Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Голомидова Маргарита Леонидовна

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклассникам систематизировать знания по русскому языку, литературе, поднять эти знания на качественно иной уровень, получить новую информацию и приобрести новые умения и навыки. С другой стороны данный курс  позволит формировать мировоззрение старшеклассников.Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в     старших    классах, оно  требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя. Учебное сочинение вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами. Работа над сочинением – рассуждением требует от учащихся умение найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, обосновывать свое суждение. Умение писать сочинение – рассуждение – необходимое условие успешной  сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности, части С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovaciya_docx.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

3.4. Уровень овладения ИКТ.

Современный урок трудно представить без использования  информационных компьютерных технологий.  Урок с использованием ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционным уроком: повышается интерес учащихся, реализуется принцип наглядности обучения, рационально используется рабочее время, разнообразятся виды и формы учебной деятельности, эстетическое оформление урока, повышается активность общения между учителем и учеником. Ресурсы Интернет дали мне возможность накопить богатый информационный материал в цифровом формате: презентации Power Poynt,  тесты в Word, видеофрагменты.

Кроме того, использую собственные наработки и делюсь этими наработками с коллегами через образовательные сайты:

Опенкласс, про Школу, 45 минут, 1 сентября. У меня свой личный сайт, на котором   я разместила портфолио, все свои материалы и наработки.

В работе я использую и электронный учебный материал:

  1. поурочное планирование уроков литературы к учебникам Т.Ф.Курдюмовой (издательство «Учитель»

Использую следующие формы работы с компьютнром:

  1. Демонстрация учебного материала
  2. Тестирование
  3. Разработка индивидуальных заданий
  4. Разработка заданий для коллективной работы
  5. Использую цифровые образовательные ресурсы из тематической сети Интернет и авторские ЦОРы.

http://it-n.ru;

http://festival.1september.ru;

 http://inf.1september.ru;

http://www.gramota.ru;

http://www.gramma.ru;

 http://vschool.km.ru                                  

www.wikipedia.ru

www.krugosvet.ru                                    

www.rubricon.ru

www.slovari.ru                                                  

www.feb-web.ru

www.myfhology.ru

www.rusedu.info

www.ukazka.ru

schools.keldysh.ru

  1. Работаю с программой «1С: Хроно Граф»,  которая  является программным обеспечением для автоматизации деятельности образовательного учреждения по проекту «Информатизация системы образования».

Для того, чтобы работать с ресурсами ИКТ, необходимо прохождение специальных курсов. Мною пройдены следующие курсы образования:

1. ноябрь - декабрь 2010 года прошла краткосрочное обучение по программе «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» в объеме 72 часов при ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

          2.  Прошла обучение  СПО, сдан зачет по СПО (Регистр. Номер 6280)

          2009 год.

          3.с 1 октября 2007 года по 12 октября 2007 года прошла краткосрочное обу-

чение в ГОУВПО «Марийский государственный университет» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» в объеме 72 часов.

Таким образом, урок с использованием информационных компьютерных технологий имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным уроком. Однако никогда не следует забывать, что компьютер, как и любые другие нововведения, следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

В межаттестационный период мною были проведены  открытые мероприятия по предмету.

Открытые мероприятия по предмету

Год проведения

класс

Мероприятие

1.

2007-2008

9

« В мире прекрасного» (по страницам прочитанных произведений)

2.

2008-2009

6

« В гостях у А.П.Чехова» (по рассказу «Лошадиная фамилия»)

3.

2009-2010

8

«Кто хочет стать пятионером» ( игра-конкурс по «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

4.

2010-2011

11

«Словарь - это вселенная в алфавитном порядке» (о словарях и работе с ними)

5.

2011-2012

10

«Немного о многом» (по страницам «Войны и мира»)

 


Специальный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения  на основе анализа текста»

Аннотация.

 Формирование культуры речи – одна из основных задач современной школы. Именно речь является показателем коммуникативной культуры личности. На протяжении всего процесса обучения формируются коммуникативные умения и навыки учащихся в ходе овладения языком. Формируются произносительные, грамматические, лексические навыки, благодаря которым осваивается социокультурный пласт языка. В современной школе приоритеты отданы воспитанию гармонически развитой личности. Данная деятельность требует логически- словесной переработки готовых знаний. Современная образовательная программа, которая входит в структуру Государственного Стандарта  общего образования, относит обучение теории и практики сочинения-рассуждения к необходимому содержанию, обеспечивающему формирование коммуникативной компетентности школьников.

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклассникам систематизировать знания по русскому языку, литературе, поднять эти знания на качественно иной уровень, получить новую информацию и приобрести новые умения и навыки. С другой стороны данный курс  позволит формировать мировоззрение.

Место курса в образовательном процессе. Как уже выше было указано, " Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста " - это интегрированный лингвистический курс, который, в первую очередь, предназначен для подготовки к полю С ЕГЭ по русскому языку. Возможно также его использовать в качестве спецкурса  для учащихся 9-х классов в плане подготовки девятиклассников к обучению в 10 классе. Данный курс возможно использовать и  в качестве факультативного  в 8-11 классах школы.  Если нет дополнительных часов на ведение курса, то материал возможно использовать и на уроках русского языка.

Необходимо сказать, что  в основном задания курса универсальны. Их возможно использовать при повторении  всех тем русского языка: фонетики, словообразования, морфологии, орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики. Данный спецкурс может быть дополнен другими специальными курсами.

Другое достоинство предлагаемой программы   « Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста» в том, что она позволяет  устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к актуальной тематике, связанной со всеми гуманитарными предметами, к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы и филологии в целом. Кроме того, тематика курса связана с  теорией литературы, с историей, с обществознанием, МХК и даже предметами естественно - научного цикла: биологией, географией.  В ходе работы привлекается внимание учащихся к малоизвестным сведениям и фактам из истории, культуры, литературы и родного языка; широкое применение в методике преподавания заявленного курса коммуникативно - деятельностного подхода, дифференциации и индивидуализации обучения. В основе курса лежит метод  лекционно – семинарской зачетной системы.

Принципы работы, которыми я руководствовалась при составлении программы специального  курса:

- единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;

-вариативность заданий курса, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;

-         индивидуализация и дифференциация обучения;

  1. преимущество самодеятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
  2. насыщенность заданий курса, их универсальность в ходе повторительных упражнений.

Цели изучения курса:

1.формирование коммуникативной культуры учащихся выпускных классов;

2. восприятие целостной картины мира;

3. подготовка выпускников к ЕГЭ

Из этих целей вытекают конкретные задачи:

  1. научиться извлекать специальную  информацию из различных источников и систематизировать ее;
  2.  совершенствовать навыки  анализа разных текстов,
  3.  осваивать разные способы сбора и обобщения лингвистической информации;
  4. грамотно формулировать мысли и оформлять их в письменной форме.

Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке как средстве выражения своих мыслей. Учащиеся при этом совершенствуют умения по анализу текстов разной стилистической принадлежности, по работе со справочной литературой, по собиранию и систематизации языкового материала для написания сочинений-рассуждений на лингвистические  и морально-нравственные  темы (одно из наиболее сложных заданий ЕГЭ).

Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся.   Формы и приемы работы учащихся:

  1. составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя,
  2.  комплексный и аспектный анализ текста, умение производить "самодиалог" с текстом (по предложенному учителем или самостоятельно составленному плану),
  3.  организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста,
  4.  исследование предложенной проблемы, обработка аргументов и фактов, их систематизация,
  5.  использование разных каналов поиска информации: энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет,
  6. выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа, на школьной конференции;
  7. практические занятия по написанию творческих работ по типу сочинения-рассуждения.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного  курса является  текст. Часть текстов взята из тестов ЕГЭ; также используются тексты и текстовые фрагменты из учебных пособий для старшеклассников и абитуриентов, из сборников дидактических материалов.

Дополнительные обучающие материалы:

а) библиографический список имеющихся в школах учебных пособий с указанием рекомендуемых для использования на занятиях спецкурса упражнений и текстов;

б) комплект тематических  текстов, позволяющих организовать на занятиях практическую и самостоятельную работу учащихся;

Пояснительная записка

к программе курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста»

Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в     старших    классах, оно  требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя. Учебное сочинение вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами. Работа над сочинением – рассуждением требует от учащихся умение найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, обосновывать свое суждение. Умение писать сочинение – рассуждение – необходимое условие успешной  сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности, части С.

В последнее время печатается огромное количество учебно-тренировочных материалов и рекомендаций подготовки к ЕГЭ. Большое внимание уделяется анализу текста на страницах методического журнала «Русский язык в школе», но в них, на мой взгляд, не совсем отражена системная работа по обучению сочинению – рассуждению. Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку.

Понимание текста, будучи одной из наиболее актуальных проблем гуманитарных наук, для школьной практики долгое время проблемой являлось только номинативно. Провозглашаемое требование к выпускникам средней школы понимать текст (художественный, публицистический, научный) не поддерживалось методически. Процесс понимания учащимися текста происходил под руководством учителя и с отчетливо представляемым учителем результатом. В ходе обучения учащийся прочитывал ряд текстов, получал из них систему представлений о мире и о том, каков «правильный» смысл этих текстов («Войну и мир» следует понимать так-то, статью Белинского так-то, данный параграф учебника так-то и так далее).

Однако с введением Единого государственного экзамена по русскому языку вопросы понимания текста приобретают очень острый характер. За годы проведения ЕГЭ обнаружилось, что адекватно воспринять информацию «проблема – авторская позиция», содержащуюся в тексте, готовы далеко не все выпускники. При этом непонимание смысла предлагаемых на экзамене текстов имеет свои закономерности и может быть проанализировано. Выпускники демонстрируют неспособность оценивать информацию,  вычленять  ее (позицию, проблему). Данный факт говорит о том, что у выпускников, к сожалению, не сформированы рефлексивные способности.  Причина тому, на мой взгляд, в нежелании и неумении работать над текстом (любым текстом как продуктом чужой речевой деятельности).

Таким образом, для успешной подготовки выпускников к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку необходимо обратить внимание на следующие аспекты: общую культурную подготовку (освоение минимума по истории и литературе), развитие рефлексивных способностей (в частности, различения «моя позиция – чужая позиция») и развитие оперативной памяти.

Одной из форм подготовки к сочинению-рассуждению является  комплексная работа над текстом, анализ текста.   Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 5 класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 11 классу умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, аргументировать их, опираясь на материал художественной и публицистической литературы. Поэтому особой формой работы в старших классах становится    урок, в основе которого лежит комплексная работа с текстом.  В 11 классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста.  Огромным подспорьем в этой работе для меня и моих учеников  служат тетради-справочники, которые учащиеся ведут с 5 класса. Что в этих справочниках? В них фиксируется весь материал, изучаемый на уроках русского языка, литературы, риторики (если таковой предмет изучается). Вся информация по стилям и типам речи тоже имеется в данных справочниках. Позднее, в 9-11 классах, записывается план написания сочинения-рассуждения, план анализа текста.  Как уже было сказано выше, проблема анализа текста рассматривалась  не достаточно  глубоко. «Классические» учебники русского языка ориентируются в основном на орфографию, пунктуацию.  В  настоящее время определились пути решения проблемы. Появились учебники «нового поколения». В эти учебники включены  сведения о русском языке как средстве для анализа текста и материал для работы над текстом. Исследовательские методы и приемы способствуют развитию  общеучебных приемов и навыков, способствуют более глубокому пониманию текста.

Выбор методов и форм обусловлен

  1. междисциплинарной интеграцией, способствующей  становлению целостного мировосприятия;
  2. обучением  на основе опыта и сотрудничества;
  3. подходом к индивидуально-дифференцированному обучению;

Это позволяет позволяет ведущее место в обучении отвести методам поискового, исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительна доля практических и самостоятельных работ,  работа в группах, дискуссии и "круглые столы", практикумы, тренинги и лабораторные работы (например, со словарями или с каталогами). Особенно предпочтителен в методике организации  данного  курса  лекционно - практический метод.

Ожидаемые результаты можно представить в виде полученных учащимися новых знаний и представлений о языке; в виде формирования мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики. Кроме всего прочего,  выпускники научатся писать  творческой работы по данной проблематике, что предполагает ЕГЭ.

Формы контроля, критерии оценки. Возможны различные подходы к выбору форм контроля. Преподавателем разработаны входные и выходные (итоговые) контрольные работы или тесты с учетом особенностей и формулировок вопросов и заданий КИМов ЕГЭ. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением экзамена или дифференцированного зачета в конце курса. Можно использовать рейтинговую систему, когда каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации обучения и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на уроках, но и во внеурочное время.

Программа курса: теоретическая часть

Тема 1. Язык и наука о нем.

Что такое язык? Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.

Тема 2. О русском языке, о русской речи.

Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.

Тема 3. Язык и речь. Типы речи. Стили речи.

Русский язык и русская литература. Эстетическая функция русского языка. Языковая норма. Культура речи. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, книжные.

Тема 4.Русский язык и  другие гуманитарные науки.

Русский язык и художественная литература. Отрывки из книги Д.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Тема 5. Литературный язык.

Литературный язык и диалект, просторечие, жаргон, сленг. Борьба со сквернословием как актуальная речевая проблема.

Тема 6. Язык и литература.

Эстетическая функция языка. Художественный стиль и стиль художественных произведений. О статусе языка художественной литературы. Образность как ключевое понятие языка литературы. Путь от слова к тексту.

Тема 7. Текст как речевое произведение.

Тема текста. Основная мысль текста. Языковые средства выразительности в художественном тексте. Микротема. Абзац.

Тема 8.  Смысловая и композиционная целостность текста.

Композиция. Субъективность и объективность восприятия текста. Творческое воображение.  Лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте. Самопознание. Самовыражение. Самопереживание. Поэтическая правда. Тип речи - сочинение- рассуждение. 

Тема 9.Средства речевой выразительности в тексте.

Тропы. Лексические средства. Звуковые средства. Синтаксические средства. Словесная атмосфера. Контрастные темы. Прозаичность интонации.

Тема 10.Текст публицистического стиля.

Проблематика. Основная мысль. Информативность. Рассуждение. Комментарий.

Тема 11. От анализа  текста к изложению текста.

Сочинение-рассуждение. План. Вступление. Основная мысль. Заключение.  Виды проблем. Комментарий. Аргументация. Авторская позиция. Актуальность.

Тема 12. Текст художественного стиля.

Проблематика.  Идея текста. Восприятие. Оценка. Писатели- художники. Сочинение - рассуждение.

Тема 13.Сочинение- это текст.

Творческий процесс. Тема.  Создание текста. Ключевые слова. Главная мысль сочинения. Формулировка проблемы.  Правила цитирования.

Тема 14. Автор-текст-читатель.

Роль автора и читателя в создании сочинения. Биографический автор. Образ автора. Автор-творец. Образ автора в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».

Тема 15. Типы и формы повествования.

Повествование. Рассказчик. Повествователь. Роман И.Тургенева «Отцы и дети», рассказ Н.С.Лескова «Левша». Комплексный анализ текста. Анализ эпизода.

Тема 16. Языковые и стилистические особенности произведений современных писателей.

Отражение реальности в произведениях М.Алексеева, Г. Троепольского, Е. Носова, В.Пескова, В.Федорова, О.Кириллова, Л.Улицкой.  (По выбору учителя и учащихся). Языковые особенности произведений. Народно - поэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи и как средство речевой характеристики героя произведения.

Примерные практические работы в процессе выполнения программы: а) составление тезисного плана лекции учителя;

   б) составление схемы/ обобщающей таблицы/ опорного конспекта (ОК) по заданной теме или по материалам лекции учителя;

 в) обсуждение в группе и составление плана работы с предложенным текстом;

 г) составление тематического словаря –

д.) подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой текста;

е) написание  творческих работ по типу сочинения-рассуждения,

 ж) рецензирование устных и письменных работ одноклассников;

 З.) самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной и научно- популярной литературой;

и) подбор и систематизация материала для  написания сочинения-рассуждения.

Примерный тематический план работы.

п/п

Тема занятия

Время проведения по плану

Время проведения по факту

1

Требования к творческой работе на экзамене. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Знакомство с демонстрационным вариантом творческой работы.(2 часа)

2

Язык и речь. Типы речи. Отрасли стилистики и их функции. Стилистическая окраска слова. Фигуры речи.(2 часа)

3

Урок-практикум по рассказу М.Зощенко «Качество продукции» (2 часа)

4

Текст. Основные признаки текста. Понимание текста- процесс творческий. Структура сочинения-рассуждения. (4 часа)

5

Сочинение – это тоже текст. Алгоритм написания сочинения- рассуждения. Речевые клише. (4 часа)

6

Практикум по написанию сочинения- рассуждения. Тема текста. Формулировка проблемы. Актуальность исследуемых проблем. (4 часа)

7

Практикум по написанию сочинения-рассуждения. Комментирование проблемы на основе заданного  текста. (4 часа)

8

Практикум по написанию сочинения-рассуждения. Позиция автора текста. Формулировка собственного мнения. Типичные ошибки. Этические нормы.           (4 часа)

9

Практикум по написанию сочинения-рассуждения. Что такое аргументация. Рецензирование  собственных работ. Этические нормы. Завершенность работы. (4 часа)

10

Итоговая контрольная работа. (4 часа)

Примерный тематический план работы

Изучение разделов программы

Тип занятия,

количество часов

п/п

Темы занятий

Уроки

теории

Уроки

практики

Дополнительная

самостоятельная работа

1.

Что такое язык? Функции языка.

2

2

Работа с источниками, текстами

2.

 О русском языке, о русской речи.

1

2

Сообщения, сочинение

3.

Язык и речь. Типы речи. Стили речи.

2

2

работа  с текстами

4.

Русский язык и  другие гуманитарные науки.

2

2

Составление схем, ОК, сочинение

5.

 Литературный язык.

2

2

Сообщения, практическая работа с текстами

6.

Язык и литература.

2

2

Творческие задания, сочинения

7.

Текст как речевое произведение.

2

2

Сочинения

8.

Смысловая и композиционная целостность текста

2

2

 "круглый стол"

9.

Средства речевой выразительности в тексте.

2

2

Работа с текстами

сочинения

10

Текст публицистического стиля.

2

2

сочинения

11

От анализа  текста к изложению текста.

2

2

сочинение

12

Текст художественного стиля.

3

3

Конкурс сочинений, сбор аргументов

13

Сочинение- это текст.

2

2

Собирание фактов и языкового материала

14

Автор-текст-читатель.

2

2

Работа с текстами

15

Типы и формы повествования.

2

2

Сочинения, работа с текстом

16.

 Языковые и стилистические особенности произведений современных писателей.

2

2

Всего часов

32

33

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландина А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь, 2004 2. Дускаева Л. Р., Русинова И.И

2. Капинос В. И., Пучкова Л. И. « Единый государственный экзамен», Интеллект – Центр, 2004 г.

3. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 2002 г.

  Антонова Е. С. «Тайна текста и секреты методики».

4. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 2003 г.

  Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности».

5. Журнал «Русский язык в школе», № 6, 2001 г.

  Суворова Е. л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» для учащихся 10 класса...

Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...