Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Коледа Ольга Сергеевна

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найди «третье лишнее» 1) (не)втерпёж, точь(в)точь, (в)третьих; 2) (давным)давно, (по)тому месту, (по)прежнему; 3) (за)одно, (с)молоду, (по)прежнему; 4) замуж, докрасна, больно.

Слайд 2

Проанализируйте предложения Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся Мне грустно

Слайд 3

«Проверь себя» Его лицо было грустно. Он грустно улыбнулся Мне грустно сущ гл Кр прил мест гл нар ?

Слайд 4

Тема урока Категория состояния как часть речи

Слайд 5

Лев Владимирович Щерба (1880 – 1944) Лев Владимирович известен своими трудами по фонетике, лексикографии, грамматике и морфологии.

Слайд 6

Слова категории состояния обозначают состояние состояние отношение человека природы к действию КАК? КАКОВО? ПРИЗНАКИ: употребляются в безличном предложении входят в состав главного члена предложения не изменяются

Слайд 7

Тепло пришло в наши квартиры. Из-за мороза все были тепло одеты. В комнате тепло. найдите грамматическую основу предложений определите, каким членом предложения является слово тепло какой частью речи оно выражено Проанализируйте предложения

Слайд 8

Проверь себя Тепло пришло в наши квартиры. Из-за мороза все были тепло одеты. В комнате тепло. сущ гл мест гл нар кр прич СКС

Слайд 9

Различение частей речи Вопросы Краткое прилагательное. Наречие Слово категории состояния К какому слову относится? существитель-ное глагол не зависит от других слов На какой вопрос отвечает? каков? какова? каковы? как? где? как?каково? Что обозначает? признак предмета признак действия,при-знак другого признака состояние природы, человека, оценку действия Каким членом предложения является? сказуемое обстоятельство сказуемое в предложении без подлежащего Как изменяется? По родам, числам, падежам не изменяется не изменяется

Слайд 10

Он смотрел весело. Ему весело. Лицо его весело. Пользуясь таблицей, определите, какой частью речи является слово весело

Слайд 11

Проверь себя Он смотрел весело. Ему весело. Лицо его весело. нар КС кр. прил

Слайд 12

Было душно после жаркого дня. За минуту до боя очень тихо в траншее. Сладкая лень смыкает глаза. Татьяна в темноте не спит и тихо с няней говорит. Легко и радостно играет в сердце кровь. На лицо мерзко налипла паутина. Ночью светло от звезд.

Слайд 13

Опиши картинку, используя слова категории состояния

Слайд 14

Закончите предложение, используя слова категории состояния МНЕ БЫЛО НА УРОКЕ…



Предварительный просмотр:

Тема урока: Категория состояния как часть речи

Цели: 1) познакомить ребят со словами категории состояния; 2) уметь отличать слова категории состояния от наречий; 3) повторить правописание наречий;4) р\р уметь конструировать предложения и составлять небольшие высказывания, используя слова категории состояния.

Ход урока.


1. Организационный момент: Приветственное слово учителя. 

2. Задание на внимание

Найдите Третье лишнее        слайд 1

Объясните ваш выбор

3. Мотивационный момент урока: 
Перед вами 3 предложения, определите, что в них общего, и чем они отличаются? (Объединяет омоним слово «грустно»)            слайд 2
1. Его лицо было грустно. 
2. Он грустно улыбнулся. 
3. Мне грустно. 
Задание: определяем синтаксическую роль слова грустно и указываем часть речи. 
Какое предложение вызвало затруднение? Почему? 

Проверь себя       слайд 3
4. Сообщение темы и цели урока: Сегодня познакомимся с особой группой слов, которые обозначают состояние. Слова категории состояния. (Дети определяют цели) 
Работаем с новым материалом: 
- Получается, что слова, обозначающие состояние являются самостоятельной частью речи.

 И первооткрывателем по праву можно назвать Льва Владимировича Щербу.

                Слайд 4

5. Работа с учебником (стр 126-127) 
Давайте  попробуем сами сформулировать правило: 
Категория состояния — это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние человека, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково? 
- А что мы можем определить у любой части речи? Давайте выделим морфологические признаки слова категории состояния: 
1. Общее грамматическое значение: обозначает (состояние человека, природы или окружающей среды). Отвечает на вопросы как? каково? 
2. Н.ф. (т.к. в тексте) 
3. Постоянные признаки: (нет). Непостоянные признаки: (нет). Неизменяемая часть речи. 
4. Синтаксическая роль: (сказуемое) 

        Слайд 5

Продолжаем работать с новым материалом: 

Проанализируйте предложения          слайд 6

 Проверь себя                                        слайд 7


- А сейчас я предлагаю систематизировать наши знания и оформить их в таблицу «Различие частей речи». Но заполнять нам придётся не все графы 6.Работаем с данными предложениями. (Дети заполняют недостающие графы таблицы) 
- Проверяем, что у нас получилось.      Слайд 8
Применяем полученные знания на практике: 
Пользуясь таблицей, определите, какой частью речи является слово весело

                        Слайд 9,10

«Проверь себя»

Назовите номера предложений, в которых используются СКС.   Слайд 11

-Как вы думаете, а где могут использоваться слова категории состояния.


- Мы часто используем в разговорной речи слова категории состояния. Но эти слова привлекают поэтов и писателей.
- А чем можно объяснить частое использование в поэтической речи таких предложений? (Совсем неважно присутствие личности, важно показать внутреннее состояние героя, которое и передаётся словами состояния.) 
- Внимание на слайд. Составьте предложения по картине, используя слова категории состояния. (Дети по картинам составляют предложения)     слайд 12

 
7.Подведем итог: Блиц-опрос:

  1. Что обозначают СКС?
  2. Как изменяются?
  3. Кого можно считать первооткрывателем СКС?
  4. На какие вопросы отвечает?
  5. В каких предложениях употребляется?

8. Рефлексия

Закончите предложение, используя СКС             слайд 13

Мне было на уроке…, используя слова категории состояния: интересно, познавательно, полезно, скучно, трудно, душно, утомительно… 

9.Домашнее задание: 
 
Спасибо за урок!        Слайд 14



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ

КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАРЕЧИЕ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

К КАКОМУ СЛОВУ ОТНОСИТСЯ?

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

НЕ ЗАВИСИТ ОТ ДРУГИХ СЛОВ

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ?

КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ?

КАК? ГДЕ? …

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК ДРУГОГО ПРИЗНАКА

КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ?

СКАЗУЕМОЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ?

     РПЧ

НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

ВОПРОСЫ

КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАРЕЧИЕ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

К КАКОМУ СЛОВУ ОТНОСИТСЯ?

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

НЕ ЗАВИСИТ ОТ ДРУГИХ СЛОВ

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ?

КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ?

КАК? ГДЕ? …

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК ДРУГОГО ПРИЗНАКА

КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ?

СКАЗУЕМОЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ?

     РПЧ

НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

ВОПРОСЫ

КРАТКОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

НАРЕЧИЕ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

К КАКОМУ СЛОВУ ОТНОСИТСЯ?

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

НЕ ЗАВИСИТ ОТ ДРУГИХ СЛОВ

НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ?

КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ?

КАК? ГДЕ? …

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАК ДРУГОГО ПРИЗНАКА

КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ?

СКАЗУЕМОЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ?

     РПЧ

НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Урок русского языка по теме: "Имя числительное как часть речи"

Урок на тему:"Имя числительное как часть речи" разработан по технологиии развития критического мышления с использованием различных приёмов этой технологии. В презентации урока дано подробное описание ...

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...