Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Слова среди слов"
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Ладугина Альбина Сергевна

    Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах при работе с анализом текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slova_sredi_slov.docx22.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок №1.

    Тема: «Слова среди слов».

    Тип урока: комбинированный.

    Цель урока: Через многоаспектный анализ слова проникнуть в суть и ткань слова и рассмотреть его смысловую значимость и художественно –эстетическую ценность в речи и художественном тексте.

    Задачи: 1. Через приёмы комплексного анализа ( лингвистического, литературного, художественно – эстетического ) помочь учащимся увидеть слово огонь, огонек в художественном образе.

                   2. Развивать умение видеть эстетическую функцию слова как средства выразительного языка через разные формы и виды работ со словом.

                   3. Формировать у учащихся способность к творческому чтению    (читательскую компетентность ) через комплексный анализ слова.

                   4. Формировать умение грамотно строить монологические высказывания.

                   5. Развивать ассоциативное мышление учащихся путём операции сравнения.

                   6. Создание творческой атмосферы на уроке, способствовать воспитанию у учащихся любви к родному языку, чувства прекрасного, формированию творческого восприятия окружающего мира.

     Оборудование: толковый  словарь  русского языка, фразеологический словарь, тексты В.Г. Короленко «Огоньки»и Ф. Тютчева «Пожары»,  аудио фрагмент пьесы  П.И. Чайковского «Январь. У камелька».

                                                       

    Ход  урока:

    Слово отражает мысль:

    непонятна мысль – непонятно и слово…

    В.Г. Белинский

    1. Слово учителя о целях, задачах урока.

    - Как вы понимаете эпиграф урока?

    - Спишите слова Белинского, объясните постановку знаков препинания.

    - Объясните, какую букву  вставили. К какому правилу относится правописание гласной? (Правописание непроверяемой безударной гласной  в корне слова)

    - Всегда ли вы уверены в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова? (Нет)

    - Как же быть в этом случае? (Обратиться к  «Орфографическому словарю»)

       -Ребята, посмотрите вокруг себя… Окружающий нас мир – это сотни тысяч предметов, явлений, признаков, действий – и все они облачены в слова. У каждого слова есть своё происхождение. Какая наука занимается происхождением слов?  (Этимология, существуют этимологические словари )

    - Каждое слово имеет своё лексическое значение, которое мы можем  узнать…( В толковом словаре)

    - Что же такое слово? Что оно в себе содержит, кроме смыслового значения, может быть, в слове есть какая-то тайна?

    1. Работа с афоризмами о слове.

    - Прочитайте, ребята, высказывания мудрых людей о слове. Какое из них вам больше понравилось? Почему?

    Материал, из которого писатель             Чтобы ярче, точнее  выразить

    слагает  свои произведения, - слово.          каждую мысль, писатель подбирает                                    

                                                                       самые выразительные слова.

    - А ещё один мудрец сказал о слове так: «Слово – это великая ценность, которой наделён человек». Ценность…

    - Какие ценности бывают? Назовите 2 основные группы: ( Материальные и духовные )

    - К какой же из двух вы отнесёте слово? ( К духовной )

    - Почему?

    - Сегодня на уроке мы с вами попробуем разгадать тайну слова, а для этого нам нужно проникнуть в глубь слова, в самое сердце и узнать есть ли у слова дуща, характер, т. е. мы попробуем почувствовать вкус слова. Наверное, так мог сказать человек, который познал ценность слова, «вкусил» его. Такое внимательное изучение слова поможет нам с вами проникнуть в глубь целого художественного произведения , понять авторский замысел и найти в тексте много полезного для себя, увидеть художественную ценность текста.

    1. Введение нового материала.
    2. Сегодня мы познакомимся поближе с очень интересным словом  огонь.

    - Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой.

    -Откуда эти строки? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).

    -Найдите синоним и антоним к слову огонь (пламень, лед).

    - Что означает это слово, каково его лексическое значение? ( сначала формулируют учащиеся, потом учитель читает значение слова в толковом словаре).

    - Какая это часть речи? (существительное).

    - Какие морфологические признаки существительного вы знаете? ( собственное, нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое, склонение, род, число, падеж,член предложения).

     Огонь– нариц., неодушевл.,2 скл., м. р. , ед. ч., им. п. , подлежащее.

    - Изменим слово (огня, огню) во множественном числе (огни).

    - Выделим морфемный состав слова: огонь.

    - Подберите однокоренные слова к слову  огонь – огонек, огнище, огненный, огневой…

    -  Составьте словосочетания со словом  огонь. Охваченный огнем, дрожащие огоньки

    -  Каково значение слова огонек в следующих предложениях? В селе за рекою потух огонек. В глазах их забегали веселые огоньки.  (Прямое, переносное)

    - Запишите предложение: Огонь в лампе дрогнул, потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко. Составьте схему этого предложения.

     - Знаете ли вы, ребята, какие-либо фразеологические обороты  со словом огонь? Что они обозначают:                                 

    подливать масло в огонь –   усугублять ситуацию

    играть с огнем -  неосмотрительность

    идти в огонь и в воду - самоотверженность

    таскать каштаны из огня -  делать работу за кого-либо

    между двух огней -  опасность, которая угрожает с двух сторон и боязнь, опасение чего-либо

     - Когда мы произносим слово огонь, то какие ассоциации возникают у нас? Солнце, жар, зной, костер, багрянец, тепло, уют…

    -Как вы думаете, есть ли у слова  огонь цвет? Оранжевый, красный, алый, багряный, червонный, багровый, пунцовый, малиновый, киноварный, рубиновый, гранатовый… 

    - А есть ли вкус? Сладкий, солёный, горький…

    - А как оно звучит? Запишем  слово в транскрипции [ агон,].

    - Какую музыку мы слышим в слове? Яркую, волнующую, тревожную, спокойную…

    - Давайте подберём эпитеты к слову  огонь: яркий, сильный, лёгкий, ласковый.

     - Что огонь может делать?

                                                                                                                                                          Деепричастие             Глаголы                      Причастие

    горя                                  горит                         горящий

    разгоравшись                  разгораетсяся           разгорающийся

    пылая                               пылает                       пылающий

    -  Запишите предложение:

     ..На пожарище печальном
    Нет ни искры, дым, один, —
    Где ж огонь, злой истребитель,
    Полномочный властелин? Ф. Тютчев

    - Предложение выразительное, яркое, образное.

    Мы видим характер слова, его душу – злой,  беспощадный. Но огонь может быть и нужным, приносящим надежду, радость.

    1. Слово огонь в художественном тексте.

     -Учащимся выдают художественные тексты В.Г. Короленко «Огоньки»

    Работа с текстом:

    -  Выразительно читаем.

    Крошечный по объему рассказ В. Г. Короленко «Огоньки» рождает массу ассоциаций.  Каких? (Огни конкретного далекого берега – смысл человеческой жизни)

    Поражаешься мастерству и мудрости писателя, сумевшего несколькими фразами изложить целую философскую программу. Начиная рассказывать о конкретных огнях далекого и желанного берега, Короленко незаметно подводит читателя к общим рассуждениям о смысле и цели человеческой жизни.

     - Изобразительные средства языка и слова огоньки.

     - Роль слова, его характер, душа, музыка в слове.

       - Слово- образ- символ.

    1. Изображение характера слова в живописи.

         - Обращаемся к ассоциации, возникающим в связи со словом огонь, огонек.

         -Какую картину вы могли бы нарисовать, используя ассоциативный ряд?

         - Демонстрация репродукций художников.

    1. Слово в музыке.

         - Ребята, а как вы думаете, можно ли огонь в камине, бушующее пламя, дрожащий огонек  передать через музыку?

         - Если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку, желая показать это?

    - Прослушайте  отрывок из  первой пьесы  цикла «Времена года» П. И. Чайковского, эпиграфом к которой стали строки А. С. Пушкина:

    "И мирной неги уголок
    Ночь сумраком одела.
    В камине гаснет огонек,
    И свечка нагорела."

         - Какую картину вы себе представили?

    1. Итог урока.

          - Слово – это владыка, мысль, дух,…  образ, символ.

         -В чём же тайна слова? ( У него, в его звучании, есть характер, душа…) Слово – это просто набор, произнесённых звуков или набор написанных букв? ( нет слово – это образ, символ).

    - Поучительны стихи В.Полторацкого «Слово о словах»:

    Слова бывают разные –

    То дельные, то праздные.

    То честные, правдивые.

    То льстивые, фальшивые.

    Есть слово – утешения

    И слово – удушения.

    Есть трезвые, есть пьяные,

    Лукавые, туманные.

    Есть чистые, алмазные,

    А есть бесстыдно-грязные,

    Одни помогут выпрямить,

    Другие душу вытравить.

    Есть речь огнём горящая,

    Есть тлением смердящая.

    Слова – высокой доблести

    И самой низкой подлости.

    - Вот поэтому со словом нужно обращаться осторожно, бережно (Слово не воробей, вылетит -  не поймаешь, говорит народная мудрость): оно может жестоко оскорбить, навек обидеть, смертельно ранить

    - Поможет нам в этом разобраться слово, глубокий анализ слова. Слово, сказанное – мгновение, но содержит в себе целую жизнь, огромный мир. А наша задача – суметь запечатлеть это мгновение в своём сердце.

    1. Домашнее задание:

        Напишите небольшое сочинение на одну из предложенных тем:

     «Человек через слово всемогущ» (Г. Державин)

    «И образ мира, в Слове явленный…» (Б. Пастернак)

    «У каждого из слов душа своя» (Кугультинов)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

    В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

    Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

    Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

       Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О ВВОДНЫХ СЛОВАХ. ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

    Урок "Понятие о вводных словах. Группы вводных слов по значению" создан с применением технологии развития критического мышления. Учитель - проводник ученика, а не "транслятор" знаний...

    Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

    Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

    План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".

    Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твер­дым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельности ...

    План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

    Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...