Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.

2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.

3. Воспитание любви к русскому слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих и ц».

Цель:

1. Систематизировать и углубить знания  о чередованиях гласных в корне слова.

2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.

3. Воспитание любви к русскому слову.

Оборудование: проектор, компьютер.

                                                     

Ход урока

1. Опрос.

1) Текст. (Текст записан на доске, с ним работает весь класс).

- Спишите, вставляя орфограммы и знаки препинания, разберите слова по составу. (Слайд 2)

Стоит лишь чуть-чуть пр..к..снут..ся к поэзии Пушкина(,) как ты чу..ству..ш.. тепло и любовь поэта (ко) всему(,) что есть жизнь. Ты пол..га..ш..(,) что это пушкинский мир(,) а он и твои тоже. Как молоденький зелёный р..сток(,) ты тян..ш..ся к со..нцу, со..нцу русской поэзии. Ты дышишь полной грудью, зам..ра..шь при каждом звуке. Вб..ра..шь в себя каждый образ и устремля..ш..ся всё выше и выше. И уже (н..)что (не) заст..ла..т тебе пути к свету. И душа живёт.

Индивидуальная работа у доски с орфограммой чередование гласных в корне слова:

(у доски работают 3 человека).

2) Изб..рут, зап..реть, стирать, зам..рание, расст..лать, соч..тание, бл..стательный, к..сание, прик..снуться, подсч..иать, вым..рение, выч..ты, к..сательная, воспом..нание, соб..рать;

3)м..кать, ур..внять, ср..внить, р..внять дорогу, Ур..внение, р..весник, непром..каемый плащ, обувь стала нам..кать, р..вноценный, ср..внять счёт, пром..кательная бумага, ур..вень, р..внина, пор..вну;

4) Три поэта составляли для Пушкина плеяду(,) поставле..ую им почти вне всякой возможности суда. (Синтаксический разбор предложения).

Инд. работа по карточкам. (4-м уч-ся даётся карточки на повторение).

- А мы повторим чередование гласных в корне слова – скак,- скоч – рос- раст- ращ; лаг – лож; - гор-гар,-зор-зар

Класс: орфографическая разминка.

Заросли шиповника, растение, слегка загореть, утренние зори, встречать зарю. скакать по степи, предлагать роль, промышленная отрасль, сжатое изложение, вскочить, лёгкий загар.

Проверочная работа: буквенный диктант.

1 озарять 2 перескочить 3 скакун 4 изложить 5 росток 6 загорелое 7 на саку 8 растительность 9 выскочить 10 подрасти

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

а о а о о о  а  а о а  

(Несколько тетрадей проверяет учитель, класс занимается взаимопроверкой).

- Ребята, мы с вами работали и у доски и в тетрадях с одной  и той же орфограммой. Какой? (Чередование гласных в корне слова).

- От чего зависело написание гласных в корне слова в 1, 2 столб.

(В первом столбике написание зависело от суффикса, во втором – от значения).

- А мы с вами работали с орфограммой чередование гласных в корне слова написание которой зависело от чего? (Написание зависело от согласной и от ударения).

2 Новая тема.

- Попробуем привести в систему наши знания о чередованиях. Для этого предлагаю вам создать кластер с классификацией чередований.

Чередование (Слайд 3)

зависят от ударения     зависят от суфф.       зависят от сочет. согл.       зависят от зн-я

  гор-гар.зар-зор                                                                  

- Сегодня мы познакомимся с новыми корнями с чередованием о-а.

- Обратите внимание на слова на слайде презентации: (Слайд 4)

- От чего зависит написание этих корней? (Написание этих слов зависит от ударения, в безударном положении всегда пишется о, под ударением то, что слышится; в корнях твор-твар в безударном положении пишется о, под ударением – а).  (Слайд 5,6)

- Добавим эти корни в кластер.

3. Закрепление.

* Индивидуальное задание для творческой группы (вставить орфограммы, разделить слова на группы в зависимости от написания; работают по карточкам).  

1. Запишем словосочетания с орфограммой, объясним её.

Отклониться от курса, склонение существительных, повелительное наклонение, преклоняться перед талантом, поклоняться богам, неизвестный творец, прочитать стихотворение, растворитель, кухонная утварь, сплавлять по реке, укрепить поплавок, выплавка чугуна.

Вывод: - От чего зависело написание корней с чередование? (Написание корней чередования зависело от ударения).

2. Распределительный диктант (сам-но).

                         о                                                             а

наклониться вперёд                               кланяться зрителям

отклонение в развитии                          снизошло озарение

предмет поклонения                               озарённый пламенем

вымокнуть под дождём                           равноправие

заниматься благотворительностью        расплавлять

чудесное творение                                   плавучесть

пловец                                                       скачок

Проверка (выборочно).

Вывод: - С какими новыми чередованиями вы работали в распределительном диктанте? ( Новые чередования – клон-клан; твор-твар; пло-плав.)

4. Творческая работа.

«Представьте и опишите».

- Опишите, что вы чувствуете, слышав эту музыку, используйте орфограммы чередование гласных в корне слова. ( Звучит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй).

Проверка.

Итоги урока

1. Рефлексия.

2. Оценки.