Главные вкладки

    Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

    Лариса Шевченко

    Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.

    Задачи:

    • закрепить знания по лексике и стилистике;
    • развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;
    • воспитывать уважение к собеседнику, родному языку;
    • продолжить подготовку к ЕГЭ.

    Оборудование:

    ·        раздаточный материал

    ·        тексты со статьёй Г. Муравьёва “Чтобы не затух разум русского языка”; стих. Э.Асадова «О скверном и святом»; стих. А.Лыкова «Дикарь», статья Г.Михайлова «Непечатное слово»

    Тип урока:  урок-дискуссия                                                                                                                                             

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ekologiya_slova.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Верхнемакеевская средняя общеобразовательная школа

    Конспект урока русского языка

    10 класс

    «Экология слова,

    или поговорим о «скверном и святом»

    в  русской  речи.»

                                                             Работу выполнила

                                                                                 Шевченко Лариса Николаевна,

    учитель русского языка и литературы.

    С. Верхнемакеевка

    2016 год

    Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.

    Задачи:

    • закрепить знания по лексике и стилистике;
    • развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения;
    • воспитывать уважение к собеседнику, родному языку;
    • продолжить подготовку к ЕГЭ.

    Оборудование:

    • раздаточный материал
    • тексты со статьёй Г. Муравьёва “Чтобы не затух разум русского языка”; стих. Э.Асадова «О скверном и святом»; стих. А.Лыкова «Дикарь», статья Г.Михайлова «Непечатное слово»

    Тип урока:  урок-дискуссия                                                                                                                                            

       Наш язык заслужил право на бережное к себе      отношение, на всенародную заботу.

    Б. Васильев

       И проклинают, и клянутся словом,
    Напутствуют, и славят, и чернят…

                                       Я. Козловский                       

    Ход занятия.

    1. Орг момент  мотивация к учебной деятельности      слайд №1

    Учитель: Спросили мудреца, какой миг самый прекрасный? Какой человек самый близкий? И что в жизни самое ценное?
    Он ответил:
    - Нет времени прекраснее, чем настоящее. Потому что прошлого не вернешь, а будущее еще не наступило.
    - Нет никого ближе, чем тот, кто сейчас рядом с тобой. Не важно, друг он или враг. И нет ничего важнее и ценнее, чем отдавать. Потому что только это и делает тебя счастливым...
    Итак, я надеюсь, что все мы счастливы, так как  мы будем радоваться нашему общению, новым знаниям, сегодняшнему солнечному дню.
    2.Слово учителя.

    В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть.  Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

    -- работа с эпиграфом          слайд №2

            Известный писатель Б.Васильев писал: « Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». 

    Да, язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Многие писатели и поэты посвящали свои произведения родному языку, восхищаясь его красотой и величием, образностью и необыкновенной чувственностью. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Прежде чем перейти к теме нашего сегодняшнего занятия, проверим задание, которое вы выполняли дома. Тем более, что перед вами был текст М. Шолохова, который всегда выступал в защиту русского языка.

         3.    Проверка домашнего задания.

    В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по–осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из–за дальних бугров, выползала пепельно –сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, – зловеще белели ее темные подкрылки, – а потом снижалась так, что прозрачные, как кисея, нежные хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы; где высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

    Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах. И так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сарая в поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи, невзирая на дождь, кричали по очереди, и бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в луже воробьев и писком ласточек, припадавших в стремительном полете к пахнущей дождем и пылью, ласково манящей земле.

    1)Вопросы к тексту:

    – О чем этот текст? Определите его тему. (Дождь. – экология)

    – Как можно озаглавить этот текст? (Благодатный дождь).

    – Как воспринимают этот дождь? Почему никто не стал прятаться от этого дождя?

    2) Словарная работа.

    Объясните значение слова   благодатный 

    (работа со словарем). – 2 человека работают по толковому словарю, 2 по словарю синонимов, остальные объяснение значения через подбор синонимов, однокоренных слов

    Благодатный – приносящий довольство, радость, полный благ; исполненный благодати.

     3) Найдите предложение, в котором описывается благодатный дождь. (Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах).

    – Какие тропы использует автор?  Подчеркнуть их, надписать  (эпитеты, сравнение, метафора)

      Итак, этот текст, несомненно, является образцом русского классического литературного наследия.

      А теперь обратимся к отрывку из статьи Геннадия Муравьёва “Чтобы не затух разум русского языка” (газета «Северная правда» от 2 августа 1996г).          (слайд № 3)

    1.  О чем текст? Что беспокоит автора статьи?

      Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране  не на всё воздействуют благотворно, Меня беспокоит та волна перемен, которая выхолащивает культуру русской речи, засоряет экологию русского слова.

    Казалось бы, что в условиях глубоких перемен надо перестраивать не язык, а наше отношение к нему. Удвоить, утроить уважение к доброму, яркому нашему слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу.

    1. Какую проблему поднимает автор?
    2. Что такое экология?

    Ваши формулировки близки к словарной статье по термину «экология».
    ЭКОЛОГИЯ - «наука, изучающая все связи организма с окружающим миром».

    •  Какие ассоциации вызывает у вас слово экология?  
    • На слайде  трубы, из которых вытекают отходы.   Слайд № 4
      Учитель: То, что вы видите на экране, - результат деятельности человека.

      Вас беспокоят сегодня проблемы экологии в природе?
      Что именно вас заставляет переживать?
      Ученики: Да, конечно, когда мы видим катастрофическое состояние природной среды обитания человека.
      Учитель: А состояние родного языка вызывает у вас чувство тревоги?
      Ученики: Конечно, мы ощущаем речевое неблагополучие. Отсюда и возникает боль за русский язык, который является основой всего.
      Учитель: И теперь сформулируем тему нашего занятия.
      Ответы детей.

    3. Сообщение темы и цели урока.

    • Тема урока:  Экология русского слова.  «О скверном и святом» в  родном  языке. Мы попробуем разобраться в одной из актуальнейших  проблем языка на современном этапе, попробуем определить пути её решения. Запись темы. Слайд № 5

    Учитель: А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора?
    Ученики: Определить свою позицию по отношению к тем явлениям, которые происходят сегодня в русском языке. Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде. Слайд №6
    И с каждым днем
    Сильнее ценим мы
    Покой лесов и чистоту воды,
    В кругу экологической
    проблемы
    Охраны окружающей среды
    И наш язык.
    Он часть большой природы!

    4. Актуализация знаний
    Учитель: Действительно, язык - явление живое, постоянно развивающееся, связанное с жизнью и развитием общества. Следовательно, нельзя допустить его деградацию и невосполнимые в будущем потери. Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое, пусть даже оно будет расти 100 лет, а если мы разрушаем словесное наследие наших предков, формировавшееся веками и тысячелетиями, сколько же времени понадобится на восстановление?
    В живую и чистую реку, какой был русский язык, стала вливаться губительная масса.
    = Какие же факторы губительно влияют на наш язык?
    От чего нужно уберечь, спасти русский язык?
    Ответы детей:
    - от избытка иностранных слов;
    - от молодежного сленга;
    - от «олбанского» языка Интернета;
    - от языка sms, от транслитерации (смешение графики разных алфавитов);
    - от нецензурных выражений в литературной и молодежной среде.

    Да, сегодня мы говорим не только об  экологии природы, но и об  экологию языка, а от этой проблемы обращаемся  к экологии души.  

       Но в наши дни бесспорна проблема экологии языка. Об этом говорит  С.Н.Марков в стихотворении «Русская речь»:

      Я – русский. Дышу и живу

    Широкой, свободною речью.

    Утратить её наяву –

    Подобно чуме иль увечью…

     Сегодня будем говорить о засорении русского языка нецензурными выражениями

      4. Работа по теме урока

    1)–Скверное и святое.  К какой категории слов относятся слова? (Антонимы).  В названии темы дано сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: “святое” и “скверное.

    Как называется такой художественный приём– сочетание лексически не сочетаемых слов? ( оксюморон)

    - Задание:  если бы я вас попросила записать по 10 слов каждой группы то слова какой группы вы бы перечислили уверенно, а слова какой группы поставили бы вас в неловкое положение? Почему?

      (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, вы употребляете такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).

       Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова, встречаем, к сожалению, повсеместно.

    Послушайте отрывок из этого стихотворения

    «Дикарь» А. Лысов

    Пусть лексикон дикарский пуст, –
    Зато как речь цветиста:
    Что шаг, то мат слетает с уст
    Такого “шаг-матиста”.

     

    Дикарь на площади. Он рад
    стать мастером особым,
    Чтоб сделать трёхэтажный мат
    Скабрёзным небоскрёбом.

     

    И дикарей вокруг щадят,
    Обходят стороною,
    Как будто речь на площадях
    Должна стать площадною.

     

    А надо, что ни говори,
    Пресечь их брань вначале –
    Пресечь, покуда дикари
    Совсем не одичали!

    - о чем это стихотворение?

    - значение каких слов непонятно?

    2. Словарно-семантическая работа:  подбор слов-синонимов к слову “скабрёзный” (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный). 

    2 чел по толковым словарям значение слова

    Остальные подбор синонимов самостоятельно с опорой на текст слайд № 7

    3. Результаты анкетирования

    Как вы думаете, почему я обратилась к данной теме?

     

    Актуальность

    По данным последних исследований в подростковой среде степень нечистоты речи превышает 70% среди юношей и 53 % среди девушек.

     

     На каком уровне находится наша школа.

     Результаты опроса

    – Как относится к тому, что такой язык грозит стать нормой?

    – Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике?

    4. Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”

    Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

    -Нецензурная брань – это общепринятое общение в кругу ровесников. Это круто, классно!

    -Меня понимают мои ровесники и без мата.

    • Тебя могут высмеять, унизить, дать тебе кличку, если ты не будешь такой как все.
    • Значит, это не моя компания. Ругаться матом – противоречит моей натуре.
    • Матерные слова снижают напряжение, позволяют снять стресс, высказаться.
    • У меня достаточно других способов, чтобы успокоиться.
    • Я ругаюсь, потому что так делают все вокруг.
    • Я не хочу быть, как все, мне не нравится брань. Кроме этого мне кажется, что все матершинники оскорбляют мою и всех мам на свете.
    • Мне нравится произносить эти слова, так я выгляжу взрослее.
    • А я не ругаюсь, но чувствую себя мудрее, потому что и без мата могу выразить любую мысль.
    • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры ;
    • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять ;
    • Сквернословить нельзя, т.к это великий грех .

    – Чьи аргументы показались вам более убедительными?

    Да, сквернословие – это языковое явление. Оно появилось в процессе развития РЯ. Своё видение этого вопроса отразил в своём стихотворении Э.Асадов.

     Чтение и анализ стихотворения  “О скверном и святом” слайд №8

    Э.Асадов              О скверном и святом

    Что в сердце нашем самое святое?
    Навряд ли надо думать и гадать.
    Есть в мире самое простое
    И самое возвышенное – Мать!

    Так почему ж большое слово это,
    Пусть не сегодня, а давным-давно,
    Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
    В кощунственную брань обращено.

    Тот пращур был и тёмный, и дурной,
    И вряд ли даже ведал, что творил,
    Когда однажды взял и пригвоздил
    Родное слово к брани площадной.

    И ведь пошло же, не осело пылью,
    А поднялось, как тёмная река.
    Нашлись другие. Взяли, подхватили
    И понесли сквозь годы и века…

    Пусть иногда кому-то очень хочется
    Хлестнуть врага словами, как бичом,
    И резкость на язык не только просится,
    А в гневе и частенько произносится,
    Но только мать тут всё-таки при чём?

    Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
    И всё же трудно попросту понять,
    Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
    Сквернейшее – от самого святого!

    Неужто вправду за свою любовь,

     За то, что родила нас и растила,
    Мать лучшего уже не заслужила,
    Чем этот шлейф из непристойных слов?!

    Ну как позволить, чтобы год за годом
    Так оскорблялось пламя их сердец?!
    И сквернословам всяческого рода
    Пора сказать сурово наконец:

    Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
    Но не теряйте звания людей.
    Не трогайте, не смейте, не грязните
    Ни имени, ни чести матерей!
                                                         1970 г.

    – Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”). На что указывает суффикс –ейш -?

    – Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова, тёмная река) выписать в тетрадь

    - Какой троп поэт использует?

    – Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей.)

    Этот пример свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

    - работа с эпиграфом

    Как сказал Я. Козловский:

       И проклинают, и клянутся словом,
    Напутствуют, и славят, и чернят.                    

    - Что же нужно делать, чтобы исправить ситуацию? Письменно ответить на вопрос сам-но.

    Дополнить свой ответ, ознакомившись со статьей Михайлова “Непечатное слово”:

    5. Комплексный анализ текста.

    Один из насущных вопросов сегодня: как модернизировать культуру, не разрушив её традиционных ценностей? Исторически психотип русского человека сложился так, что печатное слово для него всегда было уважаемо и ценилось выше устного (сложилась и поговорка “лучше печатного не скажешь”, отсюда и выражение – “непечатное слово”, то есть презренное, не достойное быть напечатанным. Сказалось здесь, наверное, наряду с извечной тягой русского мужика к грамоте, и влияние православного книгопечатания…

       Прямое отношение к традиции печатного слова в русской культуре имеет так называемая “неприличная лексика”. Наш известный языковед О. Н. Трубачёв писал: “Неприличность – понятие общечеловеческое, но только его объем и понятийное поле различны в разных культурах и языках…”

      Наиболее полный словарь народного языка В. И. Даля не содержит матерных слов.  Умолчание физической стороны любви, по-тютчевски таинственно безмолвной, как сама природа, – один из характерных приёмов русской литературы. Цинизм матерных слов в русском языке несовместим с любовью. И в этом “пробный камень” искренности чувства любви у русского человека… недомолвки и метафоры, дающие простор для воображения, ощущение тайны и таинства – таково свойство таланта русского писателя, его внутренней культуры.

    Пушкин осенью 1830 года пишет: “Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию, превращая её божественный нектар в воспалительный состав”

    Отличительные черты русской литературы – поиски идеала, смысла жизни, богоискательство, одухотворение плоти; сюда относится, например, вся русская классическая и святоотеческая литература.

    8. Работа с текстом.  Дополнительный материал

    - Дома вы знакомились с текстом Виноградова. Как вы думаете почему выбор пал на данный текст?

     - Какую проблему рассматривает автор текста?

    Виноградов рассматривает проблему  распространения сквернословия в нашем языке,  

    в обществе, в нашей жизни.

    - В каких предложениях заключается проблема?  ( Предложения № 1, 7, 20.)

    - Какое определение можно дать проблеме? Какая это проблема?

    Проблема социально-значимая, важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, наболевшая, животрепещущая.

    - какие предложения можно использовать для комментария проблема? (     )

    - в каких предложениях заключается позиция автора?   (     )

     Дополнительно: написать начало сочинения.

      Подведение итогов занятия

    - Заинтересовала ли вас тема урока? Что нового узнали?

    – Можем ли мы изменить собственную речь?

    – Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

    – Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?


    – Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
    – Что вам дал сегодняшний урок?
    – Что пожелаете своим одноклассникам?

    12. Чтение учителем стихотворения “Слова” (автор неизвестен)

    Словно травы шелестят слова.

    Как слова и травы в жизни схожи!

    Говорим: целебная трава –

    Есть слова целительные тоже.

    Есть слова, исполненные яда,

    Есть простые, словно васильки,

    А порой, с собою нету слада,

    Если всходят в речи сорняки.

    Есть слова пьянящие, как розы,

    Есть сухие, как степной ковыль,

    Есть слова, рождающие слёзы, –

    Горькие слова, слова – полынь.

    Словом можно душу искалечить,

    Словом можно раны исцелить,

    Тяжкий груз недобрых слов на плечи

    Берегитесь ближнему взвалить!

    Я смотрю на луг, в цветы одетый,

    Как прекрасен сочных трав покров!

    Научи нас, Бог, дарить букеты,

    Состоящие из мудрых, добрых слов!

    - какое лексическое явление, о котором мы сегодня еще не говорили, встречается в этом стих,?

    – Мне бы, ребята, хотелось вам дать совет: не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. Давайте же уважать друг друга, не будем сквернословить и грубо выражаться.

    Спасибо всем за работу. Выставление оценок.

    13. Домашнее задание

     Написать рассуждение по проблеме текста Виноградова

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

    Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

    План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

    В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

       Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

    Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

    Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

    Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...

    План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

    Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельности ...

    План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

    Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...