотности старшеклассников. Это ещё раз доказывает, насколько важен этот курс для учащихся выпускных классов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 11 класса

№ п/п

Тема  занятия

Кол-во ч.

Форма занятия

Раздел  «Развитие речи». «Правила написания  сочинения-рассуждения по предложенному тексту»

34

Типы текстов

1

1.

Смысловые типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.

1

Составление таблиц-памяток

Композиционные особенности текста-рассуждения

1

2.

Структура сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

1

Составление таблиц-памяток

Правила написания сочинения-рассуждения

13

3.

Вступление.  Переход к основной части – чёткая формулировка проблемы исходного текста.

2

Памятка к написанию сочинения. Практикум

4.

Основная часть. Комментарий к сформулированной проблеме.

2

Памятка к написанию сочинения. Практикум

5.

Авторская позиция – чёткая формулировка позиции автора.

2

Памятка к написанию сочинения. Практикум

6.

Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора.

2

Памятка к написанию сочинения. Практикум

7.

Аргументы – подтверждение правильности своей позиции с опорой на жизненный и читательский опыт.

3

Памятка к написанию сочинения. Практикум

8.

Заключение.

2

Памятка к написанию сочинения. Практикум

Критерии оценки сочинения

3

9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Практические занятия по оцениванию сочинений.

3

Составление таблиц – памяток.

Практикум

Практикум по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту

16

10.

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

16

Практикум

Раздел «Развитие речи» рассчитан на учащихся 11-х классов. Программа курса разработана следующим образом: выпускники учатся писать сочинение по частям. На первом занятии они знакомятся со смысловыми типами текстов, со  структурой сочинения-рассуждения по предложенному тексту.  Далее отрабатывается умение определять проблему предложенного текста и писать вступление. Это один из самых важных этапов в построении сочинения-рассуждения по предложенному тексту, так как при неправильном определении проблемы учащийся теряет баллы по первым четырём критериям. Поэтому считаю необходимым выделить два часа на отработку данного умения. Затем проводятся занятия, на которых одиннадцатиклассники учатся писать комментарий к сформулированной проблеме. Одно занятие – теория, второе – практика. При этом на практическом занятии важно не просто разъяснить, в чем состоит проблема, но и проследить, как она представлена в тексте.  Затем выпускники учатся формулировать позицию автора и собственное мнение. Основное внимание на данном этапе следует уделить умению выражать позицию автора предложенного текста.  На отработку написания аргументов отводится в программе три часа, поскольку именно выбор и оформление аргументов вызывает у выпускников затруднение. Учащиеся должны знать, что один из примеров, которым нужно подтвердить свою позицию, должен быть из литературного произведения. Однако не стоит останавливаться лишь на примерах из художественной литературы. Учебники, журналы, газеты тоже могут быть источником для этого. Также необходимо уметь доказывать свою позицию любой ситуацией из личного опыта. Выпускники должны уметь строить доказательство и «от противного» - это тоже отличный вариант.

Следующее занятие – это написание заключения к сочинению. Это финальный этап, который подводит итог всем рассуждениям. Ученики должны знать, что не следует уходить от главной мысли и повторять уже написанные слова. Учащимся необходимо выяснить, что нового внесли в решение проблемы приведённые аргументы, и сделать вывод.

Следующий этап работы – это практические занятия по оцениванию сочинений. На этом этапе учащиеся знакомятся с критериями оценивания и учатся оценивать сочинения своих одноклассников. Это своеобразная подготовка к следующему разделу – практикуму по написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Для данных практических занятий в программе предусмотрено 16 часов.

Далее в программе дан список литературы для учителя и для учащихся.

Таким образом, данный элективный учебный предмет способствует совершенствованию и развитию важнейших орфографических, пунктуационных навыков, развитию умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту и является основным инструментом для подготовки учащихся к итоговой аттестации независимого формата.

В моём выступлении представлен неполный вариант программы. Если кого-то заинтересовал данный элективный предмет, то полный вариант программы, содержанием и рецензией с учебно-тематическим планом у меня есть в электронном варианте. Также составлена рабочая программа с календарно-тематическим планированием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту»

Слайд 2

Программа элективного учебного предмета по русскому языку «Интенсивный курс русского языка. Орфография. Пунктуация. Развитие речи» для учащихся 10-11 классов

Слайд 3

Актуальность: данный учебный предмет будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших орфографических, пунктуационных навыков и развитию умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту

Слайд 4

Цель: повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии и пунктуации за курс основной школы, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, отработать навык написания сочинения по предложенному тексту и успешно подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку

Слайд 5

Задачи: 1. Развивать умения применять теоретические знания на практике. 2. Расширять познания учащихся по определенным темам, изученным ранее. 3. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность. 4. Активизировать внимание учащихся к собственной речи (устной и письменной); повысить интерес к русскому языку. 5. Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения по тексту.

Слайд 6

Планируемые результаты: Учащиеся будут знать основные орфографические и пунктуационные правила предложенных для повторения разделов; основные правила написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту; структуру сочинения; критерии оценивания.

Слайд 7

Учащиеся будут понимать, что русская орфография представляет собой систему правил правописания; суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем); связь орфографии с другими разделами языкознания (фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом); функции знаков препинания, их роль; основные аспекты написания сочинения-рассуждения.

Слайд 8

Учащиеся будут уметь применять орфографические и пунктуационные правила на письме; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису и пунктуации в практике правописания; пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию; проводить орфографический разбор слова, пунктуационный разбор предложения, текста; соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка; писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту; оценивать сочинение-рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало...

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...