Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. Разумовской, мини-проекты учащихся, ММП.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_6_klasse.docx18.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ермолаева М.В., учитель русского языка и литературы

     ГОУ гимназия № 399

    Урок русского языка в 6 классе

    «Похвальное слово существительному» (роль имени существительного в речи)

    Цели урока:

    1. Расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи;
    2. Формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
    3. Развитие внимания, воображения, творческого начала личности ребёнка;
    4. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
    5. Активизации познавательной деятельности учащихся

    Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки.

    Ход урока

    1. Разминка – повторение.

     Записать слова под диктовку с последующей взаимопроверкой

    Под плащом, ложь, поведение, притворство, отчизна, престиж команды, информация, цирк, гастроли за рубежом, привилегии ветеранам, изображение, репродукция, олицетворение, сравнение, метафора, эпитет, синонимы, антонимы.

    Слова какой части речи записаны в словарном диктанте?

    Что такое существительное?

    Что может обозначать существительное?

    1. Тему сегодняшнего урока я сформулировал так: Похвальное слово существительному».

    (запись темы в тетрадь)

    А что значит «похвальное»? (заслуживающий похвалу, содержащий похвалу)

    Значит, сегодня мы будить хвалить существительное. А вот за что, мы и узнаем сегодня на уроке. А в качестве д.з. вы и напишите «похвальное слово» существительному.

    1. Итак, начнём. Слово «учёному-лингвисту» (выступление ученика о существительном как о древнейшей и важнейшей части речи) См. книгу  «Занимательная грамматика»  В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь.

    Задача учащихся во время прослушивания выступления сформулировать 1-2 вопроса и задать их одноклассникам.

    1. С именем существительным вы сталкиваетесь в первые дни своей жизни.  Каждому из вас при рождении дали имя. А ведь имя – это тоже имя существительное.

    Выступление ученика с мини-проектом «Что в имени тебе моём?»

    1. Работа с текстом упр. 136

    Прочитать и подчеркнуть те предложения, в которых содержится главная мысль текста.

    Записать 2 предложения в тетрадь.

    1. Итак, умелое использование существительных придаёт речи выразительность и красоту. Мы уже говорили о стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья», где из 22 слов нет ни одного глагола, а преобладающая часть речь – существительное – 14 слов.

    Обратимся к  другому поэтическому произведению.

    Упр. 137

    (Объяснить л.з. устаревших слов, какая картина рисуется в вашем воображении?, построить схему предложения).

    Этот же приём использован и в других стихотворных произведениях:

    Опять дожди, опять туманы,

    И листопад, и голый лес,

    И потемневшие поляны,

    И низкий серый свод небес

                           (С. Аксаков)

    Мороз и солнце; день чудесный!

                                                 (  А.С. Пушкин)

    Какие картины вы представляете в своём воображении, прочитав эти строки?

    1. Вы знаете, что существительные могут употребляться как в прямом , так и переносном значении. Поэтому в речи, а особенно в художественной, благодаря этой особенности существительных, возможно создание метафор и сравнений.

    Что такое метафора, сравнение? (см.  стр. 63, 64)

    Перед вами тексты:

    А) Ветер всхлипывал, словно дитя, за углом потемневшего дома. (Н. Рубцов)

    Б) Догорают дни у просек

    На рябиновых кострах.

    По дорогам ходит осень

    В красно-жёлтых сапогах.

    Старушонкой в серой шали

    По утрам встаёт заря.

    По утрам встаёт заря.

    Шустрый ветер бойко шарит

    По амбарам сентября. (Н. Лухтин)

    Найти сравнение и метафоры.

    Какую функцию в данных текстах выполняют эти изобразительно-выразительные средства?

    1. Делают речь образной и выразительной, помогают избегать повторов слова –синонимы.

    -Что такое синонимы?

    -Упр. 148 №4

    -составьте синонимичный ряд к слову

    Мужество (смелость, храбрость, отвага, бесстрашие,)

    Милосердие (сочувствие, доброта)

    - Есть приём, о котором мы ещё не говорили, он называется градацией.

    Градация – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события, действия, мысли, чувства по возрастающей или убывающей значимости.

    Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

    - Расположите данные существительные в порядке возрастания, применив градацию.

    А). хохот, усмешка, смех, хихиканье (усмешка, хихиканье, смех, хохот)

    Б). Гигант, колосс, великан (великан, гигант, колосс)

    Вывод: мы сегодня говорили о существительном, вспомнили, что это самая частотная часть речи.

    Именем существительным являются наши имена, при помощи существительных мы можем нарисовать самые разные словесные картины, употребление сравнений, метафор , синонимов делают нашу речь образной и выразительной.

    Существительное действительно есть за что хвалить.

    Домашнее задание.

    Написать сочинение «Похвальное слово существительному»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

    Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"

    Данная разработка поможет учителям повторить основные морфологические признаки имени существительного....

    Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "

    Конспект урока русского языка в 5 классе по программе Разумовской "Существительные одушевлённые и неодушевлённые "...

    Использование деятельностного метода обучения на уроке русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи".

    Данная работа представляет собой разработку и теоретическое обоснование урока русского языка в шестом классе по теме "Местоимение как часть речи"....

    Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

    Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

    План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»

    Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)...