Главные вкладки

    Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
    презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме

    Повторительно-обощающий урок русского языка в 5 классе по теме " Имя существительное как часть речи". Открытый урок был проведен для американских студентов, которые приехали в Татарстан изучать русский язык.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    2.

    Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

    Цель: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного.

    Задачи: закрепить орфографические навыки правописания безударных гласных в корне слова;

    пополнить словарный запас учащихся;

    активизировать  познавательную  деятельность учащихся на уроке,                           развивать их речь, навыки самоконтроля;                                                    

    воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку.                                                                                            

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Добрый  день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо сядем.

    II. Словарная работа.

    Предлагаю начать наше занятие с традиционной, т.е. привычной, словарной работы. Нетрадиционным, пожалуй, будет то, что перед тем, как объяснить орфограммы в словах, нам нужно разгадать кроссворд. СЛАЙД 1

    Кстати, а что такое кроссворд? (Ответы детей)

    Разгадывая, нужно будет не только назвать слово, но и вставить и объяснить в нём пропущенную орфограмму.

    А что такое орфограмма? (Ответы детей)

    Итак, начнём:

    1. Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. Осток)
    2. Огородное растение, растущее обычно кочаном. Апуста)
    3. Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. Есной)
    4. Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)
    5. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)
    6. Масло бывает животного происхождения и … Астительного)
    7. Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)
    8. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. ЕлЕфон)
    9. Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)
    10.  Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)
    11.  Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)
    12.  Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. Еловой)

    (Учащиеся используют при работе сигнальные карточки)

    Что ж, в результате разгадывания кроссворда и правильного объяснения орфограмм, у нас определилось «ключевое» слово нашего сегодняшнего урока. (Имя существительное). СЛАЙД 2

    Можете назвать причину его появления? (Ответы детей).

    III. Сообщение темы и цели урока.

    Вы правы: на сегодняшнем занятии мы с вами повторим и закрепим знания, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя существительное».

    а) Беседа об имени существительном (сообщение учащихся);

    б) Из истории слов (сообщение учащегося).

    Если быть конкретнее то, что на сегодняшний день вы должны знать по этой теме и что уметь. СЛАЙД 3

    знать:

    - что такое имя существительное

    - грамматические категории имени существительного

    - чем являются имена существительные в предложении

    - какова роль имён существительных в нашей речи

    - порядок морфологического разбора

    уметь:

    - видеть, слышать и находить имена существительные

    - определять грамматические категории имён существительных

    - выполнять морфологический разбор имени существительного

    - правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи

    Молодцы! Я вами очень довольна!

    IV. Систематизация ранее изученного материала.

    Определение имени существительного, умение находить имена существительные

    Что ж, давайте вспомним определение Имени существительного. (Ответы детей)

    Всё верно. По желанию ответить - вижу, что определение знают многие, молодцы!

    Но давайте сейчас вернёмся к словам, которые вы назвали в результате угадывания кроссворда СЛАЙД 4, попробуйте разложить эти слова по группам. По какому признаку вы их будете делить? (Ответы детей). Подсказка: групп должно быть три.

    Только что вы доказали, что вы знаете, что такое имя существительное, видите, слышите и умеете находить имена существительные. Молодцы!

    Грамматические категории имени существительного (падеж, склонение, одушевлённость и неодушевлённость, собственность и нарицательность). Работа в группах. РАЗДАТЬ ЗАДАНИЯ

    Чтобы повторить грамматические категории имени существительного, мы с вами разделимся на группы по рядам.

    1 ряд у нас обратится в сказку, которая поможет им вспомнить названия падежей и падежные вопросы.

    2 ряд покажет своё умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, разграничивать имена собственные и нарицательные.

    3 ряд погрузится в тайны молчащей таблицы. Куда она их приведёт, пока неизвестно.

    Итак, начнём. На выполнение задания у вас есть 3 минуты. Время пошло. СЛАЙД 5

    Проверка. Выступление групп.

    1. СЛАЙД 6, СЛАЙД 7 – объясняет 1 группа

    2. СЛАЙД 8 – задание для всех

    3. СЛАЙД 9 -  объясняет 2 группа + ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ: ПРЕВРАТИТЕ НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В ОДУШЕВЛЁННЫЕ

    4. СЛАЙД 10 – объясняет 2 группа

    5. СЛАЙД 11 – объясняет 3 группа

    6. СЛАЙД 12 – задание для всех

    Пятиклассники повторяли склонение и падежные окончания имён существительных. Учительница предложила Андрюше написать на доске три столбика слов, в каждом должны быть существительные одного склонения: первого, второго или третьего. Андрюша выполнил просьбу учительницы и убежал в коридор.

    Пришли дежурные и стали готовить доску к уроку. Они стёрли почти всё, что написал Андрюша, от каждого слова остались только последние буквы.

    - Что вы наделали? - закричала Наташа. Ведь эти слова нужны для урока.

       -  Как же быть? Скоро звонок, и слов мы не помним, - растерялись дежурные. - Помоги, Наташа, ты же была здесь, когда Андрей записывал слова.

       -  Я цветы поливала  и слов не знаю, - сказала Наташа.  - А вы напишите вместо букв чёрточки, пусть ребята сами найдут слова.

         Так и сделали. Вот что оказалось на доске к началу урока. СЛАЙД 12

     - Попробуйте, не подбирая слов, узнать, верно, ли выполнил задание Андрюша?

    - Поставьте недостающие буквы, чтобы получились слова нужного склонения.

    Итак, какие грамматические категории имени существительного мы повторили? (Ответы детей).

    7.Учащийся читает наизусть стихотворение о разносклоняемых существительных.

    -  Ребята, о каких существительных говорится  в прочитанном стихотворении?

    (Ответы детей)

    -Почему эти существительные  называются разносклоняемыми?

      (Ответы детей)

    Грамматические категории имени существительного (род).

    8.Сценка «Друзья спешат на помощь» (Исполняют учащиеся)

    Итак, ребята, ещё одним грамматическим признаком  у имён существительных является род.

    - Сколько всего их выделяется у имён существительных?

    - Какие существительные называются общего рода? Как  у них можно определить род?

    Задание  по карточкам получает каждая группа. (Слайд 14)

    (3 учащихся с каждой группы выполняют индивидуальную работу на компьютерах)

    V.  Домашнее задание. 

       Сочинить грамматическую сказку на тему «Имя существительное».

    VI. Итоги.

    Комментирование оценок.

    Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном.

    Что удалось нам сегодня на уроке? А что не удалось?

    Что понравилось сегодня на уроке?

    Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё раз?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Добрый день, уважаемые гости и ребята!

    Слайд 2

    с у щ е с т в и т е л ь н о е 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. р о т о к к а с п т а л с н о й в о д о р о л ь п р и л а г а т е л ь н о е р а с т т е л ь н ы й с л о ж и ь л е ф о н и з а г а т ь о б и и и в в т ь и з л л ж е е н д о о й

    Слайд 3

    Повторение по теме "Имя существительное"

    Слайд 4

    Знать: Что такое имя существительное. Грамматические категории имени существительного. Чем являются имена существительные в предложении. Какова роль имён существительных в нашей речи. Порядок морфологического разбора. Уметь: Видеть, слышать и находить имена существительные. Определять грамматические категории имени существительного. Выполнять морфологический разбор. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи. Имя существительное

    Слайд 5

    Работа в группах

    Слайд 6

    Задание. Прочитай сказку. Впиши название падежей в нужное место. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его_______________________. Родился – и стал ______________________. Первое слово, которое он выучил, было «НА»: он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его называли____________________. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ________________. Потом подрос, начал творить добрые дела и стал называться__________________. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и называли теперь_________________. Имя существительное Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный

    Слайд 7

    Имя существительное Задание. Определите, в каком падеже стоит слово дорожка в данном стихотворении. Дорожка домой Мне мила с детских лет, Дорожки знакомей, красивее нет! И если б зашёл я, Не знаю куда, Дорожку домой Отыскал бы всегда На этой дорожк е И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои.

    Слайд 8

    Задание. Найдите «Третье лишнее». Имя существительное Ярославль Река Днепр Планета Байкал Лермонтов Венгрия Собака Жучка Страна Москва Россия "Третье лишнее"

    Слайд 9

    Задание. Распределите данные слова по столбикам. В левый – одушевлённые существительные, в правый - неодушевлённые Ветеран Шофёр Почтальон Клоун Цирк Помощь Лес Учение Пианино Сказка Журнал Врач Дядя Специалист Имя существительное Одушевлённые Неодушевлённые

    Слайд 10

    Женский род запомню я И скажу: «Она - моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род - оно - моё! Это правило твоё

    Слайд 11

    Имя существительное Составьте с данными словами предложения и определите их род: злюка, директор,обжора работяга,сластёна, соня,врач

    Слайд 12

    Задание. Разгадай тайну молчащей таблицы. Заполни её и озаглавь. Имя существительное Мужской, женский -а, -я Мужской, средний -о, -е, согласный Женский -ь Склонение имён существительных 1 скл. 2 скл. 3 скл. Склонение Род В им.п. ед.ч. оканчивается

    Слайд 13

    Задание. Восстанови слова. Имя существительное 1 склонение 2 склонение 3 склонение _ _ _ а _ _ _ _ а _ _ _ я _ _ _ т _ _ _ _ о _ _ _ _ _ е _ _ _ ь _ _ _ ь _ _ _ _ ь

    Слайд 14

    Имя существительное РОСТОК КАПУСТА ЛЕСНОЙ ВОДОРОСЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ РАСТИТЕЛЬНЫЙ СЛОЖИТЬ ТЕЛЕФОН ИЗЛАГАТЬ ОБВИНИТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ ДЕЛОВОЙ Сущ. Прилаг. Глаг.

    Слайд 15

    Задание. Вспомни падежи и падежные вопросы. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Имя существительное Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кто? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

    Конспект урока разработан для изучения темы "Имя существительное как часть речи" в 5 классе...

    Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

    Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

    Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

    Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

    Урок русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи". Первый урок - повторение пройденного в начальной школе. Урок с элементами технологии критического мышления....

    обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

    Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

    Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

    Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

    Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

    Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....