Главные вкладки

    Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
    план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

    Фуфарева Людмила Федоровна

    Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.

    Учебник для 5 класса в 2-х частях.

    Москва. «Русское слово»,2012.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc25.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Добрятинская СОШ

    Гусь-Хрустального района.

    Учителя русского языка и литературы

    Смирнова Светлана Викторовна,

    Фуфарева Людмила Фёдоровна.

    УМК под редакцией Е.А.Быстровой.

    Учебник для 5 класса в 2-х частях.

    Москва. «Русское слово»,2012.

    Тема : «Наш родной русский язык»

    Цель: создать условия для положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка.

    Задачи:

    предметные: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;

    метапредметные: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;

    личностные: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

    Ход урока:

    1.Оргмомент.

    - Здравствуйте, ребята!

    Сегодня встретились мы в первый раз,

    Но от меня вы можете не прятать

    Сиянье ваших умных глаз.

    Пусть будут поиски, сомненья.,

    И как ни краток встречи срок,

    Быть может, мы сойдёмся в мненьях

    И вместе проведём урок.

    2. Мотивация к учебной деятельности.

    - Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык)

    - Запишем отгадку.

    - Подчеркнём многозначность отгаданного слова.

    - Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И.Ожегова, О.В.Михайловой, Л.И.Скворцова, В.И.Даля и др.).

    -В каком значении слово «язык» интересует нас?

    3.Актуализация знаний.

    - На слайде стихотворение А.Яшина «Русский язык».

    Я люблю свой родной язык!

                                                Он понятен для всех,

                                                Он певуч.

            Он, как русский народ, многолик,

                                                Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь – выскажи боль души,

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

                                              Будто плоть земная, живуч.

       Для больших и для малых стран

                                              Он на дружбу,

                                               На братство дан.

                                               Он – язык луны и планет,

                                               Наших спутников и ракет.

                                               На совете

                                               За круглым столом

                                                Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде святой.

    - Найдите в тексте сравнительные обороты. Для чего их использует автор?

    - К слову «язык» подберите и запишите однокоренные слова и слова – синонимы.

    Карточки для групп ( 2 группы)

    Карточка для 1 группы:

    Я люблю свой родной язык!

                                                Он понятен для всех,

                                                Он певуч.

            Он, как русский народ, многолик,

                                                Как держава наша, могуч.

    Хочешь – песни, гимны пиши,

    Хочешь – выскажи боль души,

    Будто хлеб ржаной, он пахуч,

                                              Будто плоть земная, живуч.

    Карточка для 2 группы:

      Для больших и для малых стран

                                              Он на дружбу,

                                               На братство дан.

                                               Он – язык луны и планет,

                                               Наших спутников и ракет.

                                               На совете

                                               За круглым столом

                                                Разговаривайте на нём:

    Недвусмысленный и прямой,

    Он подобен правде святой.

    Задания:

    - О каких функциях русского языка говорит Яшин в этом стихотворении?

    - С какими трудностями столкнулись, когда выполняли это задание?

    4.Операционно - исполнительский этап.

    - Итак, вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

    Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык. Зачем нужно человеку знание родного языка?

    - Прочитаем текст упр.№1.про себя, а затем вслух выразительно.

    - Найдите корень в словах  родина, род. Подберите слова с таким же корнем. Корень выделите.

    - Как толкуется в словарях слово родной.

    • В каком значении это слово употребляется в словосочетании родной язык, родная природа?

    -Прочитаем задание №2 учебника.

    -Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой — в изучаемом вами иностранном языке?

    5.Первичное закрепление во внешней речи.

    ( Делим на две группы.).

    - Упражнение №3 (первый и третий тексты).

    - С чем сравнивают писатели наш русский язык? Найдите эти слова, прочитайте.

    - В чём писатели видят богатство языка, его выразительность?

    Отчёт групп о проделанной работе.

    Работа со вторым текстом  упражнения №3.

    - Назовите и выпишите те эпитеты, которыми характеризуется русский язык, обозначьте орфограммы в словах. Можем ли мы использовать эти эпитеты в описании иллюстрации учебника (стр.7)?Какой вывод можно сделать?

    Да, действительно, язык наш и природа наша очень богаты и многообразны.

    6.Домашняя работа.

    1)Прочитайте теоретический материал стр.5(всем уч-ся).

    2)Творческая работа по выбору:

    - Подобрать пословицы и поговорки о языке.

    - Подобрать загадки о языке.

    - Найдите  высказывания поэтов и писателей о русском языке и отметьте средства языковой выразительности.

    7.Рефлексия.

    Синквейн в двух группах.

    К слову язык (2 строка: 2 прилагательных,

                            3 строка: 3 глагола,

                            4 строка: афоризм, утверждение о языке.

                            5 строка: синоним к слову язык)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения

    Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...

    Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

    Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

    Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

    Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

    Разработка интегрированного урока немецкого языка и родного (ханты) языка

    Представлен интегрированный урок немецкого и родного языков, целью которого является сравнение и анализ стихотворения немецкого поэта Г.Гейне "Сосна"....

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

    Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

    Интегрированная программа по русскому языку и родному русскому языку 7 класс Шмелев

    Интегрированная программа по русскому языку и родному русскому языку 7 класс Шмелев...