Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
    Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"

    конспект урока по литературе .Работа в группах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poema_nekrasova.doc54.5 КБ
    Файл tvorchestvo_tsvetaevoy.docx36.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока. « Проблема  счастья в поэме  Н.А.Некрвсова « Кому на Руси жить хорошо»

     Цель: рассмотреть проблему — в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы.

    Задачи:

    Образовательные:

           1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть  счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

           2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.  

    Воспитательные:

    1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

           2. Воспитание внимательного читателя

    Развивающие:

    1. Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.
    2. Научить применять знания на практике.

    Тип урока: урок объяснения нового материала.

                                                             ХОД УРОКА

                                                                                   

                                                                                   Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

                                                                                                                 Элегия. Н.А.Некрасов

    1). Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока.

    2). Вступительное слово преподавателя:

       Одна из главных проблем, затронутых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

    Попробуем  определиться с понятиями, для этого вам предлагается  подобрать  соответствующие  слова  «Счастье – это…».

       Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают. До сих пор человечество не может ответить однозначно на вопрос «Что такое счастье?». Из века в век это спорный, даже риторический вопрос. Рассмотрим, как же Н.А. Некрасов, великий русский поэт, пытался раскрыть проблему счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  

      Автор описывает нам эпоху, начавшуюся сразу после отмены крепостного права. Поэтому вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - центральный в поэме.

    В течение  урока  каждая  группа будет анализировать одного  из героев  поэмы , подготовившись к этой работе дома.   Каждое высказывание  должно подкрепляться цитатами из текста.

    Принимайте участие в разговоре, ведите записи  сообщений в тетради.

     3). Постановка проблемного вопроса: Какая  ставится основная проблема в поэме Н.А.Некрасова  «Кому  на Руси жить хорошо»?

       Выразительное чтение и анализ начала «Пролога»

    Прочитайте  первую строфу пролога и определить проблему в строфе?  

     И уже в первой строфе «Пролога» ставится основная проблема поэмы — проблема народного счастья.

    - Семеро  крестьян из  каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

    - Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями  Разутово,  Знобишино, Горелово, Неелово,  Неурожайка?

    Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше  вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.  

    Учитель: что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?  

    Учитель: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?

         Поспорив, 7  крестьян  отправляются  в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с вами.  И  первым,  кто встречается им на пути – это поп.

    4).Индивидуальное задание:  Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас представителями разных  классов.  И  первым,  кто встречается им на пути – это поп, затем помещик.

    Рассказ  обучающихся  «В  чем  видит  счастье  поп,  помещик»  – выводы записать в тетрадь.

    После встречи с попом и помещиком  характер поведения и образ мыслей странников изменяется. Они уже обращают внимание не столько на господ, сколько на народную жизнь.

    Сейчас я предлагаю обратиться к другим образам  поэмы  Некрасова «Кому на  Руси жить хорошо»  кого на своем пути встречают странники в поисках счастья?  А теперь поработаем в группах и определим, что такое счастье в понимании каждого героя.

    5).  Работа в группах: 

    1 группа: Ермил Гирин

    Образ русского крестьянина - это Ермила  Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

    В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого,

    Не попустил виновного,  душой не покривил.

    Ермил Гирин, человек чести, правды и совести,  имел все, что надобно для счастья, живя по законам народной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков.  Размышления о счастье попа, помещика и   Ермилы  автор  заставляет задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом.

     Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа — «покой, богатство, честь».

    В поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ.  Так же счастливцы в поэме  Некрасова: это Савелий — богатырь, бунтарь. Одним своим видом он олицетворяет могучую силу сопротивления всякому насилию:

    2 группа: Савелий, богатырь  святорусский

    Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

    Сочетание  в Савелии  чистосердечия,  доброты, простоты,  сочувствия  к угнетенным  и ненависти к  угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

    Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукротимой  воли, тоски по свободе.

    Вывод: Савелий – богатырь,  в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское  сознание. Савелий  видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.

    3 группа:  Матрена Тимофеевна Корчагина

    Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье,  крестьянка, у которой трудная судьба, но есть чувство собственного достоинства, гордость. Какой её изображает автор поэмы?  Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

    В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

    Народ называет счастливой  Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами  счастливую  искать». Счастливой она была только в молодости:

    Хороший муж, лад в семье — это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла,  вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

    4 группа: Гриша  Добросклонов

    Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, — это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой.  Сам Гриша — сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.

     Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников, и остальной народ жить no-совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.

    - К какому итогу приходят они? Действительно ли счастье в богатстве? В чем оно, народное счастье?

     (Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья  . Отвергается  ложный  идеал  счастья:  кто всех  богаче, тот и всех счастливей, - воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.)

    6). Что  же  такое  счастье  в  понимание  героев Некрасова  в поэме  «Кому  на Руси жить  хорошо»? 

    7) Вывод по теме.

        В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.

    Выводы. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты.

    И Некрасов делает вывод, что народ несчастлив, а значит, и не свободен.

    Вопрос о том, что такое счастье, — наверное, один из «вечных» вопросов. Все наше общество, бросаясь из крайности в крайность, по-моему, никак не может понять, что невозможно сотворить образ, идеал счастья для всех сразу. Общество счастливо, когда каждая частичка его, каждый человек живет счастливой жизнью, когда создает для себя счастье сам и так, как его понимает.

    Проходят годы, сменяются времена, летят месяцы, недели, дни, а человек, живущий на земле, стремится к счастью, хочет найти его, а находи.т ли?  Нет  в нас равновесия души, необходимого для этого состояния, а счастье все более ассоциируется со словом «деньги». Для меня понятие «счастье» складывается из нескольких составляющих — это умение найти свое место в жизни, заниматься любимым и интересным делом.  Вам в будущем  придется  выбирать каждому свое счастье, и я вам желаю, чтобы у вас все было хорошо.

    Все будет хорошо! Ты только в это верь!

    Ведь Счастье, что ушло, опять стучится в дверь!

    Все будет хорошо! Прости и не грусти!

    Обиды – это зло, их тяжело нести.

    Всё будет хорошо! Все к радости пути!

    Старайся всей Душой не плакать, а цвести!

    В окошко посмотри: то снег, то дождь пошёл.

    Прекрасен этот Мир! Всё будет хорошо!

    8). Домашнее задание: 1. Перечитать главы «Помещик»,  «Последыш».

    2. Ответить письменно на вопросы:

    -Рассказать, какие типы  крестьян показаны в поэме и почему?-1в.

    -Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян –правдоискателей?-2в.  

    9). Рефлексия:

    Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

     Кто же  из героев поэмы  Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо»  счастлив по мнению Некрасова?

    Проверочная работа по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    1. Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

    а) роман-эпопея  б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея  г) повесть-эпопея

    2. Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

    а) Заплатово б) Дырявино  в) Неурожайка г) Безруково

    3. Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

    а) счастливого   б) богатого  в) ученого   г) скатерть-самобранку

    4.  Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?

    а) помещик Оболт-Оболдуев   б) поп  в) Григорий Добросклонов   г) князь Утятин

    5. Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

    а) Савелий    б) ЕрмилГирин    в) Яким Нагой   г) Гриша Добросклонов

    6.  Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

    а) купчину толстопузого   б) Григория Добросклонова  в) попа  г) мужиков

    7.  Сколько   мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

    а) пять   б) шесть   в) семь  г) десять

    8.  Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

    а) купчину толстопузого   б) помещика  в) крестьянку, Матрену Тимофеевну  г) попа

    10). Выставление  оценок.



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока на тему:   «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»

    Цели:

    • познакомить с жизнью и творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.
    • развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции.
    • пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.

    Ход урока

    Слово учителя. " Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть всё - всюду - вечно".(Марина Цветаева. "Слово о Бальмонте")"

    (музыка классическая)

    Презентация

    Учитель

    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я - поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,
    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти
    - Нечитанным стихам! -
    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берет),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.

    - Итак, мы сегодня мы говорим о М.Цветаевой. По ходу урока заполните, пожалуйста, пустые строки. (У всех на партах лежат листы с дополнительными заданиями).

    1 ученица. Автору стихов Марине Цветаевой - двадцать лет, но она уже поэт, поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

    2 ученик. Да, какая спокойная, ясная уверенность в своем даре, в будущем признании! Это своего рода ее классический "Памятник": я сделал, что мог, и это пребудет:

    1 ученица. Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубенштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

    2 ученик. И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева.

    Учитель (Звон колоколов)

    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья,
    Я родилась.
    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.
    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

    2 ученик. Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка.

    1 ученица. М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку".

    (звучит песня в исполнении Киры Малигиной)

    Кто создан из камня, кто создан из глины, -
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело - измена, мне имя - Марина,
    Я - бренная пена морская.
    Кто создан из глины, кто создан из плоти -
    Тем гроб и надгробные плиты...
    - В купели морской крещена - и в полете
    Своем - непрестанно разбита!
    Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
    Пробьется мое своеволье.
    Меня - видишь кудри беспутные эти? -
    Земною не сделаешь солью.
    Дробясь о гранитные ваши колена,
    Я с каждой волной - воскресаю!
    Да здравствует пена - веселая пена -
    Высокая пена морская!

    (Разбор стихотворения учениками, которые получили индивид. задания.)

    - Учащиеся выполняют тест по стихотворению.

    ТЕСТ

    1) Каким стихотворным размером написано стихотворение?

    1. А амфибрахий
    2. Б ямб
    3. В анапест
    4. Г дактиль

    2) Лирические герои стихотворения - Марина и обыкновенные смертные люди. Укажите строчку со словами, которые относятся к Марине.

    1. А камень, глина
    2. Б надгробные плиты
    3. В кудри беспутные
    4. Г земная соль

    3) Укажите слова, которые рисуют в стихотворении обыкновенных людей?

    1. А серебрюсь и сверкаю
    2. Б бренная пена
    3. В дробясь, воскресаю
    4. Г гранитные колена

    4) Найдите верное значение выражения "кудри беспутные " в этом стихотворении.

    1. А недисциплинированные, непослушные
    2. Б свободные, распушенные
    3. В некрасивые, невзрачные
    4. Г ненужные, неинтересные

    5) Какой троп использует поэт в 1-ом предложении третьей строфы?

    1. А гипербола
    2. Б метафора
    3. В олицетворение
    4. Г сравнение

    6) Имя Марина обозначает:

    1. А водяная
    2. Б светлая
    3. В морская
    4. Г чистая

    2 ученик. Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: "Старшая все холит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?" Сама Марина Ивановна скажет о себе: "Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти".

    ученик 4.

    Скомкали фартук холодные ручки,
    Вся побледнела, дрожит баловница.
    Бабушка будет печальна: у внучки
    Вдруг - единица!
    Смотрит учитель, как будто не веря
    Этим слезам в опустившемся взоре.
    Ах, единица большая потеря!
    Первое горе!
    Слезка за слезкой упали, сверкая,
    В белых кругах уплывает страница:
    Разве учитель узнает, какая
    Боль - единица?

    1 ученица. После безвременной кончины матери (Марине тогда было лишь 8 лет, младшей сестре Асе - 6) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском.

    2 ученик. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, "быть самой собою" - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

    1 ученица. Первую свою книгу "Вечерний альбом" Марина выпустила в свет по причинам внелитературным; как она сама говорила позже - "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться не могла".

    2 ученик. На дворе - начало зимы 1911 года. Поэтических сборников печаталось тогда великое множество. И все же первая книга никому еще не известной Марины Цветаевой сразу получила критические отклики. Первым книгу оценил, и весьма положительно, поэт Максимилиан Волошин.

    1 ученица. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

    ученик 5.

    Пусть я лишь стих в твоем альбоме,
    Едва поющий, как рудник;
    (Ты стал мне лучшею из книг,
    А их не мало в старом доме!)
    Пусть я лишь стебель, в светлый миг
    Тобой, жалеющим, не смятый;
    (Ты для меня цветник богатый,
    Благоухающий цветник!)
    Пусть так. Но вот в полуистоме
    Ты над страничкою поник:
    Ты вспомнишь все:
    Ты сдержишь крик:
    - Пусть я лишь стих в твоем альбоме!

    1 ученица. Какой тогда была Марина Цветаева?

    2 ученик. Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, и глаза: Глаза зеленые, цвета винограда.

    1 ученица.

    Привычные к степям глаза,
    Привычные к слезам глаза.
    Зеленые - соленые - 
    Крестьянские глаза.

    2 ученик. Черты лица были очень точными и четкими, голос высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: "Хотите, я вам прочту стихи?"

    1 ученица. Стихи и прозу Цветаева читала на вечерах обычно по тетрадке, близко поднесенной к близоруким глазам, - очков Марина Ивановна упорно не признавала. Удивительно прямоспинная: Она старалась к таким вечерам принарядиться. Особенно любила серебряные браслеты, кольца, ожерелья.

    2 ученик. Цветаева считала, что всякий лирик уже в раннем периоде творчества непременно являет себя в какой-нибудь строфе, "которая могла бы стать эпиграфом ко всему творчеству, формулой всей его жизни". В "Вечернем альбоме" к такой роли подходит стихотворение "Молитва", написанное Мариной 26 сентября 1909 года, в день, когда ей исполнилось семнадцать лет.

    Ученик 6.

    Христос и Бог! Я жду чуда!
    Теперь, сейчас, в начале дня!
    О, дай мне умереть, покуда
    Вся жизнь как книга для меня.
    Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
    "Терпи, еще не кончен срок!"
    Ты сам мне подал - слишком много,
    Я жажду сразу - всех дорог!
    Всего хочу: с душой цыгана
    Идти под песни на разбой,
    За всех страдать под звук органа
    И амазонкой мчаться в бой;
    Гадать по звездам в черной башне,
    Вести детей вперед, сквозь тень:
    Чтоб был легендой день - вчерашний,
    Чтоб был безумьем - каждый день!

    1 ученица. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии.

    Ученик 7. (музыка)

    Идешь, на меня похожий,
    Глаза устремляя вниз.
    Я их опускала - тоже!
    Прохожий, остановись!
    Прочти - слепоты куриной
    И маков набрав букет - 
    Что звали меня Мариной
    И сколько мне было лет.
    Не думай, что здесь - могила, 
    Что я появлюсь, грозя:
    Я слишком сама любила
    Смеяться, когда нельзя!
    И кровь приливала к коже,
    И кудри мои вились:
    Я тоже была, прохожий!
    Прохожий, остановись!
    Сорви себе стебель дикий
    И ягоду ему вслед:
    Кладбищенской земляники
    Крупнее и слаще нет
    Но только не стой угрюмо,
    Главу опустив на грудь.
    Легко обо мне подумай,
    Легко обо мне забудь.
    Как луч тебя освещает!
    Ты весь в золотой пыли:
    - И пусть тебя не смущает
    Мой голос из-под земли.

    1 ученица. И эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители.

    2 ученик. Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

    ученик 8. С. Э.

    Я с вызовом ношу его кольцо!
    - Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
    Чрезмерно узкое его лицо
    Подобно шпаге.
    Безмолвен рот его, углами вниз.
    Мучительно-великолепны брови.
    В его лице трагически слились
    Две древних крови.
    Он тонок первой тонкостью ветвей.
    Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
    Под крыльями раскинутых бровей -
    Две бездны.
    В его лице я рыцарству верна,
    - Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
    Такие - в роковые времена -
    Слагают стансы - и идут на плаху.

    1 учениица. Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь. :И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных Любящих.

    Вчера еще в глаза глядел:(музыка, читает наизусть).

    2 ученик. Не менее сильной и страстной была любовь Марины Цветаевой к солнцу русской поэзии - Пушкину. Творчество поэта было постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой, мятежной души. Пушкинскую "Капитанскую дочку" Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение "К морю" было ее любимым. Любимому поэту посвятила Марина цикл "Стихи к Пушкину".

    ученик 9.

    Нет, бил барабан перед смутным полком,
    Когда мы вождя хоронили:
    То зубы царевы над мертвым певцом
    Почетную дробь выводили.
    Такой уж почет, что ближайшим друзьям -
    Нет места. В изглавьи, в изножьи,
    И справа, и слева - ручищи по швам -
    Жандармские груди и рожи.
    Не диво ли - и на тишайшем из лож
    Пребыть поднадзорным мальчишкой?
    На что-то, на что-то, на что-то похож
    Почет сей, почетно - да слишком!
    Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
    Монарх о поэте печется!
    Почетно-почетно-почетно-архи - 
    Почетно-почетно - до черту!
    Кого ж это так - точно воры вора
    Пристреленного - выносили?
    Изменника? Нет. С проходного двора -
    Умнейшего мужа России.

    1 ученица Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.

    ученик 10.

    Имя твое - птица в руке,
    Имя твое - льдинка на языке.
    Одно-единственное движенье губ.
    Имя твое - пять букв.
    Мячик, пойманный на лету,
    Серебряный бубенец во рту.
    Камень, кинутый в тихий пруд,
    Всхлипнет так, как тебя зовут.
    В легком щелканье ночных копыт
    Громкое имя твое гремит.
    И назовет его нам в висок
    Звонко щелкающий курок.
    Имя твое - ах, нельзя! -
    Имя твое - поцелуй в глаза,
    В нежную стужу надвижных век.
    Имя твое - поцелуй в снег.
    Ключевой, ледяной, голубой глоток.
    С именем твоим - сон глубок

    2 ученик. Многолетняя дружба связывала Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Для нее он был единственным на земле человеком, который мог бы без слов услышать и поддержать ее в минуту отчаяния.

    ученик 11

    Рас - стояние: версты, мили:
    Нас рас - ставили, рас - садили,
    Чтобы тихо себя вели
    По двум разным концам земли.
    Рас - стояние: версты, дали:
    Нас расклеили, распаяли,
    В две руки развели, распяв,
    И не знали, что это сплав
    Вдохновений и сухожилий:
    Не рассорили - рассорили,
    Расслоили:
    Стена да ров.
    Расселили нас как орлов - 
    Заговорщиков: версты, дали:
    Не расстроили - растеряли.
    По трущобам земных широт
    Рассовали нас как сирот.
    Который уж, ну который - март?!
    Разбили нас - как колоду карт

    1 ученица. В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

    Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят,.." - писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. В 1934 году написано удивительное стихотворение "Тоска по родине:"

    ученик 12.

    Тоска по родине! Давно
    Разоблаченная морока!
    Мне совершенно все равно - 
    Где совершенно одинокой
    Быть, по каким камням домой
    Брести с кошелкою базарной
    В дом, и не знающий, что - мой,
    Как госпиталь или казарма.
    Так край меня не уберег
    Мой, что и самый зоркий сыщик
    Вдоль всей души, всей - поперек!
    Родимого пятна не сыщет!
    Всяк лом мне чужд, всяк храм мне пуст,
    И все - равно, и все - едино.
    Но если по дороге - куст
    Встает, особенно - рябина:

    2 ученик. В эти же годы Марина писала: "Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде "стража беспечности" - роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам:

    1 ученица. "У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы. Ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: "Можно ли?" Я здесь никому не нужна".

    2 ученик. В 1936-ом - 1937-ом годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

    1 ученица. Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

    2 ученик. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы.

    1 ученица. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила.

    2 ученик. Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.

    Учитель

    :О черная гора,
    Затмившая весь свет!
    Пора - пора - пора
    Творцу вернуть билет.
    Отказываюсь - быть.
    В Бедламе нелюдей
    Отказываюсь - жить.
    С волками площадей
    Отказываюсь - выть.
    С акулами равнин
    Отказываюсь плыть - 
    Вниз - по теченью спин.
    Не надо мне ни дыр
    Умных, ни вещих глаз.
    На твой безумный мир
    Ответ один - отказ.

    - На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез:

    (последний слайд читает ученик).

    Смотрим отрывок из Новостей про Цветаеву. (видео)

    Рефлексия(зачитывают заполненные опорные конспекты по Цветаевой, зачитывают заполненные листочки с ответами на вопрос).

    Учитель. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной настоящей поэзии Цветаевой настал черед, потому что настоящее в искусстве не умирает.

    Домашнее задание: (индивидуальное задание)

    1. Прочитайте стихотворение " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)

    - Можно ли его лирическую героиню и лирического персонажа назвать романтическими героями?

    - Присутствует ли в стихотворении типичная романтическая антитеза?

    - Поясните наиболее выразительные, на ваш взгляд, тропы.

    - Какие оттенки интонации и смысла передает авторская пунктуация?

    2. Какие зрительные и звуковые образы возникают перед вами за "секунду" чтения стихотворения " Идешь, на меня похожий:" (1913)

    - Что можно сказать о его лирической героине?

    Прочитайте про-я Цветаевой разных лет: "Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Красною кистью рябина зажглась:"(1916), "Кто создан из камня, кто создан из глины:"(1920), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)

    - Какие общие мотивы объединяют стихотворения?

    - Проследите развитие этих мотивов. Почему к ним обращается поэт? Какие ощущения, мысли, ассоциации с ним связаны?

    - Какие из прочитанных вами стихотворений вы могли бы назвать лирическими автопортретами?

    3. Подумайте и ответьте.

    Цикл М. Цветаевой " Стихи к Блоку" составляют стихотворения, созданные в разное время - в 1916 и в 1921 годах. Подумайте, в каком году написано посвященное Блоку стихотворение, которое начинается так:

    Имя твоё - птица в руке,
    Имя твоё - льдинка на языке.
    Одно - единственное движение губ.
    Имя твоё - пять букв.
    Мячик, пойманный на лету,
    Серебряный бубенец во рту:

    4. Вот начало небольшого стихотворного цикла Цветаевой "Поэт":

    Поэт - издалека заводит речь.
    Поэта - далеко заводит речь.

    В каждой из этих строчек по четыре слова - почти одинаковых. И предложения построены почти одинаково. Но пусть вас не обманет это "почти"?

    - Найдите подлежащее и сказуемое в каждой строчке; определите порядок слов; объясните значение глагола "заводит" в 1 стихотворении и во 2. Теперь вы видите, что вместо "почти одинаково" нужно сказать "совсем неодинаково"

    - Согласны ли вы, что внимание к построению предложений, значению слов, к форме помогает по-настоящему оценить поэтическое мастерство Цветаевой, меру ее таланта и чувства языка?



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

    Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

    Устное народное творчество в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    Какие жанры УНТ были использованы Некрасовым в поэме....

    Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Что такое счастье? Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться.Подтвержде...

    Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Урок + презентация на тему: Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»....

    На пути к русскому эпосу. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Презентация с звуковым файлом "Пролог"  для вводного урока по поэме "Кому на Руси жить хорошо"....

    Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

    Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

    Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

    "В чем смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя?" - эти и другие проблемные вопросы раскрывает урок по творчеству Н.А.Некр...