Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Беседина Татьяна Петровна

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель русского языка и литературы

Беседина Татьяна Петровна

МКОУ «СОШ№26»

 

Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

1)                 Сформировать представление о способе выбора написания гласных Е – И в корнях, умение определять написание гласных Е – И в корнях, комментировать условия написания;

2)                 Закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя;

3)                 Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.

Ход урока:

 

1. Мотивация к учебной деятельности( слайд 1-2)

− Здравствуйте, садитесь. Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок? (Ответ детей).

-У вас на столе есть смайлики, поднимите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

- А почему так важно прийти на урок с хорошим настроением? (Ответ детей). Давайте улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем друг другу успехов в работе.

− Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Глагол»).

− Как вы усвоили эту тему? (Хорошо).

− Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знаниями. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).

− С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в Страну Орфографию. Для этого нам понадобится багаж.  Перечислите что нужно взять с собой в страну Орфографию. Как вы думаете, а в этом рюкзаке что находится? ( Ответы ребят…., знания)

Правильно. Отправляемся в наше путешествие. ( Оформление рабочего  листа урока)

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (слайд1-2)

2.1. – Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Морфологию).

− Чем занимается морфология? (Морфология изучает части речи).

− А вы знаете, ребята, что морфология тесно связана с орфографией? (Да).

− Что такое орфография? (Орфография – это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).

− Какие орфограммы в корне вы знаете? (Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, гласные о – е после шипящих, гласные и – ы после ц, чередующиеся гласные в корне).

− Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал).

− Почему вам необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).

− Посмотрите на доску.

 

На доске: ( слайд 3)

 

 

Безударные в корнях А с О чередую.

Знает вся моя родня, пару дай любую, правило я расскажу, букву в корне подскажу.

В словах: слагаемое,  предполагаемое, безотлагательное -за корнем суффикс –А-

Когда нет ударенья, пишу -ЛАГ- без сомненья ,и есть предположенье : "А" перед " Г " всегда.

Поросль, заросли, росла, но не повзрослела  -  корень  -РОС-  во всех словах, мне до них нет дела...

Перед  СТ и перед  ЩА  пишу я... и вообще...

Я наврала тут лишку, едва закрою книжку, и сразу корни с корнем из головы долой.

Сижу после уроков, но только что в том проку, я бойкая, но с двойкой боюсь идти домой.

Объяснительный диктант ( слайд 4 )  Учащиеся работают на рабочем листе.

( Приложение 1)

- Кто хочет поработать у доски?

Ученики по очереди выходят к доске объясняют написание слов с пропущенными буквами. 

 

Слайд 5 – Проверь себя

 

Слайд 6 – Вставить пропущенные буквы ( Вариант 1, Вариант 2)

 ( Приложение 2)

 

2.2. – В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора).

− Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель).

 

Слайд 7- Проверь себя.

Слайд 8 – В Тридевятом царстве.

Наше путешествие в Страну Орфографию продолжается.  Следующее задание вам предлагает Баба Яга. Она любит загадки загадывать, козни разные строить.

 

            Слайд 9 – Задание Бабы Яги

             Слайд 10 - Подумайте

    

При записи задания последних у учащихся мнения делятся: одни считают, что написать нужно е, другие − и.

− Кто не выполнил задание? В чем ваше затруднение?

− Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. ( Пытаются обосновать).

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Почему же вы не смогли выполнить это задание – ведь в предыдущих похожих случаях вы с таким заданием справлялись? (Здесь корень с чередованием).

− Значит, в чем причина вашего затруднения? (Мы не знаем правила написания гласной в корне с чередованием).

 

Слайд 11-12 Проверим свои выводы.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания гласных еи в корнях с чередованием).

− Сформулируйте тему урока. (Буквы Еи И в корнях с чередованием),

− Тему урока записываем в рабочие тетради.

Название темы записывается на доске и в рабочих картах учеников.

− Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умение выделять корень, определять безударную и чередующуюся гласные в корне и комментировать условия выбора гласной).

− Для определения условий выбора написания чередующихся гласных е и я предлагаю вам поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

 

По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма Д−1:

 

Подпись: Сделать вывод

Подпись: Определить какая буква после корня


































































 буква суффикс после корня

Подпись: Выделить корень

       

 

 

 

Слайд 13 ( Справка)

 

5. Реализация построенного проекта

 

Слайд 14- Вставить пропущенные буквы( Приложение 3)

           

− Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных Е и И в корнях с чередованием? (Да, написание чередующихся гласных Е и И зависит от наличия суффикса А после корня).

− Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных Е и И.

Ученики формулируют правило, а учитель оформляет на доске условия выбора гласных Е, И в корнях с чередованием.

− Как нам оформить это правило, чтобы легче было его запомнить. (Составим алгоритм).

Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить корень).

Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.(Можно в виде презентации)

Подпись: Если суффикс А, то чередующаяся И

 

 

Подпись: Определить, какая буква после корня
 буква помле корня
 буква суффикс после корня

Подпись: Сделать вывод о выборе чередующейся гласной

Подпись: Выделить корень

       

Подпись: Если другой суффикс, то чередующаяся Е

Слайд 15 – Проверь себя

 

− Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился).

− Откроем учебник, прочитаем внимательно правило и проанализируем алгоритм.

− Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать корни с чередованием? (Да). Можем обосновать выбор букв Е и И? (Да).

Ученики вставляют чередующиеся гласные Е и И в корень –ПЕР-/ -ПИР- и комментируют условия выбора гласной.

Слайд 16-17 Рефлексия:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

 

 Слайд 18 -  Выборочный диктант ( Приложение 4)

Слайд 19 – Итак, что же мы узнали нового? Чему научились?

 

 

6. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? (Ответы детей).

-                   А представьте себе, что вы получили вот такое смс: (Текст либо выдается каждому, либо проецируется на доску)

                - Привет! Ты собераешься к Даше на день рождения?

-                   Да. Но чуть позже, мне ещё нужно вытиреть пыль и застилить кровать. (Ученики находят ощибки, исправляют,делают вывод о необходимости правильно писать смс).

 

7. Итоги  учебной деятельности

− Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог).

− Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных Е и И).

− Достигли её?

− Докажите.(Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания чередующихся гласных Е и И в корнях).

− В чем вы испытали затруднения?

− Что вам помогло их преодолеть? (Групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действий, учитель).

− Оцените свою деятельность на уроке, используя  смайлики.     

− Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома. (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания корней с чередованием, выполнить упражнение из учебника, составить самодиктант, … и т.д.).

В завершение учитель предлагает дома изучить теоретический материал учебника по данной теме, сделать одно упражнение из учебника. А тем, кто уверен в своих знаниях, − выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием глаголов с чередующимися гласными Е и И в корне.

-А сейчас бы я хотела, чтобы вы оценили настроение, с которым вы заканчиваете урок.

-                   До свидания, смайлики хорошего настроения возьмите себе. Пусть хорошее настроение не покидает вас весь день.

Слайд 20 – Домашнее задание.

Слайд 21- Спасибо за внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bukvy_e-i_v_kornyakh_s_cheredovaniem.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе по теме Буквы И-Е в корнях с чередованием Автор: Беседина Татьяна Петровна , Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№26»

Слайд 2

Тема урока: Буквы Е-И в корнях с чередованием Цели урока 1. Учить каждого ученика самостоятельно добывать знания: помочь освоить правила правописания корней с чередованием ( репродуктивный уровень ). 2. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать мышление: учить анализировать, обобщать, логически мыслить. 3. Воспитывать нравственные качества учащихся: умение работать в группе, доброжелательность друг к другу, умение уважать мнение других людей.

Слайд 3

Повторим Безударные в корнях а с о чередую. Знает вся моя родня, пару дай любую, правило я расскажу, букву в корне подскажу. В словах: слаг а емое, предполаг а емое, безотлаг а тельное - за корнем суффикс - а -. Когда нет ударенья, пишу -лаг- без сомненья, и есть предположенье: " а " перед " г " всегда . Поросль, заросли, росла, но не повзрослела - корень -рос- во всех словах, мне до них нет дела... Перед ст и перед щ а пишу я... и вообще... Я наврала тут лишку, едва закрою книжку, и сразу корни с корнем из головы долой. Сижу после уроков, но только что в том проку, я бойкая, но с двойкой боюсь идти домой.

Слайд 4

Объяснительный диктант Неробкую душу в л…ж ил в меня Бог. И камень лёжа мхом об р…с тает. Человек предпо л … г ает, а Бог распо л … г ает. Где р…сла трава, там и ещё вы р...ст ет. Пока травка под р…ст ет, много воды утечёт. От доброго корня и добрая по р…с ль.

Слайд 5

Проверь себя Неробкую душу в лож ил в меня Бог. И камень лёжа мхом об рас тает. Человек предпо лаг ает, а Бог распо лаг ает. Где рос ла трава, там и ещё вы рас т ет. Пока травка под раст ет, много воды утечёт. От доброго корня и добрая по рос ль.

Слайд 6

Вставь пропущенные буквы 1 вариант предл…гать ничью прил…жение к журналу популярное изл…жение пол…жение дел пол…гаться на коллектив разл…жить растения изл…гать программу ул…житься в секунды отл…жить визит возл…жить ответственность 2 вариант мощное р…стение дружно подр…сли зар…сли малины пышная р…стительность отр…сль хозяйства хрупкий р…сток выр…с в огороде выр…щенный мамой жадный р…стовщик побеги отр…сли

Слайд 7

Проверь себя 1 вариант предл а гать ничью прил о жение к журналу популярное изл о жение пол о жение дел пол а гаться на коллектив разл о жить растения изл а гать программу ул о житься в секунды отложить визит возл о жить ответственность 2 вариант мощное р а стение дружно подр о сли зар о сли малины пышная р а стительность отр а сль хозяйства хрупкий р о сток выр о с в огороде выр а щенный мамой жадный р о стовщик побеги отр о сли

Слайд 8

- Бабушка, а туда далеко добираться? - Да покуда доберешься, пять пар башмаков стопчешь. - А сундук у него запирается? - Да уж, наверно, он его на семь замков запер. В тридевятом царстве

Слайд 9

Задание : Выпишите из диалога однокоренные слова и выделите в них морфемы. 1 вариант: добираться, доберешься; 2 вариант: запирается, запер. Задание Бабы Яги

Слайд 10

- Какой можно сделать вывод о правописании И – Е в корнях с чередованием? Подумайте! Молодцы!

Слайд 11

Проверим свои выводы:

Слайд 13

Справка Если после корня – А , В корне будет И всегда! Вот пример, запоминай: Ноги выт е р? Выт и рай!

Слайд 14

Вставьте пропущенные буквы или слова ум___рать от страха соб___рающий марки зам___рать от восхищения отп___раться от сказанного заж___гательные танцы поч___тать старика ум___реть от болезни переб___рёт крупу зап___реть дверь собаки не под_ рутся бл___стеть на солнце

Слайд 15

Проверь себя ум и рать от страха соб и рающий марки зам и рать от восхищения отп и раться от сказанного заж и гательные танцы поч и тать старика ум е реть от болезни переб е рёт крупу зап е реть дверь собаки не под е рутся бл е стеть на солнце

Слайд 16

Рефлексия Раз, два, три, четыре, пять! Ох как весело играть! Руки вверх подними, На пальчики посмотри, Шире руки разведи! А потом их опусти

Слайд 17

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И на место все уселись. Глаза крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем, И работать продолжаем

Слайд 18

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е - И 1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. Выборочный диктант

Слайд 19

Итак, что же мы узнали нового? Чему научились?

Слайд 20

Домашнее задание Из сказок А.С.Пушкина выписать предложения, в которых есть слова с изученными чередованиями Написать сказку « Вовка в стране чередований гласных в корне слов»

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"

Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка  в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и, о-а.»

Задачи урока: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспи...