Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_cheredovanie_glasnyh_v_kornyah_zar-zor.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буквы а и о в корнях – зар - /- зор -»

Цели: познакомить учащихся с правописанием гласной в корне -зар- /-зор-, развитие орфографической зоркости, воспитание интереса к богатству языка.

Формируемые учебно-универсальные действия: познавательные - умение выделять корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными;

 регулятивные - умение определять условия выбора о- а;

 коммуникативные - развитие монологической речи

Планируемые результаты: знать о корнях с чередованием –зар- зор-, уметь определять условия выбора о -а, понимать важность грамматического анализа слов.

Ход урока


1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний.
- Словарный диктант:

Обгорелый, разрастаются, водоросли, коснуться, расположитьсякостлявый, гористый, косьба, сгореть, росток, наслаждаться.

 -Взаимопроверка  Слайд 2

 -Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне

 -От чего зависит написание гласной в этих корнях?

-Почему вы не подчеркнули слова:  костлявый, гористый, косьба, наслаждаться? (омонимичные корни с безударной гласной в корне) Слайд 3

 3.Работа над новой темой. Слайд 4
1) Прочитайте стихотворение.  
- Спишите 3 предложение, выполните его синтаксический разбор.
Вот и лето. Жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится с зарею.
Нет совсем и ночи.

По лугам идут работы
В утренние росы;
Только зорюшка займется,
Звякают уж косы.
(И.Суриков)

- Выпишите однокоренные слова,
(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)

- Объясните орфограммы в корнях этих слов.  
- Обратите еще раз внимание на слова зорька-заря, зорюшка.
В каком из них вы не сможете пока объяснить написание гласной? А сможете предположить, почему именно эта гласная пишется в слове заря?

2)Запись темы урока  («Буквы а и о в корнях –зар-, -зор-») Слайд 5
  - Определите цели урока.
Слайд 6
- Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
5. Открытие нового знания
1)Чтение и анализ материалов учебника, п.38, стр.108
-Какую тему мы продолжаем?
-Почему данные корни относим к корням с чередованием?
-Какие гласные чередуются?
- Подтвердились ли ваши предположения?
-От чего зависит выбор гласной?
-Обратите внимание на исключение из правила (зарево)

 2)Работа в группе
- Создайте алгоритм «Буквы а и о в корнях –зар-, -зор-
»   

4.Закрепление

1) упр.192
Попытаемся определить смысл каждой пословицы. Что означает первая пословица
1. З…рю проспать – рубахи не достать.
Иногда говорят иначе: «Зарю проспать - рубля не достать»
Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?
(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).Кто – нибудь помнит ещё пословицы с этим же смыслом?
(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)
2. З…ря надежду родит. ( с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)
3. Какова вечерняя з…ря, таков и вечерний день. (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)Можно ли слова с пропусками назвать однокоренными или формами одного и того же слова?
2)Самостоятельная работа.
Слайд7

- Задание «Корректор»  (Спишите текст, исправляя ошибки)

- Взаимопроверка в парах Слайд 8

 3) Развитие речи. Работа с рисунками упр. 196. Составление рассказа в группах. Запись полученных рассказов, употребление слов на изученное правило.
- Чтение и анализ получившихся рассказов.
- Комментированное выставление оценок
 5. Рефлексия
- Продолжите предложение
Слайд 9
6.Домашнее задание  Слайд 10

1) С. 108 (выучить правило), упр.194 (обязательное)

2) Составить словарный диктант из 15 словосочетаний, включив в каждое слова с изученной орфограммой (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова

1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Готовимся к ОГЭ. Конспект дополнительного занятия (с презентацией) по русскому языку в 6 классе «Правописание гласных в корне слова»

Данное занятие будет интересно учителям, ведущим планомерную,  систематическую работу по подготовке учащихся к сдаче экзаменов....

Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)

Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии....

Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Чередование гласных в корнях слов"

Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;2) развива...