Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож, -рос-раст-(-ращ-).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кайгородова Татьяна Васильевна

Методическая разработка по данной теме соответствует ФГОС, включает актуализацию имеющихся знаний, изучение нового материала, упражнения для закрепления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных о-а в корнях –лаг-лож-, -рос-раст-(-ращ-)».

Цели:

1. Обучающая:

- вспомнить и повторить правописание безударных гласных в корне;

- познакомиться с правилом написания гласных о-а в корнях –лаг-лож-, -рос-раст-(-ращ-).

2. Развивающая:

- развивать орфографическую зоркость;

- умение применять правило на практике.

3. Воспитательная:

- формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной работой учащихся;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит поработать и творцами, и исследователями. Сосредоточимся и внимательно слушаем. Готовы? Замечательно. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

2. Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая диктовка.

Вспомним правописание безударных гласных. Записываем слова в два столбика:

1). Багровый, оранжевый, лиловый, сиреневый, фиолетовый.

2). Удивительный, очаровательный, прелестный, соблазнительный, увлекательный.

- Что общего у слов первого и второго столбика? Чем они различаются? (Общее: слова одной части речи, так как отвечают на один и тот же вопрос. Являются именами прилагательными. Различие: к словам первого столбика нельзя подобрать проверочные слова, а к словам второго столбика - можно).

- Подбираем и записываем проверочные слова, обозначая графически: диво, чары, прелесть, соблазн, увлечь.

- Делаем вывод: если к словам нельзя подобрать проверочные, тогда что для этого нужно знать? (их нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю).

3. Изучение нового материала.

«Понаблюдайте!» (корень в словах выделить)

Предложить- предлагать

Изложить- излагать

Расположить- располагать.

Росли- расти, выращенный.

- Смотрим на первую группу слов. Прочитаем их. Какие корни выделены? Назовите. Запишем слова в тетрадь и обозначим в них корень, а гласные в них подчеркнём.

- Теперь смотрим на вторую группу слов. Прочитаем их. Какие корни выделены? Назовите. Запишем слова второй группы в тетрадь и обозначим в них корень, а гласные в них подчеркнём.

- Ребята, что вы заметили при обозначении корней?

- Что происходит с гласными? (чередование гласных)

- Какие гласные чередуются в данных корнях? (о-а)

- Сделаем вывод: буква о пишется в корнях –лож- рос-, буква а- в корнях –лаг- ращ- раст-.

- Обратимся к учебнику на с.35. Какие слова являются исключениями? (назвать их и записать в справочник)

4. Физкульминутка.

5. Первичное закрепление.

1) Записываем слова на доске и в тетради (выходим по цепочке):

Предложить помощь, предлагать торт, вырастить дерево, подрасти, высказать предположение, заросли кустарника, выращенное растение.

- Ребята, какое правило мы применяли сейчас?

2) Буквенный диктант. Учитель читает слово на данное правило, учащиеся записывают только гласную, которая пишется в нём. Слов будет десять, поэтому написать в тетради цифры от одного до десяти в строчку с последующей проверкой: растущий, предлагать, разрастаться, излагать, растительность, предложение, сложить, выросший, полагается, изложение.

(1  2 3 4  5  6  7  8  9 10)

(а  а  а  а  а  о  о о  а  о)

- Поставьте себе оценку за выполненное задание.

3) Проведём игру «Составь слово» (слова написать на доске и выделить части слова): предутренний (выделить приставку), поговорить (выделить приставку), слагаемое (выделить корень), решать (выделить суффикс), писал (выделить суффикс), собирала (выделить окончание).

- Какое получилось новое слово? (предполагала)

- Молодцы! А теперь это слово разберите по составу. Проверим.

- Ребята, на какое правило получилось это слово? (чередование гласных в корне –лаг-лож-).

6. Закрепление.

1) Задание «Четвёртое лишнее»:

Сложение, положение, отложить, ложный. Растение, росток, отрасль, ростры (носы корабля).

2) Запишем две пословицы, в которых есть слова с корнями второй группы слов, записанных на доске и в тетради.

- Сломить дерево- секунда, а вырастить- годы. (объяснить, почему нужно ставить тире)

 - Итак, в каком слове есть корень с чередующейся гласной на изученное нами сегодня правило? (в слове вырастить пишется гласная а перед –ст в корне)

- Выделим корень и подчеркнём гласную а одной чертой, ст- двумя чертами.

- Где сосна взросла, там она и красна.

- В каком слове есть корень с чередующейся гласной на изученное нами сегодня правило? (в слове взросла пишется гласная о перед –с в корне)

- Подчеркнём её и выделим корень.

7. Рефлексия. Подведём итоги нашего урока.

- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? (правописанием чередующихся гласных о-а в корнях –лаг-лож-, раст-(ращ-)—рос-)

- Расскажите это правило (по схеме)

- Ребята, давайте обратим внимание на слова-исключения (назвать)

8. Домашнее задание: а) правило (см. тетрадь-справочник);

б) Упр.449, 451.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Урок русского языка "Зри в корень!"(секреты чередующихся гласных в корне)

Обобщающий урок по орфограмме "Чередующиеся гласные в корне"...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...