Конспект к уроку русского языка по теме "Частица как служебная часть речи". 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

ПРОВЕДЕННОГО  УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Г. ВОРОНЕЖА МОУ ЛИЦЕЙ №5

ИЩЕНКО В.П.

Тема урока « Еще и они служат».  Урок изучения нового материала. Частица как часть речи.

            Задачи урока:

        -дать углубленное понятие о частице как о служебной части речи;

     - формировать умение опознавать частицы, определять их значение;

     -вырабатывать умение отличать частицы от других частей речи: союзов,          наречий, прилагательных;         

        - показать роль частиц в текстах разных стилей речи;

      -формировать умение выразительно произносить предложения с частицами.

        Оборудование: ИКТ, таблица «Разряды частиц», раздаточный материал, тесты по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др., «Русский язык.7 класс», цветные мелки.

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент:

     -  сообщение  темы и цели урока.

II. Учет знаний:

        1.Индивидуальный опрос у доски:

                а) синтаксический разбор предложения:

Частица - служебная часть речи, не имеющая своего1 лексического значения и служащая2 для выражения2 смысловых оттенков слова или целого предложения4.

           2.Работа с классом (задания на мониторе):        

           а) работа с орфограммами в разных морфемах слов:

          пр…митивное изложение          

          пол…гается на трен…ра

        усиле…ая трен…ровка

        ко…ичество страниц

        ко…ектив уча…ствовал

        острая чу…ствительность

        к…мпания друзей

        изб…рательная к…мпания

        мирово…рение подростка

        р…ц…нзирование статьи

         (не)извес…ный  м…ршрут

        согл…шение сторон

        пр…дписание врача.

             б) лингвистические рассуждения на тему» Омонимичные части речи»:

         ( не) смотря на  

         (не)смотря на то что

         (в)следствии(и,е)

         (в)продолжении(и,е)

         (в)течении(и,е)

        (на)встречу        

        (на)счет

        (по)тому

        (по)этому

       (во)первых

       (по)прежнему

!       говорил просто

!      просто изумился.

в) используя омонимичные части речи  и слова, с которыми мы работали, составьте словосочетания и запишите их, объясните  написание.

3. Проверка работы с предложением.

-морфемный разбор слов: служащая, выражения;

-характеристика предложения;

-схема предложения;

-фонетический разбор слова «своего»;

-какие служебные части речи присутствуют в данном предложении?

-какова их роль?

4.Посмотрите на две последние записи: «говорил просто» и «просто    изумился». Это словосочетания? Почему? Чем является последняя запись? Учащиеся говорят, что  последняя запись не является словосочетанием, так как к слову «просто» нельзя задать вопрос.

Учитель подводит учеников к новой теме.

  1. . Новый материал.

 Вступительное слово учителя: «Русский язык - живой организм.  (Кстати, какой это троп? Учащиеся отмечают, что это метафора). А в каждом организме даже самый маленький орган выполняет свою функцию. Вот так и частицы. Несмотря на свою будто бы незначительность, они играют определенную роль. И отлично с ней справляются». Наша задача сегодня убедиться в этом.

 -А что вы уже знаете о частицах?

 -С какими частицами вы уже сталкивались? (учащиеся называют отрицательную частицу «не», утвердительную - «ни», возвратную - «ся», формообразующие - «бы» и «пусть».

 -давайте познакомимся с другими частицами и  их разрядами.  Чтение теории, изучение таблицы  «Разряды частиц» с примерами.

формообразующие          :                                         Разряды частиц                                           модальные:

образуют формы глагола

(формообразующие частицы):

форму условного наклонения:

бы, б

форму повелительного наклонения:

пусть, пускай, да, давай, давайте

выражают

различные значения:

отрицание: не, ни

усиление: даже, даже и, ни, ведь, и, же, уж, всё, всё-таки, -то, ещё, ну

вопрос: разве, неужели, ли (ль),

 что ли, что

восклицание: что за, как, ну и

сомнение: вряд ли, едва ли,

авось

уточнение: именно, как раз

 выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти,

исключительно

указание: это, вон,  а вон, вот, а вот

III. Закрепление нового материала.

1.Работа с предложением. (Опознается частица, указывается ее разряд).

Именно частицы служат для выражения смысловых оттенков слов и предложений, такие частицы называются модальными.

Вывод: делается  вывод о том, что частица «именно» не обозначает ни предмета, ни признака, ни действия, то есть не имеет своего лексического значения, к ней нельзя задать вопрос, она не является членом предложения, а вносит дополнительный оттенок, уточняет, подчеркивая смысл  подлежащего.

2. Работа с мини-текстом.

Частица - сравнительно молодая часть речи. Просто в  русском языке частиц немного, но их употребление просто и необходимо в текстах различных стилей речи. Часто встречаются омонимичные частицы и союзы, частицы и наречия, частицы и  краткие прилагательные. Давайте учиться отличать их от других частей речи.

- Докажите, что это текст.

- Укажите формообразующую частицу. Какое наклонение глагола она образует? Какие еще частицы выполняют эту функцию? Вспомните, какая частица образует условное наклонение? Приведите примеры. А какая здесь модальная частица? Давайте рассмотрим. Встретились ли нам омонимичные части речи?

Вывод: на данном примере мы убедились еще раз, что, помимо формообразующих частиц, существуют и модальные частицы, а еще в тексте есть омонимичные части речи (учащиеся называют частицу «просто» и краткое прилагательное «просто»).

3.Используя следующий материал, сравнив предложения, выясните синтаксическую роль омонимичных частей речи:

                      -Мал золотник, да дорог.

-Да как красна, да как умна та девица, что у открытого окна!

           -Я просто без ума от этих разговоров!

                      -Все просто, скромно было в ней.

                      -Командир говорил просто и убедительно.

      Учащиеся называют союзы, частицы, краткие прилагательные, наречия, поясняя, что к частицам нельзя задать вопрос, тем самым доказывая, что частицы - служебные части речи. Далее они определяют их разряды, смысловые оттенки  ( во втором предложении – восклицания, в третьем - усиления), отмечая в первом - союз «да», в четвертом - краткие прилагательные, в пятом - наречие). Попутно говорят о том, что первое предложение-поговорка (жанр фольклора).

  Вывод:    делается вывод о роли  частиц в русском языке и их употреблении:

-к частицам нельзя задать вопрос;

-они выражают различные смысловые оттенки, придавая речи выразительность и точность.

    !      Мы должны убедиться в том, что частицы употребляются в текстах разных стилей речи.

4.Работа с раздаточным материалом (по вариантам).

      -в текстах выделить частицы, назвать их разряды, смысловые оттенки и роль:                                             I вариант.

  • Вот пошел он в лес по грибы  и заблудился. Присел под деревом. Давай, мол, дождусь утра. Присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, будто кто-то зовет его. Смотрит - никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху.

Учащиеся выделяют частицы, называя их смысловые оттенки: частица                                      «вот» содержит эмоциональный оттенок, не теряя указательного значения; «мол» подтверждает достоверность высказывания; «а», «и» усилительные частицы. Отмечают, что  стиль данного текста разговорный, а частицы придают ему эмоциональность и самобытность).

                           II вариант.

-Есть еще такие или нету.                                     

Нам пока разгадка не дана…

Берегите отчую планету-

Все-таки она у нас одна.

Может,  далека от идеала,

Только без особенных затей

Неба голубое одеяло

Всех нас укрывает, как детей.

Все мы - земляки, а не пришельцы,

Всем нам потому и отвечать:

Будем ли когда, как погорельцы,

В чуждые галактики стучать?    

Только вот дождемся ли ответа-

Пусто во Вселенной, тишина…

Берегите отчую планету- 

Все-таки у нас она одна.

                                             А.Казанцев.

Перед общей проверкой учащиеся обмениваются работами и делают взаимопроверку.

Вывод:

Учащиеся называют тему и  идею текста второго варианта. Доказывают, что стиль данного текста художественный, отмечая стилистическую окраску слова «отчий», средства художественной выразительности и то, что частицы (дается характеристика каждой, называется разряд) придают глубокую чувственность, яркость и образность данному стихотворению, помогают, наряду с тропами и фигурами, выразить идею.

 5.Учащиеся читают и анализируют тексты публицистического стиля, приготовленные самостоятельно (домашнее задание), называют в них частицы и делают вывод о том, что данная часть речи в публицистических текстах помогает привлечь внимание: частицы, образующие формы повелительного наклонения, вопросительные – в риторических вопросах; с помощью восклицательных (риторические восклицания) усиливается  призывность, убедительность; частицы других разрядов помогают достичь точности и четкости при сообщении информации,  что отвечает задачам этого стиля.

IV. Итог урока:

-Частица как  часть речи?

-Разряды частиц?

-Роль частиц в языке?

  Слово учителя: «Ребята, на следующем уроке нам предстоит отрабатывать навыки и умения правильного написания частиц, дефисного и раздельного».

VI.Дом. задание: п. 26 (стр.157-158), упр. 351(устное лингвистическое рассуждение по теме «Частицы в русском языке»). Из рассказов А.П.Чехова выписать 7-8 предложений с частицами разных разрядов, а чтобы работа выполнялась творчески, с  большим интересом, включите в нее иллюстрации к рассказам (желательно указать фамилии художников, выполнивших иллюстрации)   писателя, с которыми вы будете работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 7 классе по русскому языку. КВН по теме «Служебные части речи».

Организовать разумный отдых учащихся средствами учебного предмета; в игровой форме провести итог по теме «Служебные части речи»...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Конспект урока русского языка по теме "Глагол как часть речи".

СЦЕНАРИЙ УРОКАс использованием технологии развития критического мышления через  чтение и письмо на тему «Глагол как часть речи»...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...