Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бобина Любовь Юрьевна

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_v_tdm.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс:  5

Тема урока: « Корни с чередованием  букв е - и ».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Автор: Бобина Л.Ю.,  учитель  русского языка и литературы МОУ «СОШ №22» г. Ухты, Республики Коми

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия: формирование умения строить алгоритм, умения фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов: чередования Е-И в корнях  слов

Оборудование:

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование  УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелания, т.о. создается

положительный эмоциональный фон.

2. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Посмотрите на доску, перед вами графические изображения (корень, приставка, суффикс, окончание), расшифруйте их.

- Какая из этих морфем самая значимая? (корень)

-Почему?

- Перечислите, какие орфограммы в корне мы уже изучили? (ответы учащихся)

 

- А теперь предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы, графически выделив условия выбора той или иной орфограммы:

Хр…нить, зар…стают, предл…жить, св…той, выр…с, с…мья

- На какие группы разделили слова и почему? (Слова с проверяемой безударной гласной в корне и слова с чередованием в корне). Объясните выбор орфограммы.

Пробное действие

- Давайте сейчас попробуем выполнить ту же работу с другими словами

( соб..рать – соб…ру, отп…рать - отп…реть).(устные ответы учащихся) ( пришли к выводу, что в некоторых словах пишется  Е, в некоторых – И.

-А почему? Попробуем объяснить.(подбирают  проверочные слова -  не получается)

 

Познавательные: анализировать, классифицировать, сравнивать, строить логические рассуждения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция  в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание мы выполняли? ( Вставляли пропущенные буквы, пользуясь правилом.)

-Где возникла трудность при выполнении задания? ( В корне слова мы не можем определить,какая пишется буква.)

- Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем правила, с помощью которого мы могли бы проверить правописание буквы в корне)

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и контроль по результату и по способу действия;

Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке

( научиться правильно писать слова с корнями  е–и)

-Сформулируйте тему урока.

-Как мы это мы будем решать? ( вывести правило, с помощью которого мы сможем  выбрать правильную букву в корне, научиться им пользоваться)

- Итак, когда выводите новое правило,  на что вы должны обратить внимание? (На закономерность.)

- Постройте план проекта. (Установить закономерность, сделать вывод, создать эталон.)

Познавательные: самостоятельное создание способа решения  проблемы, осуществление выбора  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации; целеполагание,  включая постановку новых целей, преобразование практической задачи  в познавательную;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения.

5. Реализация построенного проекта.

Итак, давайте установим закономерность.

- Посмотрите на доску (слайд презентации), перед нами записаны слова, прочитайте слова правого и левого столбика.

разбирать         разберу

опираться         опереться

задирать           задеру

вытирать          вытереть

замирать           замереть

блистать           блестеть

расстилать       расстелить

- Что общего вы заметили в корнях?

- Как называются подобные корни?

- Заметили ли вы, от чего зависит выбор буквы в чередующихся корнях?

- Сделайте вывод (формулируют правило)

- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило? (сравнение своей формулировки  с формулировкой учебника)

-Давайте составим алгоритм, который мы будем применять  при выборе букв е–и в чередующихся корнях. (Учащиеся работают в группах,  одна из групп предлагает свой вариант, после согласования на доске фиксируется эталон)

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выстраивание  логического  рассуждения, включающего  установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;  работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

 Регулятивные: умение  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов (задание №1, приложение)

 Работа в парах.

Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли  в устной и письменной форме, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само

Учитель предлагает учащимся выполнить задание по карточке с самопроверкой по эталону.

( задание №2, приложение)

Познавательные: умение находить нужную информацию

Регулятивные:  умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Личностные: способность самооценки своих действий, готовность к самообразованию

8. Включение в систему знаний и повторение.

 - Ребята, где вы будете применять новые знания?

- Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

- Какими будут ваши действия на этом этапе урока? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

1.Выпишите из данных предложений глаголы в два столбика: в левый столбик  - с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый – с чередующимися гласными в корне (задание №3, приложение)

2.Работа по  тексту.

- Предложите задания к данному  тексту.

- Составьте и выполните задание на применение нового правила.(задание №4, приложение)

Личностные:  устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива , готовность и способность к выполнению норм и обязанностей ученика;

Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; осуществлять сравнение, классификацию;

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую проблему мы решали на уроке? Как её решили?

-Чему научились на уроке? Что следует доработать?

-Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Личностные: самооценка, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Регулятивные: соотносить цели и результаты деятельности

10.Домашнее задание

На выбор:

1.Упр.599(учебник)

2. Напишите сочинение  на тему «Семейная реликвия», используя слова с  орфограммой  «Корни с чередованием  букв е - и ».

 Приложение

Задание №1

Используя алгоритм, объясните написание следующих слов.

Зам…реть, отп…рать, зам…рать, раст….реть, бл…стеть, заст…лать, соб….рать, зап…реть, расст…лить.

Задание №2

Спишите слова, распределяя по графам таблицы

Слова с чередованием гласных в корне

За корнем следует суффикс – а -

За корнем нет суффикса  -а-

 

Уб…рать квартиру, выт…реть посуду, пост…лить скатерть, зам…р от ужаса, прот…рать глаза, ст…рать запись, отд…ру обои, подп…реть дверь.

Задание №3

  Выпишите из данных предложений глаголы в два столбика: в левый столбик  - с проверяемыми безударными гласными в корне, в правый  - с чередующимися гласными в корне.

1.Всё в природе зам…рло и погрузилось в дремотное состояние.2.Справа до самого горизонта расст…лалась зыбкая холмистая  пустыня океанской воды. 3.Скоро гости к нам соб…рутся. Сколько гнёзд понавьют, посм…три.4. После обеда Олечка ун…сла альбом к себе и зап…рла его в стол.5.Тук-тук взл…тел  на толстую высокую липу, громко цыкнул и ловко поб…жал к вершине дерева.

Глаголы  с проверяемыми безударными гласными в корне

Глаголы  с  чередующимися гласными в корне

Задание №4

 1. Предложите задания к данному  тексту.

 2.Составьте и выполните задание на применение нового правила.

   О, это был знаменитый портфель! Его берегли как самую  дорогую вещь в доме. И хотя дедушка давно умер, портфель каждый год тщательно протирали и проверяли все его шесть отделений, словно там могло что-то остаться от того легендарного времени, когда жил дедушка.

                                                                                   (по С.Наумову)



 

Комментарии

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Любовь Юрьевна,у Вас очень интересный материал. Обязательно им воспользуюсь на свои уроках. Огромное спасибо!

Бобина Любовь Юрьевна

Спасибо за комментарий!Старалась построить урок с позиций системно-деятельностного подхода.Буду рада, если мои материалы пригодятся.