конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Завойскина Елизавета Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

по русскому языку для 5 класса

Учитель:

Завойскина Елизавета Николаевна

по теме:

« Правописание чередующихся гласных А – О

в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»


Тема урока: Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-).

Цель: показать условия выбора чередующихся гласных  в корнях;

           сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне;

          закрепить знания о лексических разрядах слов;

          формировать навыки работы в парах, в группе;

          прививать культуру правильной речи. 

Форма проведения: урок – игра.

Оборудование  урока: пейзажные картинки, карточки, почтальон Печкин, жетоны, конверты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок необычный, мы поможем нашему почтальону Печкину раздать письма и встретимся с жильцами этого прекрасного дома.

 (На доску прикреплен  красочный дом)

 В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

 - Ответить на этот вопрос мы можем, разгадав загадку.

Не мед, а ко всему липнут ( Слова)

  1.  Мотивационный этап. Повторение.
  1. Как называется раздел науки о языке, где изучается словарный состав языка?
  2. Что имеет каждое слово?

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

1.Задание к тексту:

  1. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
  2. Определите лексическое значение слова почта.
  3. А как называется человек, который разносит почту?

- Угадайте, кто это с толстой сумкой идет к дому? (прикрепляется на доску рисунок)

- Да это нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести письма.

Этот пакет предназначен для вручения словам, близким по значению.

Что это за слова? (Синонимы)

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.

  1. Самоопределение к деятельности.

Назовите имена остальных братьев. (Храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и начал читать, но в словах не хватает букв.

2. Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными, исследуя данные слова, подумайте:

1. как можно сгруппировать данные слова?

2. сформулируйте орфограмму  и её место в слове. (Работают в группе, от каждой группы выступает спикер, объясняют свои выводы)

  1. Солнце к…снулось края степи.
  2. Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.
  3. Солнечные лучи не к…саются  серебристой влаги родника.
  1.  Работа по теме урока.

- В конверте  ещё есть задание, угадайте, являются ли слова ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ однокоренными?

Сравнивая правописание гласных в корне,  сделайте вывод:

 - Когда в корне –лаг- и –лож- пишется -а, когда –о?

Вывод:

Пишу О в корне –ЛОЖ-, пишу А в корне –ЛАГ-

 Жильцы квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

- Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый. (Антонимы)

Вскрыли братья конверт и огорчились. В правописании слов допущены ошибки, исправьте их.

  1. Первичное закрепление.

3. Задание: исправь ошибки и спиши правильно.

Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.

Физкультминутка:

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает

Щечки моет, лапку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать.

- Окна квартиры номер три распахнуты настежь и в разговоре мы слышим такие слова.

- Я сегодня чуть не сел в галоши.

- А я сидел воды в рот набрав.

- Я бегал сломя голову.

- А мы сидели сложа руки, но мы ведь живем душа в душу.

Фразеологизмам тоже письмо.

4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова и сделайте вывод: 

- Когда в корне –РОС- // - РАСТ- (-РАЩ-) пишется  -А-, когда –О-? (работа в парах)

  1. На поле скоро прорастет пшеница.
  2. Выросла страна, выросли и люди.

Вывод:

Пишу   О в корне -РОС-

пишу А в корне –РАСТ- и –РАЩ-

  исключение: РОСТ-ОК

5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток.

-А это письмо без адресата, угадайте, кому оно адресовано.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

(Слова с переносным значением)

VI. Закрепление изученного материала

6. Задание: слова с переносным значением получили письмо, которое написано почтальоном Печкиным Дяде Федору. Но в письме допущены ошибки, мы должны помочь Печкину. Найдите ошибки и исправьте их.

 (текст распечатан)

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным поругались, не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предлогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»

Ученики исправляют ошибки в письме. Письмо «отправляется в путь».

VII.  Итог урока.

1.- Что новое узнали на уроке?    

   - От чего зависит  выбор гласных в корне  –раст-, -рос-, -ращ-  и – лаг- ,-лож-?

   - Какие есть слова – исключения?

   - Что было легко? Сложно?

2.Оценивание работы учащихся

5. Домашнее задание:        

Упражнение 509, 511 (на выбор) , с. 198-199.

- Дидактический материал

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

1.Задание к тексту:

  1. Найдите слова, которые служат для обозначения предметов, признаков предмета, действий предмета.
  2. Определите лексическое значение слова почта.

- А как называется человек, который разносит почту

2.Задание: вставьте пропущенные буквы, выделите корни с чередующимися гласными.  

  1. Солнце к…снулось края степи.
  2. Я сидел в углу сада, прик…снувшись спиной к стволу дуба.
  3. Солнечные лучи не к…саются  серебристой влаги родника.

3.Задание: исправь ошибки и спиши правильно.

Полажить, разлогать, предпалажить, слажить, излажение, предлогать, прилогательное.

4. Задание: найдите в предложениях однокоренные слова.

  1. На поле скоро прорастет пшеница.
  2. Выросла страна, выросли и люди.

5. Задание: вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание.

Разр…слись, нар…щение, выр..сли, отр..стать, отр…стить, р…сток

6.Исправить ошибки.

«Дорогой Дядя Федор! У нас проблемы!Шарик с Матроскиным поругались,не хотят работать в огороде. А в огороде вырасли помидоры. Дорожки позаростали бурьяном. Я предлогал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина и водорасли. Яблоки вырасли и червям достались. Матроскин на печи лежит да песни предогает слогать. Шарик не хочет свои лапы к делу прилажить. Пропадет урожай! Приезжай поскорее!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »

Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »Тема урока: Правописание чередующихся глас...

Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й класс

Урок по теме "Правописание чередующихся гласных в корне". 5-й классЦели урока:помощь в правилах написания данных орфограмм;формирование умения рассуждать при выборе чередующейся гласной.Зада...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож, -рос-раст-(-ращ-).

Методическая разработка по данной теме соответствует ФГОС, включает актуализацию имеющихся знаний, изучение нового материала, упражнения для закрепления....