Главные вкладки

    Урок-путешествие "Буквы Е- И в корнях с чередованием"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Макарова Екатерина Ивановна

    урок изучения нового материала по орфографии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc132.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока русского языка в 5 в классе

    Учитель Макарова Екатерина  Ивановна

    Дата проведения: 12 апреля 2012 г.

    Тема урока:  Буквы  Е- И в корнях с чередованием.

    Форма урока: урок-путешествие.

    Методы обучения: активные методы обучения с элементами игры.

    Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.

     Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв е – и в корнях с чередованием.

     Задачи:

    1. Отработать умения различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными.
    2. Формировать навыки правописания корней с чередующимися гласными и развивать навыки правильного написания орфограмм.
    3. Воспитывать внимательное отношение к слову, прививать детям интерес к русскому языку.

    Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

    Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация, карточки (приложение 1, приложение 2), сигнальные ракеты (приложение 3),  опорные таблицы (приложение 4),  перфокарты в виде ракет  (приложение 5).

    Этапы урока

    Ход урока

    Используемые СОТ, наглядные пособия и раздаточный материал

    1.Организационный момент

     Приветствие учащихся.

    Контроль посещаемости.

    Проверка готовности к уроку.

     2.Вступительное слово учителя

    Тема нашего урока «Буквы Е - И в корнях с чередованием».

       Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику «Правописание». (Слайд  № 1).


    ИКТ



    3.Актуализация знаний






















     

    Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. А для этого давайте вспомним уже известные для нас понятия.

     На какие группы можно разделить слова с гласной в корне слова?   (Слайд  № 2).

    В каких корнях может происходить процесс чередования  гласных? Давайте объясним правописание гласных в корнях на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости».  (Слайд  № 3.  Ребята  объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд).


    Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.

    Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.

    Каково дерево, такова и отр..сль.

    Подр..стешь – свое наживешь.


    Отчего зависит написание гласной в этих корнях? Сформулируйте правило правописания гласных о- а в корнях с чередованием – лаг-, - лож-,  -раст-, -ращ-,  -рос-.

    Что такое чередование?


    Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.  Группа корней с чередованием очень большая. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.



    ИКТ














     

    4.Изучение нового материала

















































     



     

    Давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

    На старт! Внимание!  Поехали! Вот мы направляемся к Галактике, перед нами звездное небо.
    Аналитическая работа - « мозговой штурм».

    В Галактике  нам необходимо провести исследовательскую работу.

     Запись на доске:


    застелю - застилает

    настелить - настилать

    подстелю -  подстилаешь


    Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните  гласные в них. Что заметили?  

    Что нам с вами предстоит сегодня узнать? 


    Формулирование темы урока и его цели.

    (Тема урока: «Буквы  Е - И в корнях с чередованием».

    Цель:  узнать, как правильно выбирать гласную в корнях  с чередованием е - и).


    Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)


    Учащиеся  выдвигают гипотезы. (Например: в глаголах совершенного вида пишется е, а несовершенного – и.)


    Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.

    Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?

     Попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях.  Дети  самостоятельно формулируют правило (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.)


    Чтение лингвистической сказки.

    Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (Слайды № 4 -9).

    Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной».

    Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.

    Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей.

    А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга».

    Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья.

    И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А.

    «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.

    Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.


    Работа с таблицей.

    Рассмотрите таблицу. ( Слайд № 10).Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И.


    Правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях.  (Слайд №11)

    Посмотрим, как обозначается  графически эта орфограмма. (Слайд №12). Ещё одна подсказка: узелок на память. (Слайд №13).





    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
































    Элементы игровой технологии


    ИКТ



















    Таблицы (приложение 4)

    5.Физкультминутка

    Поищем буквы  из темы урока. Может, они под стул закатились слева (наклоны влево), может, под парту справа (наклоны вправо)? Может, гости слева видели, может, гости справа (повороты)?

    Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо  5–10 раз)

    Здоровьесберегающие технологии

    6.Закрепление материала


























    Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике.

     Запись с объяснением. Прочитайте и выпишите  из карточки выделенные слова, обозначьте в них корень, объясните графически орфограмму  в корнях этих слов.

     

    Работа с  сигнальными  ракетами.

    Мы с собой взяли в космос сигнальные ракеты. Я сейчас буду называть слова, а вы показывайте ту ракету, которая соответствует  данному слову.

     Прибирать, растереть,  блистательный, выращенный, блещет, отпирать, заблестели, заросли, запирать, предполагать, сдираю, выжигаю,  замереть.


    Распределительный диктант с взаимопроверкой. (Слайд №14)

    Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб. Он  вам и подскажет, кого и куда разместить.  (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).


    Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться, примерять (платье).

     

     А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.   Проверка. (Слайд №15)


    Игра « Найди  лишнее  слово». 

    Наш корабль попал под метеоритный дождь. В одном из  заданий полёта появились лишние слова. Найдите  «четвёртое лишнее» слово  и  разберите его по составу. Запись на доске:


    взбираться, замирать, зажигать, заблестеть;

    уберу, опирается, отдеру,  стереть;

    соберу, примерять (платье),  замереть, опереться.


    Проверочная работа с помощью перфокарт.

    Чтобы  отправиться домой, нам надо подготовить  свои  космические  корабли. На ракете,  которая лежит у вас на столе, запишите  себя командирами.



    Карточки с заданиями (приложение № 1, приложение №2), сигнальные ракеты (приложение 3)


    Элементы игровой технологии





    ИКТ













    Элементы игровой технологии





    Перфокарты (приложение 5).

     7. Подведение итогов урока


     Таксонимия  вопросов.

    Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст несколько вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то мы сможем снова вернуться на Землю.

    (Слайд №16).

    Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».

    Что нового  мы узнали сегодня  на  уроке?

     Что помогало?

    Какие корни с чередующимися гласными мы изучили? Перечислите их.

    Отчего зависит написание гласной в этих корнях?

    Достигли ли вы намеченной цели?

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)



     ИКТ

    8. Рефлексия

    Синквейн по теме «Урок».

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).

    Приложение № 6.

     9. Домашнее     задание

     Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить домашнее задание. (Слайд №17)

    1.Выучить правило (с. 257)  

    2.Написать сочинение-миниатюру «Как я убирал свою комнату».

    ИСПОЛЬЗУЙТЕ  В  сочинении  слова  С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.


    Спасибо за урок! (Слайд № 18,19)


    ИКТ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Прочитайте И Выпишите ВЫДЕЛЕННЫЕ слова, обозначьте в них корень. Объясните графически правописание букв Е-И в корнях с чередованием.

    1. Роскошные вначале луга постепенно перешли в луг умирающий, покрытый кочками. (В. Солоухин)
    2. Меньше терзают беды и муки, если вы крепко берете их в руки.       (С.Маршак)
    3. Я не мог терпеть этих шуток и, протерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и странно белым носом. (М. Горький)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Прочитайте пословицы и поговорки. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них корень. Объясните графически орфограмму в корнях этих слов.

    1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день.
    2. Смерть чинов не разбирает.
    3. Солдат службы не выбирает.
    4. Кабы знал, где упасть,  соломки бы подстелил.
    5. Кто детям потакает, сам слезу утирает.
    6. На работу спирает дух, а ест за двух.
    7. Не задирай нос высоко - споткнешься.
    8. Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
    9. Не силой дерутся - умением.
    10. С кем поведешься, от того и наберешься.      

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ПРИЛОЖЕНИЕ  3

    Рисунок_1

    Рисунок_2

    ПРИЛОЖЕНИЕ  4

                                                                                                           

                                     Чередующиеся гласные в корне

    В  корнях пишется и, если есть суффикс а

    В  корнях пишется е, если нет суффикса  а

    бир                ( собирать)


    бер           (соберу)

    дир                (задирать)

    дер            (задеру)

    мир               (замирать)


    мер           (замереть)

    пир                (запирать)


    пер            (запереть )

    тир                  (стирать)

    тер              (стереть)

    блист             (блистать)


    блест          (блестеть)

    жиг                 (разжигать)


    жег            (разжечь)

    чит                 (зачитать)

    чет            (зачесть)

    стил                (расстилать)

    стел          (расcтелю)

     Исключения: чета, сочетание, сочетать

     ПРИЛОЖЕНИЕ  5

                  Е - И в корнях

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    6

    6

    7

    7

    8

    8

    9

    9

    ПРИЛОЖЕНИЕ  6                                     

                                                                         Синквейны  учащихся  по теме «Урок»

                                   Урок

     Увлекательный, интересный.

     Изучали, вникали, чередовали.

     Мы получили  новые знания.

     Процесс.

                                      ( Гончарова Ю.)

                                  Урок

                         Нужный,  весёлый.

                         Путешествовали, запоминали, распределяли.

                         Совершили увлекательное путешествие по Галактике.

                         Знания.

                                                          ( Дугина А.)

                                  Урок

                          Запоминающийся, блестящий.

                          Исследовали, формулировали, объясняли.

                          Можем  справиться с любым  заданием.

                          Путешествие.

                                                          ( Попов А.)

                                  Урок

                        Благотворный, полезный.

                        Выделяли, проверяли, слушали.

                        Хорошая работа для головного мозга.

                        Труд.

                                                          ( Евдокимов С.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Корни с чередованием

    таблица корней с чередованием...

    Правописание корней с чередованием Е-И

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

    Технологическая карта изучения учебной темы: "Безударные гласные в корнях с чередованием"

    В работе представлен блок постановок учебных задач по теме: "Безударные гласные в корнях с чередованием" по технологии развивающего обучения Эльконина - Давыдова с решением задач в виде моделей. ...

    Е-и в корнях с чередованием

    Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

    «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

    Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

    Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

    С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

    Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

    Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...