План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Имя существительное как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Микляева Елена Валерьевна

 Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи" для обучающихся VII вида (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат города Катав-Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области

План-конспект урока русского языка в 5 классе

по теме: «Имя существительное как часть речи»

Учитель русского языка и                        литературы

 высшей квалификационной категории

Микляева Елена Валерьевна

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Коррекционные: продолжить работу над укреплением веры в свои силы и возможности; воспитание аккуратности и дисциплинированности; развивать умение обобщать и выделять главное; коррекция внимания, памяти, мышления.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности
  • Метод конкретизации целей обучения
  • Метод открытого обсуждения новых знаний
  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала. Физкультминутка.
  3. Закрепление.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Презентация по теме: «Имя существительное как часть речи».
  2. Карточки с облегченным заданием для наиболее слабых обучающихся.
  3. Таблица «Падежи имени существительного».

Ход урока

Организационный момент.

1.Проверка домашнего задания.

-Ребята, вчера мы путешествовали по стране Морфологии, познакомились с ее жителями. А кто живет в этой стране? Что изучает морфология?

-Части речи.

-Назовите, какие части речи вы уже знаете.

-Существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз, частица.

-Какие из этих частей речи являются самостоятельными?

-Существительное, прилагательное, глагол.

-Какие части речи являются служебными?

-Предлог, союз, частица.

-Назовите все служебные части речи, которые в ы подчеркнули в домашнем упражнении.

-к, в – предлоги.

-и – союз.

-А теперь откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему урока: «Имя существительное как часть речи». Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы отправимся в город Существительных, познакомимся с ними, узнаем, на какой вопрос они отвечают, вспомним их морфологические признаки (род, числи, падеж) и узнаем, какую синтаксическую роль они играют в предложении.

2.Объяснение нового материала.

- Итак, мы попали в самый древний город страны Морфологии – в город Существительных. А теперь посмотрите на этого маленького седобородого старичка с волшебной палочкой в руках. (слайд). Это житель города, его зовут дедушка Имя Существительное. Это непростой дедушка. Стоит ему только взмахнуть волшебной палочкой, и он сразу превращается в какой-нибудь предмет. Вот он взмахнул палочкой и превратился в кошку, дерево, коня, чайник… (слайд).

А что такое предмет? Это все вещи, растения, явления природы, города, села, машины, люди, животные, насекомые.

Теперь откройте учебник и прочитайте текст на стр. 188. ( на доске и в тетради выписываются слова: медвежонок, верблюжонок, песок, балкон)

-К какой части речи относятся все выписанные слова?

-Это имя существительное.

- Все слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? и что? – существительные. Вслушайтесь в имя волшебника: Существительное, т.е. обозначает все, что существует. Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет предметов, изображенных на картинке» (слайд).

- Итак, имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? Но дедушка имя существительное может превращаться в самые разные предметы. Про одни из них мы можем сказать: ОН, МОЙ. Какого рода эти существительные?

-Мужского рода.

-А если наш волшебник обернулся предметом, к которому можно подставить слова ОНА, МОЯ, как вы думаете, какого рода будут такие существительные?

-Женского рода.

-А если к существительному можно подставить местоимения ОНО, МОЕ, какого рода оно будет?

-Среднего рода.

-Так какого рода бывают имена существительные. Приведите примеры.

-Но и это еще не все. Наш волшебник может превратиться в один предмет, а может и в несколько сразу. ( слайд). Имя существительное изменяется по числам. Оно может быть в единственном, а может быть во множественном числе. (слайд).

-Образуйте форму множественного числа от слов: коса, волос, лицо, бровь, ухо.

-Еще имена существительные изменяются по вопросам ( слайд): Кто? Что? кого? Чего?  Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем? При этом изменяются и их окончания. Как называется такое изменение?

-Изменение по падежам.

-Назовите падежи русского языка. Измените по ним слово «ромашка».

- Подведем итоги. Что называется именем существительным? Какого рода могут быть имена существительные? Как они изменяются?

-Посмотрите на текст, написанный на доске. Найдите в нем существительные и подчеркните их как члены предложения.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

- В предложении существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством. Оно может быть даже сказуемым и определением, но об этом мы поговорим позже.

3.Закрепление.

1.Чтение теоретических сведений из учебника обучающимися сначала вслух, затем просебя.

-Ребята, кто может рассказать правило прямо сейчас?

2.Запишите в 3 столбика имена существительные: мужского, женского и среднего рода:

Арбуз, добыча, русло, щавель, серебро, роман, свекла, силос, засуха, облако, компас, библиотека.

3.Поставьте данные существительные в ед.ч, укажите их род. Объясните постановку Ь.

Образец: Мыши – мышЬ (ж.р.)

Миши, чижи, лещи, грачи, лучи, кирпичи, речи, печи, врачи, дочери, вещи, плащи.

4.Найдите существительные в пословице: Труд радостью богат.

Просклоняйте существительное труд. Объясните смысл пословицы.

5.Выборочный диктант. Выпишите существительные, определите ро, число, падеж.

Образец: по аллее  (ж.р, ед.ч, Д.п.)

Мы шли по аллее и вышли на опушку рощи. Здесь отдохнули около большой березы. Вот на дороге показалась грузовая машина. Мы попросили шофера подвезти нас до деревни. С веселой песней подъехали мы к школе.

В это время наиболее слабые обучающиеся выполняют работу по карточкам.

Образец карточки:поставить существительные в указанных падежах.

Р.п

Д.п.

П.п

Морковь

Поле

Дуб

Осень

Здание

Глушь

4.Подведение итогов

-Сегодня мы познакомились с именем существительным, узнали, что оно обозначает, на какой вопрос отвечает, какие имеет морфологические признаки и каким членом является в предложении. Так что же обозначает имя существительное? На какой вопрос отвечает? Обязательно приведите примеры.

-Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: Кто? Что? Что? – стол, Кто? – ученик.

-Какого рода бывают имена существительные? Приведите примеры.

- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Парта – ж.р., стол – м.р., небо – ср.р.

-Как изменяются имена существительные?

-Имена существительные изменяются по числам и падежам. Ботинок-ед.ч, ботинки – мн.ч. И.П. (что?) ромашка; Р.п. (чего?) ромашки; Д.п. (чему?) ромашке; В.п. (что?) ромашку; Т.п (чем?) ромашкой; П.п( о чем?) о ромашке.

-Чем является в предложении имя существительное?

-Имя существительное может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Заключительная часть ( лучшие ответы, оценки, общие недостатки, тема следующего урока)

5.Домашнее задание

-Выучить правило на стр. 190;

Упр. 455. Инструктаж по выполнению домашнего упражнения:

-Прочитайте задание к упр. 455 про себя. Теперь вслух. Что вы будете делать в тетрадях?

-Записывать слова в 2 столбика: в первый – существительные, во второй – глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русски...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....