Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шелег Ольга Валерьевна

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету «русский язык» с использованием ролевой игры по теме «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст- ,-рос-, -ращ-» для учащихся 5 класса. Данная тема и поставленная цель соответствуют требованиям образовательной программы на основе УМК «русский язык» под общей редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского И.М. Выбранные технологии соответствуют требованиям образовательной программы и возрастным особенностям учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx27.02 КБ
Файл prezentatsiya_uroka.pptx1.57 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока - путешествия с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме:

«Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Выполнила: Шелег Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ «СОШ № 4 гп. Пойковский Нефтеюганский район.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями правописания чередующихся гласных о-a в корнях  -раст-, -рос-, -ращ-.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, делать обобщающие выводы, развивать речь, воображение, умение оценивать свою собственную деятельность.

Воспитывающая: содействовать формированию навыков самоконтроля, воспитания, трудолюбия, культуры речи, аккуратности в работе, толерантности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД:

Научиться применить правила написания чередующихся гласных о-a в корнях -раст-, -рос-, -ращ-., владеть терминологией, развивать орфографическую зоркость; использовать осознанно знания, полученные на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные: научиться классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной форме; оценивать результаты выполненного задания;

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности; аргументировано оценивать свою работу.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; участвовать в диалоге, в общей беседе, оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие трудолюбия и аккуратности; проявление интереса к поставленной задаче.

Продолжительность урока - 40 минут.

Место занятия - кабинет русского языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие с элементами ролевой игры.

Межпредметные связи: связь с литературой, информатикой.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, устная и письменная, самостоятельная.

Роль преподавателя: начальник поезда.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный; планирование, вопрос-ответ, сравнение, целеполагание, самоконтроль, практический, наглядный.

Педагогическая технология: разноуровневое обучение, информационно-коммуникационная, элементы здоровьесберегающей.

Материалы и оборудование:

для учителя: мультимедийный проектор, слайдовая презентация, доска с необходимыми записями;

для учащихся: учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, раздаточный материал, листы оценивания для проводников-помощников, маршрутные листы для участников игры, листы самооценки, ноутбук.

К уроку прилагается дидактический материал в виде приложений (1,2,3,4,5,6).

Методы и формы контроля: тестирование, наблюдение, самооценка, фронтальный опрос, рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель: мотивировать

учащихся к учебной

деятельности

посредством

создания

эмоциональной

обстановки.

Учитель в роли начальника поезда

- Ребята! Сегодня мы совершим лингвистическое путешествие в страну Русского Языка. Там много прекрасных городов. В некоторых из них вы непременно побываете. Чтобы успешно переехать из одного города в другой, вам нужно выполнить различные задания, которые предложат жители

- Страна Русский Язык содержит много интересных достопримечательностей. Совершать путешествие вы будете в двух вагонах этого удивительного поезда(2 группы).

А какой вагон получит больше впечатлений от путешествия, мы узнаем в самом конце нашего путешествия.

- За каждый правильный ответ вы будете получать один жетон.

Перед уроком учитель делит обучающихся на группы с учетом образовательных возможностей и межличностных интересов.

Из числа учащихся выбирает 2 учеников, назначает их проводниками для оказания помощи в организации урока.

 

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Разработаны маршрутные листы для групп,  листы оценивания для проводников - помощников.

2.Этап

актуализации знаний. (3 мин)

Дать: повторение изученного материала необходимого для открытия нового знания

Организует и проводит игру «Будь внимателен!» По окончании игры определяет группу-победителя, которой дает право сформулировать тему урока.

- Чтобы попасть в страну Русского Языка нужно справиться с препятствием - отгадать загадки (на слайде).

-Самая активная команда получает жетон.

-Поздравляю, вы справились с первым заданием.

Подойдя к воротам крепости, мы видим стражника. Он предлагает нам игру «Будь внимателен!» (на слайде): Выписать из группы те слова, в которых безударные гласные в корне нельзя проверить путем подбора проверочных слов. Выделить в них корни. (Нат..нуть. прор..сти, нап..вать, Р..стов, зап..сать, выр..щивать, угр..жать, р..сток).

-Все ли ребята справились с заданием? Какие корни вызвали у вас затруднения?

-А хотите узнать, какие безударные гласные нужно вставить в такие корни, правильно ли вы их написали?

Учащиеся отгадывают загадки. Проводники выполняют те же задания для успешной оценки работы группы

Читают задание на слайде и работают в группе, вставляя пропущенные буквы.

Обдумывают свой выбор и понимают, что знаний у них недостаточно для того, чтобы правильно вставить пропущенную букву во всех словах.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

За активность группа получает жетоны.

Проводники-помощники проверяют и оценивают работы групп и вносят результат в лист оценивания.

З.Этап

формулирования темы и целей урока (2мин)

Цель: определение темы, цели и задач урока мотивация

Учитель корректирует формулировку темы и цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме.

-Запись темы в тетради и на доске.

-Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

-Для чего нам нужны эти знания? Где могут пригодиться?

-Полученные знания по теме нашего урока помогут вам стать грамотными и успешно сдать экзамены.

Команда - победитель в 1 этапе формулирует тему урока: Буквы о - а в корнях -раст-,-рос-, -ращ-.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.

4 Этап

формирования новых знаний и умений (10 мин)

Познакомить с правилом правописания букв о-a в корнях -раст-, -рос-, -ращ-.

-Путешествие продолжается, мы едем дальше. Видим Орфографический Замок (на слайде).

Безударный-хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука...

-Обратимся к материалу учебника и познакомимся с правилом для успешной работы П.85

На стене Замка появились слова вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние, выросший, водоросль, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-Распределите их в два столбика (а и о)

-Почему распределили слова таким образом? Чем руководствовались?

-Выделим корни. Какие это слова?

-В этих словах происходит чередование гласных? Какие гласные чередуются?

-Наша задача - разобраться, когда в корнях с чередованием пишется А, а когда - О.

-От чего зависит выбор гласной в корне  слов?

-Почему в словах 1 -го столбика пишем в корне букву А?

-Почему в словах 2-го столбика - буква О?

Команды за активность получают жетоны.

-Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

-Жители Замка хотят знать, запомнили ли вы, как применять правило написания чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-. (на слайде алгоритм составлен неверно).

-Расположите цифры в нужном порядке.

-Выполним упражнение 453 (выполняется с комментированием). Сделайте вывод.

-Чему учились, выполняя упражнение (выбирать гласные о-а в корнях -раст-, -рос-,         -ращ-, применяя правило)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, осваивают лингвистические термины.

Читают правило в П.85.

Распределяют слова в два столбика. Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопросы учителя.

Во время фронтальной работы проводники-помощники выполняют работу с алгоритмом.

Составляют алгоритм выбора букв О-A в корнях -раст-, -рос-, -ращ- в паре. Располагают алгоритм в нужном порядке.

Выполняют устно упражнение 453. Группы выполняют полностью, а проводники выписывают слова.

В случае затруднения учащиеся обращаются за помощью к проводникам.

5.Физкулыминутка

(2 мин). Цель: предупреждение общего утомления учащихся

Мультимедийная  нарезка  движений под музыку  «Веселый паровозик»)

- Путешественники, может, пора подвигаться! Вы танцевать любите? (позитивный слайд)

Выполняют динамические упражнения для корпуса тела.

6. Этап закрепления изученного материала.

(13 мин)

Цель: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы по новому материал)

Для достижения цели урока направляет и организует работу обучающихся в выполнении письменных и устных упражнений в работе с текстом (комплексная работа с текстом) Групповое задание.

-Продолжаем наше путешествие! Мы прибываем в город Развитие речи.

На стене станции висит текст. Прочитаем его и выполним письменные задания к нему. Проводит устный фронтальный опрос, корректирует ответы учащихся,

-Докажите, что перед вами текст.

-Определите тему, основную мысль текста.

-Назовите в тексте группу слов и словосочетаний, объединенных одной темой, назовите их.

-Определите стиль речи. Аргументируйте ответ.

 -Назовите языковые средства, характерные для этого стиля речи. Какие средства выразительности использует автор?

-Определите тип речи. Свой ответ аргументируйте.

-Найти в тексте слова на новое правило, в них допущены ошибки. Исправьте их, применяя алгоритм выбора чередующихся гласных о-а в корнях -раст-, -рос-, -ращ-, (на слайде алгоритм).

(Вовремя работы учитель оказывает помощь той группе, которой сложно выполнять задание). Проводится проверка в виде фронтального опроса.

Начальник поезда (учитель) оценивает фронтальную работу и выдает жетоны.

Перед выполнением повторяют правила работы в группе и выполняют письменные задания к тексту.

Каждый проводник работает со своей группой и распределяет задания в ней.

Учащиеся доказывают, формулируют, используя примеры из текста.

Находят в тексте слова на новое правило, исправляют ошибки, используя алгоритм.

7. Первичный контроль изученного материала (4 мин)

Цель: определить степень усвоения материала учащимися

-Жители города приготовили для вас задание «Архипелаг Закрепления»

-Вы сможете пройти это испытание, если решите тест. Напоминает о ТБ при работе с компьютером, определяет степень усвоения материала каждым учащимся с помощью программы «MytestX»

Учитель получает результат на свой компьютер и выдает жетоны.

Работа учащихся на мультиплатформенных портативных компьютерах (мобильный класс) Проводники сами выполняют тест и работают с группами

Учащиеся выполняют тест.

8. Самооценка

деятельности

(1мин)

Цель: познакомить учащихся с критериями оценивания теста, формировать умение

самостоятельно оценивать свою работу

Предлагает учащимся листы самооценки своей деятельности.

Пока обучающиеся заполняют листы самооценки

(в приложении), учитель собирает листы оценивания у проводников и распределяет жетоны.

Оценивают свою деятельность.

Анализируют свою работу через самооценку.

9. Подведение итогов. Рефлексия. (2мин)

Цель: организовать подведение итогов урока

- Итак, это была последняя остановка сегодня. Но в стране Русский Язык есть еще много других городов и станций, и там вы обязательно побываете. Подсчитывает жетоны, определяет команду- победителя, отмечают самых активных участников.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Использует прием «Лесенка» (на слайде)

-Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные и нелюбимые, а на двенадцатой - интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 12) лично у вас оказался бы русский язык?

Подводит итоги урока, выставляет отметки в электронный журнал и дневники учащихся.

Подсчитывают жетоны, получают отметки.

Отвечают на вопросы

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Определяют место русского языка на лесенке.

10. Домашнее

задание

(1мин)

Проводит инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания (на слайде). Благодарит за работу на уроке.

Слушают инструктаж, записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отгадайте загадки 1.Черные, кривые, от рожденья все немые, А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. 2. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется всё… 3. Земля белая, а птицы на ней черные. 4.Какая водица только для грамоты годится?

Слайд 3

Игра «Будь внимателен» Нат .. нуть . прор .. сти , нап .. вать , Р.. стов , зап .. сать , выр .. щивать , угр ..жать, р..сток.

Слайд 4

Тема урока Буквы о-а в корнях - раст-,-рос -, - ращ -.

Слайд 6

«Орфографический замок» в ы́растить , во́зраст , нараста́ние , взращённый, сраще́ние , выросший, водоросль, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

Слайд 7

Алгоритм выбора букв О-А в корнях - раст - рос- ращ -. 1. Определи значение корня; 2. Обозначь орфограмму; 3. Выдели корень; 4. Примени правило. 5. Проверь слова-исключения; 6. Проверь, на какую согласную букву оканчивается корень;

Слайд 8

Алгоритм восстановлен. 1. Определи значение корня; 2. Выдели корень; 3. Проверь, на какую согласную букву оканчивается корень; 4. Проверь слова-исключения; 5. Обозначь орфограмму; 6. Примени правило.

Слайд 10

Город Развитие речи

Слайд 11

Архипелаг Закрепления

Слайд 12

Приём «Лесенка» 12 1 2 11 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 13

Домашнее задание Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях); Написать небольшой рассказ «На рыбалке», употребляя слова и словосочетания с корнем -РАСТ-РОС-РАЩ-.



Предварительный просмотр:

                                                                                                     Приложение № 1   

            Лист оценивания для проводников-помощников.

количество баллов

заработанные баллы

1.Игра «Будь внимателен»

4 слова – 2 балла

2-3 слова - 1 балл

0 слов - 0 баллов

2.«Орфографический замок»

               правильное выполнение - 1 балл

          неправильное выполнение – 0 баллов 

3. Алгоритм

правильно- 1 балл

неправильно- 0 баллов

4. Работа с учебником (упражнение 453)

5-6 слов- 5 баллов

2-4 слова- 1 балл

0-1 слово- 0 баллов

                                                                                       Приложение № 2

    Маршрутный лист участников путешествия

  1.  Игра «Будь внимателен»

 

     

  1. «Орфографический замок»

  1.       Алгоритм

  1. Работа с учебником (выполнение упражнения 453)

   

                                                                                                Приложение №  3

                               

                                    Лист самооценки

Ф.И. ученика_____________________

На уроке я работал (активно, пассивно)___________________

Своей работой на уроке я (доволен, не доволен)_________________

Урок для меня показался (коротким, длинным)___________________

За урок я (устал, не устал)______________

Материал урока мне был (понятен, не понятен, не полезен, интересен, скучен)_________________

Моё настроение (стало лучше, стало хуже)______________

     

               

                                                                                              Приложение № 4

                                  Тест  к первичному контролю  

1.Укажите вариант ответа, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне -рос-/-раст-/-ращ-:

А.  золотые россыпи

Б.   роскошный дом

В.  зарос травой

Г.  оросительная система

2.В каком слове есть корень –ращ-?

А. вращение на ноге

Б. отращивать

В. сокращать

Г. отвращение

 

3.В каком слове мы напишем «о»?

А. Р..стислав;

Б. выр..стить;

В. выр..щивать;

Г. зар..стать.

 

4.Выберите слова-исключения.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

А.  р...стовщик

Б.  отр...сль

В.  Р...стов

Г.  произр...стание

5. В каком ряду слов пропущена буква «а»?

А. выр..сти, пол..жить

Б.  предл..жение, р..сток

В.  предпол..гать, р..стения

Г.  подр..сти, пол..жение

6.  Укажите правильный вариант объяснения правописания слова ПРОР..СТАТЬ

А.  в корне -РОСТ- перед СТ пишется О

Б.  пишется О, так как это слово-исключение

В.  в корне -РАСТ- перед СТ пишется А

Г.  пишется буква А, так как это слово-исключение

                                                                                             Приложение№5

           Случится в лесу страшный пожар. На большом участке выгорит вся растительность. Первым деревом, которое выростет на пепелище, будет берёза. Она любит свет и простор, не боится лютых морозов и весенних заморозков, встречается на вечной мерзлоте.

  Ростет берёза быстро, недаром лесоводы называют ее гонким деревом. Уже через несколько лет после пожара поднимется на горелом месте молодая порасль. Пройдёт еще несколько лет, и многие светолюбивые березки зачахнут в тени своих рослых собратьев. Тогда появятся под пологом березового леса молоденькие ели, пихты, лиственницы и сосны. А через 60 - 80 лет березу полностью вытеснят. Зашумит здесь хвойный бор.

  А на опушке или поляне берёза проживёт долго и станет настоящей великаншей. Возраст таких отдельных деревьев достигает 150 лет.

(Из журнала)

   

       

                                                                           Приложение № 6        

       Дополнительное задание для учащихся.

    Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Запишите глаголы с корнями –раст-, -рос-, -ращ-. Используйте приставки: по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, в-, до-.

Составьте 3 предложения с данными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож, -рос-раст-(-ращ-).

Методическая разработка по данной теме соответствует ФГОС, включает актуализацию имеющихся знаний, изучение нового материала, упражнения для закрепления....