Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Короткова Надежда Романовна

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,

что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражать

свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения,

позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А

также в направленности его на организацию систематичной работы над

пониманием художественного и публицистического текста и способами его

выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации

необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_10_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мигнинская средняя общеобразовательная школа»

Ермаковского района, Красноярского края

Рассмотрена                                    Согласована                                      Утверждена приказом

на ШМО наМС                                                директора школы

№       от                                           №      от                                              №        от                                            

Председатель:                                Председатель:                                    Директор школы:

(Тенсина Г.Н..)                       (Ретунская Н.В.)                                 (Назарова Л.Б.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива курса по русскому языку для 10 класа

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Образовательная область – филология

(Количество часов по программе : в неделю 1 час, за год 34 часа.

Количество часов по учебному плану : в неделю 1 час, за год 34 часа.)

Срок реализации – 1 год

Короткова Надежда Романовна

(Ф.И.О. учителя-разработчика)

Мигна 2016г

Факультативный курс для 10 класса

“Теория и практика написания сочинения-рассуждения”

        Предназначен для учащихся 10 класса.

Сочинение - не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но

одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения

русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной

речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности,

умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,

что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражать

свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения,

позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А

также в направленности его на организацию систематичной работы над

пониманием художественного и публицистического текста и способами его

выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации

необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Цель факультативного курса:

- развитие речемыслительного потенциала обучающегося;

- подготовка к успешному выполнению задания части С на ЕГЭ: написанию

сочинения ;

- развитие творческих способностей учащихся.

Задачи факультативного курса:

- повторить знания учащихся о тексте как единице языка;

- научить учащихся выявлять проблему, собирать и осмысливать информацию;

- формировать умения выражать собственное мнение;

- обеспечить системное овладение учащимися знаний по теории написания

сочинения;

- способствовать развитию способности к самостоятельной деятельности.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате реализации данного факультативного курса учащийся

должен знать:

- как строится сочинение;

- виды вступлений и заключений;

- основные жанры сочинений;

- основы анализа текста;

- виды ошибок в сочинении (речевые, грамматические, фактические, в содержании) и

пути их предупреждения;

должен уметь:

- логично выстраивать сочинение на заданную тему;

- выполнять лингвостилистический анализ художественного текста;

- формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

- предупреждать речевые, грамматические и ошибки в содержании сочинения;

- работать со словарями различных типов.

Методическое обеспечение:

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. -

М.: Просвещение, 2012.

2. О творческом подходе к работе над сочинением в старших классах. Методические

рекомендации. - Пенза, 2014.

3. Учимся писать сочинения. - Саратов: “Заволжье”, 2014.

4. Интернет-ресурсы

Программа курса

“Теория и практика написания сочинения-рассуждения” (34 часа)

п/п

Дата

Тема занятия

Формы

контроля

Кол-во часов

ИКТ

1

Введение. Цели и задачи

факультативного курса “Теория и

практика написания сочинения-

рассуждения”.

2

Сочинение как вид письменной

выпускной работы. Требования к

сочинению.

3

Стили речи. Типы речи.

презентация

4

Тип речи - рассуждение и его

отличительные особенности

презентация

5

Структура сочинения-рассуждения,

его композиция. Виды вступлений. Виды концовок.

презентация

6

Виды рассуждения. Их особенности и

языковые средства оформления.

Рассуждение- доказательство

презентация

7-8

Рассуждение- объяснение

2

презентация

 9-10

Рассуждение- размышление

2

презентация

11

Ключевые слова текста

практическая

работа

12

Как правильно понять исходный текст

13

Формулировка основной проблемы

исходного текста

14

Комментируем основную проблему

текста

15

Способы выражения авторской

позиции

16

Определение собственного мнения по

проблеме, аргументация своей

позиции.

17-18

Смысловая цельность, речевая

связность и последовательность изложения

2

 19-20

Отработка теоретического материала

по теме “Сочинение-рассуждение”.

2

21-22

Комплексный анализ текста.

анализ текста

2

23

Написание сочинения, тема которого презентация

задана цитатой. (На изученном

материале.)

презентация

24

Написание сочинения, тема которого

задана цитатой. (На изученном

материале.)

Практическая работа

25-27

Практика написания сочинения-

рассуждения

сочинение

3

28

Стилистические упражнения

29

Нормы литературного языка

тест

презентация

30

Виды ошибок в сочинении: речевые,

грамматические, в содержании. Как

избежать ошибок в сочинении.

Выполнение тренировочных

упражнений

31

Виды ошибок в сочинении: речевые,

грамматические, в содержании. Как

избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных

упражнений

32

Как работать со словарями разных

видов на выпускном экзамене

Практическая работа

презентация

33

Рецензирование сочинений,

написанных учащимися. Редакторская

правка.

34

Рецензирование сочинений,

написанных учащимися. Редакторская

правка.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения-рассуждения» для учащихся 10 класса...