Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
    Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

    Щепин Андрей Вениаминович

    Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфограммы-буквы, способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_6_klass.docx27.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Щепин Андрей Вениаминович, учитель русского языка  и литературы

     МОУ СОШ пос. Белореченский Иркутской области Усольского района

    Предмет:  русский язык

    Класс:  6

    Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

    Тема: "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ".

    Цели урока:

    1. содержательная:  создать условия для формирования  для усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек;
    2. деятельностная:  расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфограммы-буквы; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

    Тип урока: урок "открытия" нового знания.

    № п/п

    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    1.

    Этап мотивации

    2 мин

    Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

     

    На доске фраза: УЧИТЬСЯ-всегда……

    -Продолжите фразу.

    -Как вы понимаете данное выражение?

    - Зачем  вам  необходимо учиться? Сколько человеку необходимо учиться?

    Подготовка  класса  к  работе.

    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, самоопределение.

     Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2.

    Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    4 мин

    Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

    -Какое значение может имеет суффикс –чик-? Докажите на примерах (переводчик – обозначает лицо; самоварчик – уменьшительно-ласкательный)

    -Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Приведите примеры.

    Организует работу с текстом.

    Читает отрывок из сказки К.И.Чуковского, предлагает подумать, в написании каких слов учащиеся могут сделать ошибки:

    А кузнечик, а кузнечик –

    Ну совсем, как человечек…

    Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

    Учащиеся слушают текст, выявляют ошибкоопасные места в словах. Высказывают свое мнение.

    Формулируют тему и цель урока.

    Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез; доказательство.

    Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

    3.

    Выявление места и причины затруднения.

    2 мин

    Цель: выявление и фиксация места и причины

    -В какой морфеме вы можете ошибиться?

    -Укажите, ударная гласная или безударная в суффиксе.

    -Нужно ли проверять гласную в суффиксе?

    -Сформулируйте тему урока. Определите цели.

    Учащиеся анализируют слова, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют проблему.

    Формулируют тему и цели урока.

    Познавательные:   формулирование проблемы; выделение познавательной цели.

    Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

    4.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    6 мин

    Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

    Предлагает рассмотреть схему.  

                 

       

                       ^                        ^

    ЧЕЛОВЕЧЕК – КУЗНЕЧИК

           ^                                 ^

         -ЕК-                          -ИК-

            ^                                 ^

           -К-            Р.п.         –ИК-

    Учитель предлагает выявить условия написания е – и в суффиксах существительных и составить алгоритм.

    Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

    Учащиеся анализируют схему, выдвигают гипотезу, доказывают свою точку зрения, строят алгоритм рассуждения.

    Пример алгоритма.

    I шаг. Измени форму слова.

    II шаг. Определи  «убегает» ли гласный  

         

           ДА                             НЕТ

               ^                                  ^

             -ЕК-                           -ИК-

    Познавательные:  выдвижение гипотез; самостоятельное создание способов решения проблем; построение логической цепи рассуждений.

    Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

    Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания.

    5.

    Реализация построенного проекта.

    7 мин

    Цель: построение и фиксация нового знания.

     Предлагает проверить правильность выводов, сравнив их с материалом учебника (с.156).

    Учитель предлагает учащимся составить словосочетания и предложения  со словами на изученную орфограмму.

    Проверяют по учебнику правильность своих выводов.

    Корректируют алгоритм или кластер.

    Учащиеся составляют словосочетания, предложения,  выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные  - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

    Познавательные: 

    самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

    Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений;  инициативное сотрудничество.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

    Личностные: оценивание усваемого содержания.

    Динамическая пауза (этап физической разрядки).

    Цель: сменить вид деятельности.

    2 мин

    6.

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    5 мин

    Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

    Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника упр. № 299,

    стр. 157.

    Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.  Речевое проговаривание по цепочке.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    7.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    6 мин

    Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

    1. Организует самостоятельную работу учащихся с взаимопроверкой.

    Назови животных ласково:

    Кот, крокодил, слон, пес, жираф, бегемот, баран.

    Раздели слова на группы.

    2. –Какие суффиксы вы использовали?

    -Каких животных можно назвать по-разному?

     

    Выполняют самостоятельно задание, осуществляют  взаимопроверку по эталону:

    -чик-

    -ик-

    -ек-

    крокодильчик

    котик

    жирафчик

    слоник

    слоненочек

    песик

    барашек

    бегемотик

    Познавательные: умение находить нужную информацию.

    Регулятивные: умение решать проблемы; контроль и оценка.

    Личностные: способность самооценки своих действий.

    Коммуникативные:  учебное сотрудничество.

    8.

    Включение нового  в систему знаний и повторения.

    7 мин

    Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

    Учитель  организует работу в парах по применению новых знаний

     Запишите слова так, чтобы у вашей пары они были разные:стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч.к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к.  

    - По какому принципу распределяли слова?

     Работают в парах.

      Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сериации слов; построение логической цепи рассуждений.

    Регулятивные: саморегуляция, оценка.

    Коммуникативные:  общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

    9.

    Рефлексия.

    3 мин

    1 мин

    Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

    Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

    Урок мне -------- понравился.

    Я ------- доволен своей работой на уроке.

    Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

    Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности

    Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

    Предлагает домашнее задание.

    Д/З: 1) упр. 301 стр. 156; 2) написать  лингвистическую сказку о правописании гласных  в суффиксах –ек-, -ик-.

    Выбор домашнего задания.

    Регулятивные: уметь делать выбор  соответственно своей мотивации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год

    Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....

    Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. 3,5 часа в неделю. УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова

    Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по русскому языку (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образовани...

    Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

    Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

    «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».

    Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- »Содержит различные виды заданий. Помогает в интересной и доступной форме объяснить тему учащимся....

    «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ».

    Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- »Содержит различные виды заданий. Помогает в интересной и доступной форме объяснить тему учащимся....

    Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского).

    Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. В программе есть следующие разделы: 1) поя...

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебникам 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (ФГОС)

    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебникам 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.ШанскогоПрограмма расчитана на 102 часа (3 часа в неделю)...