Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Фуфарева Людмила Федоровна

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.

Учебник для 5 класса в 2-х частях.

Москва. «Русское слово»,2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Добрятинская СОШ

Гусь-Хрустального района.

Учителя русского языка и литературы

Смирнова Светлана Викторовна,

Фуфарева Людмила Фёдоровна.

УМК под редакцией Е.А.Быстровой.

Учебник для 5 класса в 2-х частях.

Москва. «Русское слово»,2012.

Тема : «Наш родной русский язык»

Цель: создать условия для положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка.

Задачи:

предметные: создать условия для поиска информации по теме «Наш родной русский язык» через работу с высказываниями писателей о русском языке, через работу с текстом и словарную работу;

метапредметные: формировать культуру речи через речевые ситуации, через текст; раздвинуть границы представлений учащихся о родном языке, показать его связь с другими языками, отношение к нему писателей, поэтов; учить школьников сопоставлять русские слова с иностранной лексикой; развивать умение в подборе синонимов;

личностные: воспитывать уважение и интерес к родному языку, учить учащихся бережному обращению с речью; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,

Но от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз.

Пусть будут поиски, сомненья.,

И как ни краток встречи срок,

Быть может, мы сойдёмся в мненьях

И вместе проведём урок.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Загадка: Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык)

- Запишем отгадку.

- Подчеркнём многозначность отгаданного слова.

- Найдём значение слова «язык» в толковых словарях (под редакцией С.И.Ожегова, О.В.Михайловой, Л.И.Скворцова, В.И.Даля и др.).

-В каком значении слово «язык» интересует нас?

3.Актуализация знаний.

- На слайде стихотворение А.Яшина «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

                                            Он понятен для всех,

                                            Он певуч.

        Он, как русский народ, многолик,

                                            Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

                                          Будто плоть земная, живуч.

   Для больших и для малых стран

                                          Он на дружбу,

                                           На братство дан.

                                           Он – язык луны и планет,

                                           Наших спутников и ракет.

                                           На совете

                                           За круглым столом

                                            Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде святой.

- Найдите в тексте сравнительные обороты. Для чего их использует автор?

- К слову «язык» подберите и запишите однокоренные слова и слова – синонимы.

Карточки для групп ( 2 группы)

Карточка для 1 группы:

Я люблю свой родной язык!

                                            Он понятен для всех,

                                            Он певуч.

        Он, как русский народ, многолик,

                                            Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души,

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

                                          Будто плоть земная, живуч.

Карточка для 2 группы:

  Для больших и для малых стран

                                          Он на дружбу,

                                           На братство дан.

                                           Он – язык луны и планет,

                                           Наших спутников и ракет.

                                           На совете

                                           За круглым столом

                                            Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде святой.

Задания:

- О каких функциях русского языка говорит Яшин в этом стихотворении?

- С какими трудностями столкнулись, когда выполняли это задание?

4.Операционно - исполнительский этап.

- Итак, вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Каждый народ имеет свой единственный, по-настоящему понятный и близкий ему родной язык. Зачем нужно человеку знание родного языка?

- Прочитаем текст упр.№1.про себя, а затем вслух выразительно.

- Найдите корень в словах  родина, род. Подберите слова с таким же корнем. Корень выделите.

- Как толкуется в словарях слово родной.

  • В каком значении это слово употребляется в словосочетании родной язык, родная природа?

-Прочитаем задание №2 учебника.

-Какой признак родного языка подчёркивается в русском, а какой — в изучаемом вами иностранном языке?

5.Первичное закрепление во внешней речи.

( Делим на две группы.).

- Упражнение №3 (первый и третий тексты).

- С чем сравнивают писатели наш русский язык? Найдите эти слова, прочитайте.

- В чём писатели видят богатство языка, его выразительность?

Отчёт групп о проделанной работе.

Работа со вторым текстом  упражнения №3.

- Назовите и выпишите те эпитеты, которыми характеризуется русский язык, обозначьте орфограммы в словах. Можем ли мы использовать эти эпитеты в описании иллюстрации учебника (стр.7)?Какой вывод можно сделать?

Да, действительно, язык наш и природа наша очень богаты и многообразны.

6.Домашняя работа.

1)Прочитайте теоретический материал стр.5(всем уч-ся).

2)Творческая работа по выбору:

- Подобрать пословицы и поговорки о языке.

- Подобрать загадки о языке.

- Найдите  высказывания поэтов и писателей о русском языке и отметьте средства языковой выразительности.

7.Рефлексия.

Синквейн в двух группах.

К слову язык (2 строка: 2 прилагательных,

                        3 строка: 3 глагола,

                        4 строка: афоризм, утверждение о языке.

                        5 строка: синоним к слову язык)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...