Главные вкладки

    Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Дудка Ольга Александровна

    С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с чередованием и закрепят навыки его  применения на практике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 5_klass_rus.yaz_.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

     

     Урок русского язык в 5 классе

    Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.
    Буквы
    е, и в корнях с чередованием

    Цель: ознакомить учащихся с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов, изучить правописание слов с чередованиями е, и в корне; развивать орфографическую зоркость школьников

    Ожидаемые результаты: ученики распознают слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляют произношение и написание слова, знают правило написания е, и в корнях с чередованием и умеют его применять.

    Оборудование: учебник, таблица «Чередование звуков в корнях слов в русском языке»

    Тип урока: комбинированный.

    • I.        Актуализация опорных знаний учащихся

    Проверка домашнего задания.

    • II.        Мотивация учебной деятельности школьников. Объявление темы и цели урока

    Задание учащимся.

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными чередованиями гласных и согласных звуков в корнях слов. Запишите пары слов: пирог — пирожок, горох — горошек. Выделите в них корни. Чем они различаются в парах? Как вы думаете, в каждой паре один и тот же корень в словах или разные?

    • III.        Восприятие и усвоение учебного материала

    1.        Слово учителя.

    План лекции учителя

    1)        Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

    2)        Буквы е, и в корнях с чередованием.

    2.        Работа с текстом.

    Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

    Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

    Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

    (М. Панов)

    3.        Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

    4.        Работа с учебником.

    Чтение теоретического материала

    • IV.        Закрепление знаний, умений и навыков

    1.        Тренировочное упражнение.

    Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

    Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.

    2.        Распределительный диктант.

    Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.

    Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

    3.        Работа в малых группах.

    4.        Работа с учебником.

    Выполнение упражнений (по усмотрению учителя)

    • V.        Домашнее задание

    1)        Выучить теоретический материал

    2)        Выполнить упражнение

    • VI.        Итог урока

    1.        Заключительное слово учителя.

    Сегодня вы познакомились с понятием чередование звуков, много внимания уделили основным чередованиям гласных и согласных звуков в корнях слов, научились находить слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставляя произношение и написание слова.

    2.        Беседа с учащимися.

    — Какие гласные чередуются в русском языке?

    — Приведите несколько примеров чередования гласных в корнях слов.

    — Какие согласные чередуются в корнях слов?

    — Приведите примеры чередования согласных в русском языке.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

     Восприятие  и усвоение учебного материала

    1.        Слово учителя.

    1)        Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.

    В русском языке при образовании и изменении слов в корнях может происходить чередование, т. е. замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные: снег — снежок, беру — забираю.

    2)        Буквы е, и в корнях с чередованием.

    Поговорим о корнях с чередованием е/и: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, чет-чит, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил и др. В этих корнях в безударном положении пишется гласная и в случае, если за корнем следует суффикс -а-. В остальных случаях пишется гласная е: расстилать — расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.

    3.        Ознакомление с таблицей «Чередование звуков в корнях слов в русском языке».

    ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    Чередующиеся звуки

    Примеры

    Чередование гласных

    о — а

    поклон — кланяться

    о — ноль звука

    рот — рта

    е — ноль звука

    день — дня

    е — о

    несу — носить

    е — и — ноль звука

    соберу — собирать — собрать

    о, е — ё

    весло — вёсла

    Чередование согласных

    г — ж

    бегу — бежишь

    г — з

    друг — друзья

    к — ч

    пеку — печёшь

    х — ш

    ухо — уши

    з — ж

    возить — вожу

    с — ш

    носить — ношу

    т — ст

    плету — плести

    д — ж — жд

    водить — вожу — вождение

    т — ч — щ

    свет — свеча — освещение

    к — ц — ч

    лик — лицо — личный

    ск — ст — щ

    пускать — пустить — пущу

    б — бл

    любить — люблю

    п — пл

    купить — куплю

    м — мл

    утомить — утомлю

    в — вл

    ловить — ловлю

    ф — фл

    графить — графлю

    • III.        Восприятие и усвоение учебного материала

    2.        Работа с текстом.

    Прочитайте текст. О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

    Даны в языке два слова. И у них корни — с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но — разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

    Бывает в квартире — все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

    (М. Панов)

    • IV.        Закрепление знаний, умений и навыков

    1.        Тренировочное упражнение.

    Спишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

    Ответ — отвечу, светить — свечу, лягу — ляжешь, привлеку — привлечёшь, сухой — суше, мазать — мажу, холст — холщовый, дробить — дроблю, лепить — леплю, ломать — сломленный, ставить — ставлю, расту — выращенный, пеку — печёшь, рыбак — рыбачий, творог — творожник, пух — пушистый, косить — кошу, близок — ближе, густой — гуще, ходить — хожу, рубить — рублю, сломить — сломлю, моряк — моряцкий, княгиня — князь, приведу — привести.

    2.        Распределительный диктант.

    Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика: в 1-й — с чередующейся буквой е в корне; во 2-й — с и.

    Замирать от восторга, натираю до блеска, постелил на пороге, предпочитать в еде, ярко блистающий, запирать дверь, блестел на солнце, расстилалась позади, собирать гербарий, протереть блюдца, соберу в дорогу, замер на месте, запереть на ключ, вымирающий вид, заберу к себе, убирать квартиру.

    3.        Работа в малых группах.

    1-я группа (учащиеся с начальным и средним уровнями знаний). Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

    Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин)

    2-я группа (учащиеся с достаточным уровнем знаний). Вставьте пропущенные буквы. Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

    Образец: сжечь — сжигать.

    Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — … .

    3-я группа (учащиеся с высоким уровнем знаний). Подберите по смыслу и впишите слова в предложения. Выделите корни.

    В математическом примере на … я сделал ошибку. С утра брат … в своей комнате. Мы с трудом … в лесных зарослях. Хорошо подумайте и … правильный ответ. Бабушка украдкой … слёзы. Мама … на столе праздничную скатерть. Холодные … очень закаляют организм.

    Для справок: проб..рались, выт..рала, уб..рал, выб..рите, расст..лила, выч..тание, обт..рания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Чередование гласных в корнях слов"

    Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;2) развива...

    Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

    Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

    Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов

    Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов...

    Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

    Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

    Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

    Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

    Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

    Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...