Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему

Живцова Наталья Николаевна

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kat_sost1.doc61.5 КБ
Office presentation icon kat_sost2.ppt175 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                        «Бережковская основная общеобразовательная школа»

     

          Открытый  урок в 7 классе на тему

  «Категория состояния как часть речи»

                                                    Выполнила Живцова Наталья Николаевна–

                                                        учитель первой квалификационной категории

                                                      Бережки, 2013

Форма: Традиционный урок освоения новых знаний  с элементами технологии речевого критического мышления. Первый урок по теме.

Тема: Категория состояния как часть речи.

Цели:

     Познакомить учащихся с новой частью речи – категорией состояния.

    Формировать умение находить в предложении слова категории состояния, определять их значение и синтаксическую роль. Определять, к каким группам по значению они относятся, отличать слова категории состояния от других частей речи.

   Развивать умение анализировать предложения, развивать умение составлять кластер по изученному материалу. Развивать навыки исследовательской работы, развивать навыки работы со словарем, развивать навыки составления связного текста.

    Воспитывать уважение друг к другу, работая коллективно, воспитывать аккуратность и усидчивость, работая индивидуально.

Оборудование:

Учителю: Учебник «Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений». Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. 2010год.

План – конспект урока. Презентация. Карточки.

 Ученикам: Рабочие тетради, учебники, листы бумаги  А 4, тетради – справочники, орфографические словари, дневники.

                                             

    Ход урока.

Орг. момент.

Подписать число, классную работу.

Основная часть.

 I. Стадия вызова.

1.Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

-У нас урок русского языка, и начнем его с того, что запишем под диктовку несколько уже известных вам слов.

Давным – давно, до смерти, точь – в – точь, по двое, на миг, вмиг, под силу, бок о бок, за границу, досыта, издавна, впустую, по-дружески, побольше.

-Скажите,  что это за слова? (наречия)

-Почему я выбрала эти слова? (написание нужно запомнить или посмотреть в словаре)

                          Задания к словарной работе.

1. Поставить ударение.

2. Объяснить графически дефисное написание наречий.

-Если затрудняетесь, можете проверить себя по словарю, но работу со словарем провести в течение 3 минут.

-Обменяться тетрадями, проверить, выставить оценки. Проверочные слова записаны на доске. Критерии оценки – 2 слайд презентации.

2.Повторение пройденного материала для активизации восприятия нового.

- Что такое наречие?

(Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия, признак признака, признак другого признака. Отвечает на вопросы как? когда? где? откуда? куда?. Не изменяется, в предложении является обстоятельством.)

-Придумайте словосочетания, в которых наречия обозначают признак действия, признак признака, признак другого признака.  (бежал быстро, очень красивый, довольно весело).

-Запишите  на доске.

-От чего зависят наречия в этих словосочетаниях?  (от глагола, от прилагательного, от другого наречия)

II. Осмысление содержания.

3. Элементы исследовательской работы для сопоставления признаков наречия и неизвестной части речи.

-У  меня для вас новое задание. Проанализируйте предложения.

                       Тихо льется с кленов листьев медь. (С. Есенин)

                        Тихо в комнате пустой.  (Е. Благинина)

Разбираем  по членам предложения, определяем, что тихо в первом предложении – наречие образа действия, а тихо во втором предложении – непонятная часть речи, потому что ни от чего не зависит, в предложении является сказуемым. Очень похожая на наречие, но не наречие.

Вывод: это не наречие, а новая часть речи, о которой мы ничего пока не знаем.

-Что обозначает это слово? (состояние окружающей среды) На какой вопрос отвечает?

- Перед нами новая часть речи, которая обозначает состояние. Если вы любопытны, то может уже увидели в учебнике, какую новую часть речи будем изучать.

4.Введение нового термина.

Возможны ответы детей, что это категория состояния, если не знают, то учитель сам вводит термин – слова категории состояния.

3 слайд презентации

Итак, тема нашего урока  - слова категории состояния как часть речи.

-Какие цели в связи с этим нам необходимо поставить перед собой?

5.Определение целей урока.

-Как вы думаете, какие цели урока нам необходимо перед собой поставить?( дети озвучивают цели к уроку).

4 слайд презентации

-Для этого необходимо отследить значение, морфологические признаки и синтаксическую роль новой части речи. Анализ предложений.

В лесу сыро. (состояние природы, вопрос, синтаксическая роль)

Ему грустно. (обозначает душевное состояние человека, вопрос, синтаксическая роль)

Мне больно и жутко.(обозначает физическое и душевное состояние человека, вопрос, синтаксическая роль)

Щенку холодно.(обозначает физическое состояние животного, вопрос, синтаксическая роль)

Все оделись тепло. (обозначает признак действия, наречие).

-Записываем предложения, в скобках пояснения.

Возможно, учащиеся ошибутся в определении частей речи в последнем предложении. Чтобы не ошибаться в определении частей речи, следует заполнить таблицу.

5 – 6 слайд презентации

               наречие

категория состояния

Что обозначает?

К чему относится?

Чем является в предложении?

Вывод по данной работе: (Озвучивают учащиеся)

-Новая часть речи обозначает состояние природы и окружающей среды, душевное состояние человека, физическое состояние человека и  животного. Отвечает на вопрос каково? Ни от чего не зависит. В предложении является сказуемым.

6. Составление кластера. Один ученик работает у доски, остальные на чистом листе. По ходу составления учитель помогает, направляет работу учеников. Потом все вывешивается на доску и оценивается четкость, правильность и краткость кластеров. Лучший записывается в тетрадь – справочник.                                                                 

                                    Кластер                       

                                       Категория состояния

                                    самостоятельная часть речи

                   вопрос: каково?               обозначает    состояние

ни от чего не зависит

                                          природы,  окружающей среды    

                                                                    душевное и физическое человека      

                                                                                                                             физическое животных

          в предложении является сказуемым   ==========

7. Закрепление:

Работа по учебнику.

-Прочитаем материал на стр.126 – 127. Какие новые сведения о категории состояния вы узнали из учебника? (в предложении могут употребляться с глаголами – связками, образует степени сравнения).

Работа над упражнениями 266,265.

8.Домашнее задание:

-У нас сегодня необычное домашнее задание. Я предлагаю вам самостоятельно выбрать для себя задание, которое вам необходимо. Пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно, потому что мы его обязательно проверим на следующем уроке.

III. Рефлексия.

9. Итог:  Вид работы «Пятиминутное эссе».

7 слайд презентации

-Напишите небольшое эссе, в котором выразите свое отношение к сегодняшнему уроку. Я могу вам предложить небольшой план, но совсем необязательно его использовать.

                          План эссе

1.Что изучили на уроке?

2.Понятен ли вам новый материал?

3. В чем вы не совсем разобрались?

4. Какие вопросы по теме у вас остались?

5. Как вы оцениваете урок?

6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...


 

Комментарии

Байкова Вера Андреевна

Урок интересный, современный,соответствует новым ФГОС.