Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Краткая аннотация урока

    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографической зоркости.  Использование на уроке ИКТ повышает эффективность заданий, повышает интерес к предмету, формирует умение использовать образовательные ресурсы. Закрепление проводится на основе текстов с использованием презентации,  также используются ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – тест «Падежные окончания существительных»   (№ 139425).

Урок разработан по учебнику «Русский язык» для 5 класса   под редакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык»  Москва «Просвещение», 2015г..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka.docx22.36 КБ
Файл prezentatsiya1_2.pptx401.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме

«Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

Краткая аннотация урока

    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографической зоркости.  Использование на уроке ИКТ повышает эффективность заданий, повышает интерес к предмету, формирует умение использовать образовательные ресурсы. Закрепление проводится на основе текстов с использованием презентации,  также используются ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – тест «Падежные окончания существительных»   (№ 139425).

Урок разработан по учебнику «Русский язык» для 5 класса   под редакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык»  Москва «Просвещение», 2007г..

Тема:  Правописание гласных в падежных окончаниях

существительных  в единственном числе. Закрепление.  

Цель: повторить правило  правописание гласных в падежных окончаниях

            существительных.

Задачи:

-обучающие: отработать навык правильно писать гласные е-и в безударных

 падежных окончаниях существительных; закрепить умение находить существительные с изученной орфограммой; 

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать специальные технические умения работы с компьютерными программами ресурсами сети Интернет;

-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютеры с доступом к интернету, проектор, экран; карточки

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок веселый,

Он позвал нас на урок.

Все задания сегодня

Выполняться будут в срок.

II. Сообщение темы и задач урока. (Слайд №1)

- Сегодня на уроке мы продолжим закреплять правописание гласных  е-и в падежных окончаниях существительных, умение находить и объяснять правописание существительных с изученной орфограммой.

III. Закрепление  материала.

1.Работа с текстом.

- Прочитайте выразительно текст. (Слайд №2)

    О любопытстве  сорок знает каждый. Человек  же с его интересом к познанию   жизни  более склонен к любознательности .  Первое уродливо. Второе заставляет биться мысль, участвует в формировании  личности .

- Это текст-эпиграф к нашему уроку. Что такое эпиграф? ( Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения).

- Как вы поняли его главную мысль?

- Установите, в какой морфеме пропущена буква, и объясните условия её выбора (фронтально).

- Как морфемный состав слов любопытный  и любознательный помогают различить их смысл?

- Сделаем вывод о правописании гласных в падежных окончаниях существительных. ( Слайд №4)

2.Индивидуальная работа по карточкам.

- Кто считает себя любознательным? ( Два ученика работают по карточкам)

Задания для работающих по карточкам. Выразительно прочитать текст, объяснить смысл подчеркнутых слов. Вставить в окончания нужную орфограмму.

Карточка №1

Не зная орфоэпи..

Во всем великолепи..,

Не ощутишь её волшебных чар.

Ошибка в ударени..

Граничит с преступлени.. .

Карточка №2

Я антоним к слову смех

Не от радост.., утех-

Я бываю поневоле

От печал.. и от бол..,

От обиды, неудач…

Догадались? Это (плач)

3.Работа с текстом.

 Остальные дети знакомятся с текстом. ( Слайд №5)

   

    Когда употребляется слово заглавие? Можно говорить о заглави..  и о названи..  рассказа, повест.., романа, статьи. А говоря о кинофильме, спектакле, цирковом представлени.., употребляют только слово название. Например,  вторая серия фильма вышла под другим названием. 

- Выпишите словосочетания с пропущенными окончаниями и главные слова, от которых мы задаем к ним вопрос. (Слайд 6)

- Когда употребляется слово заглавие и название?

4. Проверка индивидуальной работы

(Слайд №7, №8)

5.Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Затем я вырасту большим,

До солнца дотянусь.

Похлопаю в ладошки.

Отдохну немножко.

Поверчу слегка плечами

И за дело вместе с вами.

6) Работа за компьютерами.

Тест «Падежные окончания имен существительных»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfadb6-0a01-00ee-00f2-164f2422f3a3/index_listing.html

7. Диктант «Пишу на 5»

- И это интересно для любознательных.

   А.П. Чехов был страстным путешественником и к тридцати годам побывал и на Цейлоне, и в Индии, и в Турции, и в Италии, и на Дальнем Востоке.

- Объясните знаки препинания в предложении.

-Найдите существительные с основой на и и объясните орфограмму в окончании.

- А в какой стране вы хотите побывать, чтобы познакомиться с её культурой, бытом людей?

- Напишите, закончив предложение:

Мне небезынтересно побывать в …  .

(Схема для однородных членов: о и о, о и о).

IV. Подведение  итогов урока.

-Итак, над какими орфограммами мы работали сегодня на уроке?

Вспомним ещё раз.

- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…

V.  Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру по заданию упр. 543.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа

Слайд 2

О любопытств.. с орок знает каждый. Человек (же) с его интересом к познани .. ж изн .. более склонен к любознательност .. . Первое уродливо. Второе заст .. вляет биться мысль, уча(?) ству ..т в формировани .. л ичност .. .

Слайд 3

О любопытств е сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познани ю жизн и б олее склонен к любознательност и . Первое уродливо. Второе заставляет биться мысль, участвует в формировани и личност и .

Слайд 4

е и 1. 1-е скл ., дат п. и пр. п. 1. 1-е скл ., род.п . 2. 2-е скл ., пр.п. 2. 3-е скл ., род., дат. и пр.п. 3. на – ия , - ий , - ие

Слайд 5

Когда употребляется слово заглавие ? Можно говорить о заглави .. и о названи .. р ассказа, повест .., романа, статьи. А говоря о кинофильме, спектакле, цирковом представлени .., употребляют только слово название . Например, вторая серия фильма вышла под другим названием.

Слайд 6

Можно говорить о заглави и Можно говорить о названи и О названии повест и Говоря о представлени и

Слайд 7

Не зная орфоэпи и Во всем великолепи и, Не ощутишь её волшебных чар. Ошибка в ударени и Граничит с преступлением.

Слайд 8

Я антоним к слову смех Не от радост и , утех- Я бываю поневоле От печал и и от бол и , От обиды, неудач и . Догадались? Это (плач)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»

Урок русского языка в 5 классе по теме  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных  в единственном числе»  Правописание гласных в падежных окончаниях существительных...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

Данная презентация содержит материал дла освоения и закрепления материала по теме "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном чичле"...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...