Конспект урокарусского языка "Эссе"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Гусева Влада Александровна

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx40.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Открытый урок русского языка

                                                                                                                   9 класс. 

                                                                                                              Учитель: Гусева В.А.

                                                                                                      МБОУ «Приуральская СОШ»

Тип: урок развития речи.

 Форма: практикум.

Тема: «Эссе. Понятие о жанре».

Цели урока:

  • Знакомство с   жанром эссе;
  • Развитие навыков владения речевой ситуацией по заданной теме;
  • Воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Языковая разминка.

  • «Угадай слово»: приставка как в слове «разбег», корень как в слове «мыслитель», суффикс как в слове «сочинение», окончание как в слове «склонение». /Загаданное слово – размышление./
  • Какой фонетический процесс происходит в корне слова? /Чередование звуков: шл и сл/
  • Сколько в слове букв, звуков? /11 букв, 12 звуков/ Подготовка к ГИА( фонетика)
  • Назовите морфологические признаки данного слова. /Имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, единственного числа, 2 склонения (на – ие), в Им. падеже/
  • Какую синтаксическую роль может играть в предложении? /Подлежащее/
  • Подберите однокоренные слова к слову «размышление». /Мысль, мыслительный, мыслить, помысел и т.д./
  • Какое слово будет исходным в словообразовательной цепочке? /Мысль/

Учитель: Со слова «размышление» мы и начнём словарную диктовку.

3.Словарно-орфографическая работа. Подготовка к ГИА

/У доски записывает словосочетания ученик, по ходу работы выделяет орфограммы, объясняет написания слов, в случае затруднения обращается за помощью к одноклассникам или орфографическому словарю./

        Политика государства; рассуждение на заданную тему; современная публицистика; популярный комментатор; проблемный очерк; интересно написанное эссе; особенности национальной политики; интервью со знаменитым эссеистом; читать серьёзную литературу; политика государства ,размышления о будущем.

Беседа по словарной диктовке:

  • Найдите в словарной диктовке слова-синонимы. Запишите их. /Размышление, рассуждение, очерк, эссе./
  • Найдите однокоренные слова, разберите их по составу.  /Эссе, эссеист. Необходимо обратить внимание на то, что слово «эссе» - несклоняемое существительное, поэтому у него нет окончания, даже нулевого./
  • Как образовалось слово «эссеист»? /Это слово образовано от слова «эссе» с помощью суффикса – ист, это суффиксальный способ образования слов./
  • Каково значение суффикса – ист? /Указывает на род занятий человека, на его профессию./
  • Кого же называют эссеистом? /Человека, который пишет эссе./

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока, сделав выводы из нашей беседы.

(Эссе как жанр).

Учитель: Каковы задачи нашего урока? Теоретическая? Практическая?

(Теоретическая – познакомиться с жанром эссе, узнать о его особенностях, отличительных чертах; а практическая – попробовать свои силы в жанре эссе).

4.Работа по теме урока. Изучение

1) Определение понятия по словарю. Индивидуальное Д/З:  Определите лексическое значение слова «эссе» по словарю.

(Эссе – эпический жанр, где автор рассуждает, размышляет на заданную тему.

В энциклопедическом словаре. Эссе (от фр. опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основатель жанра М. Монтень – 16 век – французский писатель, философ-гуманист. Автор книги «Опыты».

В толковом словаре понятие эссе – жанр публицистики, в котором содержатся размышления по поводу какого-либо события, рассуждение на заданную тему, в большей степени лирического характера.)

2)Мини-сообщение ученика об эссе. Контроль Д/З

3) Чтение теоретической информации по учебнику. Параграф32. Что обозначает термин «именительный представления», «парцелляция»?

4)Сообщение ученика с использованием интернет- ресурсов. Запись примеров на доске ( перед уроком).Тема:  «Именительный представления. Парцелляция»

   Именительный представления, изолированный номинатив, . В морфологической и синтаксической стилистике: именная словоформа в назывном предложении, стоящем обычно в препозиции к последующему высказыванию и выражающем тему этого высказывания; синтаксическая фигура  речи, призванная вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание. Мой мельник… Ох, этот мельник! С ума меня сводит он (С. Есенин)

Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков . (напр:, «Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет» В. Шукшин)

4)Выяснение жанровых особенностей эссе.

Учитель предлагает, исходя из толкования слова «эссе», выделить его жанровые особенности. В ходе обсуждения учащиеся выделяют следующие жанровые особенности эссе.       Проверяют себя по    распечатке ( оборотная сторона  листа с текстом)

                                              Опорная карточка

  • авторская индивидуальность, ясно выраженная авторская позиция;
  • сравнительно небольшой объём;
  • лиричность;
  • выразительность, яркость;

использование литературных приёмов, средств выразительности

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
  • раздумья и размышления;
  • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
  • образная и афористичная речь;
  • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
  • Вопросно- ответная форма изложения;
  • Цепь вопросов;
  • Ряды однородных членов;
  • Расчленение предложения;
  • Вводные слова

Можно подумать, что эссе не серьезный жанр – пиши, что хочешь? Так ли это?

Примечание :  «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля».     Дж.Свифт..

Специфику жанра эссе выражают следующие черты:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальный авторский стиль - требование жанра.

5. Закрепление

1)Работа с учебником. Упр. 280 (устно) - по заданию. Определение особенностей эссе (вопросно - ответная форма, цепь вопросов, параллельн. способ связи)

      2) Практическая работа по подготовке к дом. сочинению «О времени и о себе»:

А)  Групповая работа с текстом, упр287( устно) Задание№1:  Текст жанр эссе? Аргументировать. Подготовка к ГИА.

Б) Самостоятельная работа по карточке (в паре). Задание: определить, является ли сочинение ученицы эссе. Аргументировать.

Распечатка текстов на столе.

  Текст для самостоятельной работы  ( в паре).

 Вечер. За окном темно, только фонарь тускло-жёлтым пятном выхватывает рой хлопьев-снежинок. Я сижу у окна и смотрю на их медленное движение, пытаясь понять законы их хаотичного танца. С размышления о снежинках «перескакиваю» на раздумья о времени: сейчас время как бы замедлило ход, приостановилось и течёт-танцует вместе со снегом. Я вздыхаю, пора спать. А завтра опять ранний подъём, скорый завтрак, школа и уроки, уроки, уроки… а время будет уже бежать, даже мчаться…

        …Какое оно, время? Быстрое, весёлое, жгучее, трудное, абстрактное? Нет, оно просто время, разделить которое можно лишь на прошлое, настоящее и будущее…

        …Я живу будущим. Я тороплю дни, недели, хочу, чтоб быстрее закончилась школа, отзвенел последний звонок, отзвучал выпускной вальс. На уроках изредка оглянусь, посмотрю на одноклассников, чувствую, что они, как и я, живут уже в завтрашнем дне: занимаются на всевозможных подготовительных курсах, рамки общения расширились до безграничности. Это новое общение завораживает, слегка пьянит, действует возбуждающе, поэтому все ждут окончания уроков и встречи с новыми друзьями. Спроси любого из моего 11-го Г, где интереснее, куда стремишься, каждый ответит: скорее бы июль, вступительные экзамены и «студенчество». Для нас время бежит, даже мчится, потому что мы юны, полны сил, задора, энергии, мы смелы в выборе решений. Мы будущее своей страны, завтра России.

        Альтруист Данко, аскет Рахметов, фанатично преданный революции Павка Корчагин далеки от нас, не понятны нам. Нам ближе «разумный эгоизм» Лопухова и Кирсанова. Мы сначала сами добьёмся успеха, для себя, а потом уж для страны.

        Но если случится беда, то мы придём на помощь России, понадобится – встанем на её защиту, потребуется – будем работать без выходных, «начиная понедельник в субботу» . В моих сверстниках есть это величайшее чувство – патриотизм. Но, может, оно «дремлет» пока и потребуется нечто неординарное, чтоб его «разбудить».

        Говорят, трагедии сплачивают нацию. После 11-го сентября в американцах, даже самых лениво-эгоистичных, всколыхнулось самосознание. А мы не американцы, мы россияне, значит, патриоты изначально, на генетическом уровне. Безусловно, ни я, ни мои сверстники, ни кто-либо другой не хотим трагедий. Достаточно их случилось в прошлом и настоящем. Мы желаем мира, покоя, уверенности в том, что наступит завтра и для нас, и для России…

        … Удивительна память человеческая! Моя бабушка иногда не помнит, что произошло вчера, о чём мы с ней говорили по телефону, но о событиях далёкого своего детства, юности расскажет подробно, яркими красками расцвечивая детали.

        Милые мои, родные старики всегда трудно жили, много работали. Мама рассказывала, как ей, маленькой девочке, по праздникам бабушка давала 5 копеек, и мама, гордо подавая их продавцу в магазине, торжественно произносила: «Одну конфету «Красный мак!» Не две, три, сто граммов, нет, только одну. Сейчас бабушка и дедушка получают хорошие пенсии, но всё равно продолжают экономить: не покупают экзотических фруктов, сырокопчёных колбас, шоколада, говоря при этом: «Не привыкли-то мы к роскоши». Вот такие они, наши старики: на себя лишнего рубля не истратят, откладывают детям, внукам на помощь, на «чёрный день» себе. Видно, жизнь их приучила к строгости, экономии, не баловала подарками.

        С огромным уважением смотрю я на них, моих родных бабушку и деда, они «прошлое России, но достойное её вчера».

        А Россия сегодня? Может, это песни, которые мы поём, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим? Это «Любе», а не Шура, книги Людмилы Улицкой, а не Эдуарда Лимонова, фильмы Никиты Михалкова, а не «мыльные сериалы».

        Настоящее России, её «сегодня» складывается из прошлого и надежд на будущее. Это я и моя семья, все-все «я» и их родные и близкие вместе.

Беседа. Вопросы:

- Понравились ли размышления автора?

- Можно ли назвать данную работу эссе?

- Почему? Аргументируйте  примерами из текста. Подготовка к ГИА (часть «С»).

(Вывод: данную работу можно отнести к жанру эссе).

Доп. задание к тексту по вариантам: 1 вар –  подчеркнутое предложение 1 абзаца- сосчитать грамм. основы.( Ответ:1)  Схема.; 2 вар- количество грамм. основ - подчеркнутое предложение 3 абз.. (Ответ:2) .Схема.( работа у доски по вариантам)

6. Итоги, оценивание: В чем особенность жанра эссе? « Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира”.  (А. Эльяшевич)

Рефлексия: Что особенно важного узнал я на уроке?

7.Домашнее задание.   Написать эссе,  упр288(п), параграф32

Приложение

1.Индивид. задание. Работа со словарями : В энциклопедическом словаре.

Эссе (от фр. опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основатель жанра М. Монтень – 16 век – французский писатель, философ-гуманист. Автор книги «Опыты».

В толковом словаре Ожегова понятие эссе – жанр публицистики, в котором содержатся размышления по поводу какого-либо события, рассуждение на заданную тему, в большей степени лирического характера.

2.Сообщение «ЭССЕ».

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень , написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

Опорная карточка «Особенности жанра ЭССЕ». 9 класс.

  • авторская индивидуальность, ясно выраженная авторская позиция;
  • сравнительно небольшой объём;
  • лиричность;
  • выразительность, яркость;

использование литературных приёмов, средств выразительности

Помните, что в эссе главную роль играет:

  • не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора;
  • раздумья и размышления;
  • оригинальный, порой парадоксальный взгляд на проблему;
  • образная и афористичная речь;
  • непринужденная, в духе свободной беседы манера изложения.
  • Вопросно- ответная форма изложения;
  • Цепь вопросов;
  • Ряды однородных членов;
  • Расчленение предложения;
  • Вводные слова

Можно подумать, что эссе не серьезный жанр – пиши, что хочешь? Так ли это?

Примечание :  «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля».    Дж. Свифт.

 А это нелегко!!!

Специфику жанра эссе выражают следующие черты:

1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в “пестром кружеве” размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выражена авторская позиция.

4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальный авторский стиль - требование жанра.

Текст для самостоятельной работы  ( в паре).

 Вечер. За окном темно, только фонарь тускло-жёлтым пятном выхватывает рой хлопьев-снежинок. Я сижу у окна и смотрю на их медленное движение, пытаясь понять законы их хаотичного танца. С размышления о снежинках «перескакиваю» на раздумья о времени: сейчас время как бы замедлило ход, приостановилось и течёт-танцует вместе со снегом. Я вздыхаю, пора спать. А завтра опять ранний подъём, скорый завтрак, школа и уроки, уроки, уроки… а время будет уже бежать, даже мчаться…

        …Какое оно, время? Быстрое, весёлое, жгучее, трудное, абстрактное? Нет, оно просто время, разделить которое можно лишь на прошлое, настоящее и будущее…

        …Я живу будущим. Я тороплю дни, недели, хочу, чтоб быстрее закончилась школа, отзвенел последний звонок, отзвучал выпускной вальс. На уроках изредка оглянусь, посмотрю на одноклассников, чувствую, что они, как и я, живут уже в завтрашнем дне: занимаются на всевозможных подготовительных курсах, рамки общения расширились до безграничности. Это новое общение завораживает, слегка пьянит, действует возбуждающе, поэтому все ждут окончания уроков и встречи с новыми друзьями. Спроси любого из моего 11-го Г, где интереснее, куда стремишься, каждый ответит: скорее бы июль, вступительные экзамены и «студенчество». Для нас время бежит, даже мчится, потому что мы юны, полны сил, задора, энергии, мы смелы в выборе решений. Мы будущее своей страны, завтра России.

        Альтруист Данко, аскет Рахметов, фанатично преданный революции Павка Корчагин далеки от нас, не понятны нам. Нам ближе «разумный эгоизм» Лопухова и Кирсанова. Мы сначала сами добьёмся успеха, для себя, а потом уж для страны.

        Но если случится беда, то мы придём на помощь России, понадобится – встанем на её защиту, потребуется – будем работать без выходных, «начиная понедельник в субботу».В моих сверстниках есть это величайшее чувство – патриотизм. Но, может, оно «дремлет» пока и потребуется нечто неординарное, чтоб его «разбудить».

        Говорят, трагедии сплачивают нацию. После 11-го сентября в американцах, даже самых лениво-эгоистичных, всколыхнулось самосознание. А мы не американцы, мы россияне, значит, патриоты изначально, на генетическом уровне. Безусловно, ни я, ни мои сверстники, ни кто-либо другой не хотим трагедий. Достаточно их случилось в прошлом и настоящем. Мы желаем мира, покоя, уверенности в том, что наступит завтра и для нас, и для России…

        … Удивительна память человеческая! Моя бабушка иногда не помнит, что произошло вчера, о чём мы с ней говорили по телефону, но о событиях далёкого своего детства, юности расскажет подробно, яркими красками расцвечивая детали.

        Милые мои, родные старики всегда трудно жили, много работали. Мама рассказывала, как ей, маленькой девочке, по праздникам бабушка давала 5 копеек, и мама, гордо подавая их продавцу в магазине, торжественно произносила: «Одну конфету «Красный мак!» Не две, три, сто граммов, нет, только одну. Сейчас бабушка и дедушка получают хорошие пенсии, но всё равно продолжают экономить: не покупают экзотических фруктов, сырокопчёных колбас, шоколада, говоря при этом: «Не привыкли-то мы к роскоши». Вот такие они, наши старики: на себя лишнего рубля не истратят, откладывают детям, внукам на помощь, на «чёрный день» себе. Видно, жизнь их приучила к строгости, экономии, не баловала подарками.

        С огромным уважением смотрю я на них, моих родных бабушку и деда, они «прошлое России, но достойное её вчера».

        А Россия сегодня? Может, это песни, которые мы поём, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим? Это «Любе», а не Шура, книги Людмилы Улицкой, а не Эдуарда Лимонова, фильмы Никиты Михалкова, а не «мыльные сериалы».

        Настоящее России, её «сегодня» складывается из прошлого и надежд на будущее. Это я и моя семья, все-все «я» и их родные и близкие вместе.

Сообщение «Именительный представления. Парцелляция»

   Именительный представления, изолированный номинатив, . В морфологической и синтаксической стилистике: именная словоформа в назывном предложении, стоящем обычно в препозиции к последующему высказыванию и выражающем тему этого высказывания; синтаксическая фигура  речи, призванная вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание. Мой мельник… Ох, этот мельник! С ума меня сводит он (С. Есенин). Именительный представления используется по преимуществу в художественной речи, и его достаточно непросто отличить от обращения. Однако есть следующее разграничение: при обращении в контексте есть прямое или косвенное указание на 2-е лицо, а при "именительном представлении" - на 3-е. (Сравнение: - Женщины, женщины! - рыдая, проговорил Ляхов. - Теперь только я вижу, как много они дают нам хорошего и как жестоко мы их оскорбляем (Купр.). // - Женщины, женщины! - рыдая, проговорил Ляхов. - Теперь только я вижу, как много вы даёте нам хорошего и как жестоко мы вас оскорбляем).

Назывные предложения указывают на существование предмета, именительный представления вызывает представления о предмете или лице (в школе эти конструкции могут рассматриваться как разновидность назывных предложений), обращение же указывает на адресата речи и в отличие от названных конструкций произносится со звательной интонацией. Ср.: Вот и Москва. — назывное предложение. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось... (Пушкин) — именительный представления. Как много гроз шумело над славной головой твоей, Москва! (П. Антокольский) — обращение.

 Интернет-ресурсы: http://www.prosv.ru/ebooks/nikolina_russkii_8/14.htm   : Н.Николина  «Метод. рекомендации .8 класс» 

Парцелляция — конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой намеренное расчленение связанного на несколько интонационно и на письме пунктуационно самостоятельных отрезков . (напр., «Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет» В. Шукшин)

Интернет- ресурс : ВИКИПЕДИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...