Главные вкладки

    Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием"
    план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

    Котуранова Елена Евгеньевна

    Конспект урока для 5 класса "Буквы е-и в корнях с чередованием". (к конспекту прилагается презентация)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bukvy_e-i_v_kornyakh_s_cheredovaniem.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 5 классе

    по теме

    «Буквы е-и в корнях с чередованием»

                        Амелина Елена Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

    Цель урока – дать учащимся понятие об орфограмме е-и в корнях с чередованием.

    Задачи урока:

    1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы;

    2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме;

    3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.

    Тип урока: урок-изучение нового материала

    Методы и приемы: беседа, анализ языкового материала

    Оборудование: карточки с заданиями разного уровня сложности; карточки с новым правилом; презентация Power Point, учебник

    Ход урока

    1. Организационный момент. (2 мин)

    - Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил и письменные принадлежности.

    Вы видите, что также на столе  вас лежат карточки. Пока мы их отложим в сторону, они пригодятся нам позже.

    2. Словарно-орфографическая разминка. (7 мин)

    - Открываем свои рабочие тетради, подписываем … апреля, классная работа. Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме.

    1 слайд презентации Power Point – слова:

    Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы

    - Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?

    (Гласные в корне слова.)

    - Давайте вспомним, что как мы будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?

    (Учащиеся повторяют алгоритм + заранее записан на доске)

    Безударная гласная в корне слова:

    1. Выделить корень

    2. Определить тип орфограммы

    проверяемая безударные гласная в корне                   чередование гласных в корне

    подобрать проверочное слово             зависит от суффикса             зависит от согласных

                                                                       применить правило              применить правило

    Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.

    - Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?

    Беседа с учащимися:

    - Какая орфограмма объединяет все эти слова?

    (Безударная гласная в корне.)

    - Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?

    (Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, или это корень с чередующимися гласными – или подбирали проверочное слово, или применяли правило.)

    - Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?

    (Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)


    3. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)

    - Давайте откроем наши учебники на с. 244. (материал для наблюдения) Поищем самостоятельно ответ на этот вопрос.

    * Работа учащихся  по вопросам учебника.

    * Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?

    Комментарий учителя:

    - Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА (2 слайд презентации):

    Запомните дети

    Вы правила эти,

    А можно лишь имя одно:

    ИА ведь волшебник,

    ИА – не бездельник.

    Принёс вам он правило.

    Вот же оно!

    Если есть суффикс А,

    В корне И пиши всегда.

    - Теперь мы можем объяснить написание нашего примера. (объяснение)

    - Скажите, а какие еще корни подчиняются этому же правилу?

    (Ответы детей)

    * Правило. (3 слайд презентации)

    - На столе у вас лежат карточки с правилом. Возьмите их. Дома вы аккуратно вклеите их в свои тетради для правил. А сейчас просто отложите в сторону.

    __________________________________________________________________

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

    - Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

    Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

    __________________________________________________________________

    4. Закрепление.

    Слово учителя: - А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Для этого мы разделимся на группы. Те, кто обычно работают по 1 и 2 варианту, будут работать сейчас самостоятельно. Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 группы. На 2 столбика. Какие?

    (Проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне)

    Распределить словосочетания

    на 2 столбика:

    проверяемые безударные гласные

    чередующиеся гласные

    Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

    Те, кто всегда работают по 3 варианту, продолжают работать со мной.

    1) Работа по группам (20 мин)

    1 группа. Учащиеся работают самостоятельно по карточкам. Задание: разделить на 2 столбика - проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне.

    2 группа. Репродуктивная работа (по образцу)

    См. образец с. 245.

    Работа по 1 ученику к доске: подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, выбирать марки, заблестели огни, собираю цветы.

    После того, как учащиеся справляются с заданием, учитель объясняет 3 варианту новое задание: - Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.)

    Здравствуй, ослик ИА!

    Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

    Винни Пух.

    В это время происходит проверка результатов работы 1 группы.

    После того, как 2 группа закончила работу, на слайд выводится задание – текст письма. (4 слайд презентации) Сначала один ученик читает текст. Затем учащиеся, которые работали во 2 группе, по-одному называют слова с орфограммой.

    2) Задание на развитие речи.

    - Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: «Мои домашние дела»

    На слайде слова:

     Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

    (Учащиеся составляют предложения, читают их.)

    - Что общего у этих слов?

    (Есть суффикс а, поэтому в корне и)

    6. Вывод.

    - Сегодня мы с вами изучили новое правило чередования гласных в корне слова. Расскажите его. Какие корни подчиняются данному правилу?

    Оценки за урок

    7. Домашнее задание.

    1) правило орф. № 24 с. 245

    2) Упр. 655

    3) нарисовать иллюстрации, в которых было бы зашифровано слово с чередованием в корне гласных е-и

    Приложения

    Приложение 1


    Гласные Е – И в корнях с чередованием

    Правило ослика ИА:

    Есть А → пиши И


    бер – бира             мер – мира   

    пер – пира             стел – стила

    тер – тира             блест – блиста

    дер – дира             жег - жига

    Приложение 2

    Распределить словосочетания

    на 2 столбика:

    проверяемые безударные гласные

    чередующиеся гласные


    Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

    Приложение 3

    Прочитайте письмо Винни-Пуха, найдите в нем слова на изученную орфограмму.

    Здравствуй, ослик ИА!

    Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

    Винни Пух.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

    Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

    Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

    Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

    Урок-путешествие "Буквы Е- И в корнях с чередованием"

    урок изучения нового материала по орфографии...

    Урок русского языка в 5 классе "Корни с чередованием гласных е-и"

    Данная презентация послужит сопутствующим материалом к уроку русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием е-и"...

    ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

    Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....

    конспект урока "Буквы е-и в чередующихся корнях" 5 класс

    урок предназначен для проведения в 5 классе...