Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Щепин Андрей Вениаминович

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфограммы-буквы, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_6_klass.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Щепин Андрей Вениаминович, учитель русского языка  и литературы

 МОУ СОШ пос. Белореченский Иркутской области Усольского района

Предмет:  русский язык

Класс:  6

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Тема: "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ".

Цели урока:

  1. содержательная:  создать условия для формирования  для усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек;
  2. деятельностная:  расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфограммы-буквы; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Этап мотивации

2 мин

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

 

На доске фраза: УЧИТЬСЯ-всегда……

-Продолжите фразу.

-Как вы понимаете данное выражение?

- Зачем  вам  необходимо учиться? Сколько человеку необходимо учиться?

Подготовка  класса  к  работе.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, самоопределение.

 Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

4 мин

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Какое значение может имеет суффикс –чик-? Докажите на примерах (переводчик – обозначает лицо; самоварчик – уменьшительно-ласкательный)

-Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Приведите примеры.

Организует работу с текстом.

Читает отрывок из сказки К.И.Чуковского, предлагает подумать, в написании каких слов учащиеся могут сделать ошибки:

А кузнечик, а кузнечик –

Ну совсем, как человечек…

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Учащиеся слушают текст, выявляют ошибкоопасные места в словах. Высказывают свое мнение.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез; доказательство.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.

Выявление места и причины затруднения.

2 мин

Цель: выявление и фиксация места и причины

-В какой морфеме вы можете ошибиться?

-Укажите, ударная гласная или безударная в суффиксе.

-Нужно ли проверять гласную в суффиксе?

-Сформулируйте тему урока. Определите цели.

Учащиеся анализируют слова, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют проблему.

Формулируют тему и цели урока.

Познавательные:   формулирование проблемы; выделение познавательной цели.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

6 мин

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Предлагает рассмотреть схему.  

             

   

                   ^                        ^

ЧЕЛОВЕЧЕК – КУЗНЕЧИК

       ^                                 ^

     -ЕК-                          -ИК-

        ^                                 ^

       -К-            Р.п.         –ИК-

Учитель предлагает выявить условия написания е – и в суффиксах существительных и составить алгоритм.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Учащиеся анализируют схему, выдвигают гипотезу, доказывают свою точку зрения, строят алгоритм рассуждения.

Пример алгоритма.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи  «убегает» ли гласный  

     

       ДА                             НЕТ

           ^                                  ^

         -ЕК-                           -ИК-

Познавательные:  выдвижение гипотез; самостоятельное создание способов решения проблем; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания.

5.

Реализация построенного проекта.

7 мин

Цель: построение и фиксация нового знания.

 Предлагает проверить правильность выводов, сравнив их с материалом учебника (с.156).

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания и предложения  со словами на изученную орфограмму.

Проверяют по учебнику правильность своих выводов.

Корректируют алгоритм или кластер.

Учащиеся составляют словосочетания, предложения,  выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные  - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные: 

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений;  инициативное сотрудничество.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

2 мин

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

5 мин

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника упр. № 299,

стр. 157.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.  Речевое проговаривание по цепочке.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6 мин

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

1. Организует самостоятельную работу учащихся с взаимопроверкой.

Назови животных ласково:

Кот, крокодил, слон, пес, жираф, бегемот, баран.

Раздели слова на группы.

2. –Какие суффиксы вы использовали?

-Каких животных можно назвать по-разному?

 

Выполняют самостоятельно задание, осуществляют  взаимопроверку по эталону:

-чик-

-ик-

-ек-

крокодильчик

котик

жирафчик

слоник

слоненочек

песик

барашек

бегемотик

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы; контроль и оценка.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Коммуникативные:  учебное сотрудничество.

8.

Включение нового  в систему знаний и повторения.

7 мин

Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

Учитель  организует работу в парах по применению новых знаний

 Запишите слова так, чтобы у вашей пары они были разные:стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч.к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к.  

- По какому принципу распределяли слова?

 Работают в парах.

  Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сериации слов; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция, оценка.

Коммуникативные:  общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

9.

Рефлексия.

3 мин

1 мин

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я ------- доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Предлагает домашнее задание.

Д/З: 1) упр. 301 стр. 156; 2) написать  лингвистическую сказку о правописании гласных  в суффиксах –ек-, -ик-.

Выбор домашнего задания.

Регулятивные: уметь делать выбор  соответственно своей мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Суффиксы существительных"

Эта презентация поможет при проведении урока в пятом классе по теме "Суффиксы существительных"....