Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

Монгуш Мария Арзылановна

Цели:

        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;

        создать необходимый эмоциональный настрой, помочь учащимся почувствовать социальную трагедию в жизни людей;

       пробудить интерес  к поэме;

       формировать представления о жизни крестьян в поэме, формировать умения находить ключевые слова в прологе;

       научить самостоятельно накопить конкретные знания о проблемах человека в современном обществе.

        Развивающие: Обогащать лексику, развивать творческие способности, формировать навыки коммуникативной культуры, развивать аналитическую умственную способность;

           развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера.

        Воспитательные: Привлекать внимание учащихся к вопросам человеческого общества, актуализировать интерес к жизни общества, анализировать ее, делать соответствующие выводы;

            воспитание у них чувства личной ответственности за будущее на земле;

             воспитание милосердия, воспитание духовно-богатой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komu_na_rusi_zhit_horosho.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

       Тип урока:Изучение нового материала

       Педагогическая технология: Проблемно-диалогическое обучение

       Методы: герменевтические

       Приёмы: наблюдение, поиск, сравнение, анализ…  

Цели:

        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;

        создать необходимый эмоциональный настрой, помочь учащимся почувствовать социальную трагедию в жизни людей;

       пробудить интерес  к поэме;

       формировать представления о жизни крестьян в поэме, формировать умения находить ключевые слова в прологе;

         

        научить самостоятельно накопить конкретные знания о проблемах человека в современном обществе.

        Развивающие: Обогащать лексику, развивать творческие способности, формировать навыки коммуникативной культуры, развивать аналитическую умственную способность;

           развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера.

        Воспитательные: Привлекать внимание учащихся к вопросам человеческого общества, актуализировать интерес к жизни общества, анализировать ее, делать соответствующие выводы;

            воспитание у них чувства личной ответственности за будущее на земле;

             воспитание милосердия, воспитание духовно-богатой личности.

       Оборудование: Слайд - презентации по теме урока; интерактивный демонстративный материал ( тексты, задания, таблицы); опорная схема к поэме, стенд по творчеству Н. А. Некрасова, портрет поэта, выставка рисунков учащихся по поэме, альбом – раскладушка по творчеству Н А  Некрасова.

                                                Ход урока

Оргмомент

     !.Сообщение темы и цели урока.

     2.Вступительное слово учителя

     -Мы продолжаем изучение творчества одного из трёх гигантов русской поэзии  19 века Николая Алексеевича Некрасова. Успели познакомиться с его биографией, вспомнили  какие произведения Некрасова вы изучали в предыдущих классах.

       Чтобы ещё раз закрепить изученное, выполняем тестовые задания. Ответы фиксируйте на ПК.

 

- Какие песни на некрасовские стихи вы знаете?

- Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей?

- Как зовут Мужичка с ноготок и сколько ему лет?

- Кого ставит в пример сельскому школьнику Некрасов: « Скоро сам    узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей по божьей воле Стал разумен и велик…»?

- Кто и зачем подъезжает к парадному подъезду в праздники и будни?

- Кого Некрасов считает своим учителем: « Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!»?

- Какие журналы издавал и редактировал Некрасов?

- Две страсти, привитые с детства отцом, сопровождали Некрасова всю жизнь.Какие?

- Строительство какой железной дороги описано в одноимённом стихотворении?

- Кому посвятил автор поэму « Мороз, Красный нос»?

Эпиграфом нашего урока являются тоже слова Николая Алексеевича  Некрасова:(Презентация №1)

                                      Кто, служа великим целям века,

                                      Жизнь свою всецело отдаёт

                                      На борьбу за брата-человека,

                                      Только тот себя переживёт.

-Как вы понимаете смысл этих слов? (диалог, дискуссия)

-Как можно истолковать последнюю строку

                                     Только тот себя переживет?

-Почему? Что значит делать добро?( диалог, дискуссия )

     -Хорошо. Вспомните, как старый безвестный музыкант из повести Л.Толстого «Люцерн» каждый день приходил на площадь и играл. Он не мечтал о наградах, об аплодисментах, он просто делился с людьми тем, что у него есть - музыкой. И его искренность совершала чудо: Люди думали о том хорошем, что они смогли бы сделать и не сделали, в их душах рождалось сомнение, их тревожила печаль о несбывшемся в себе. Может быть, действительно великое счастье в том, чтобы чувствовать, что моя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни?  ( Размышления учащихся)

   -Подумайте, кроме поэтов, писателей, музыкантов, кто в своей жизни делится с людьми тем, что умеет и любит?(Ответы и рассуждения учащихся)

          -   Теперь возвращаемся к теме нашего урока и ещё раз вспомним  некоторые моменты из жизни нашего поэта.

 

          -  Что можно сказать о родителях Некрасова?

            Сообщение ученика:

   

          -  Отец будущего поэта, отставной офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжелого характера.

            Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи, невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

             

           - Сколько ему лет было, когда он написал свои первые стихи?

              Сообщение ученика:

           -  Свои первые стихи он написал в 7 лет и преподнес их          «любезной» маменьке. Любовью к ней озарено его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме  «Мать»: ( Презентация №2)

       

                         И если я легко стряхнул с годами

                         С души моей тлетворные следы

                         Поправшей всё разумное ногами,

                         Гордившейся невежеством среды,

                         И если я наполнил жизнь борьбою

                         За идеал добра и красоты,

                         И носит песнь, слагаемая мною,

                         Живой любви глубокие черты-

                         О, мать моя, подвигнут я тобою!

                         Во мне спасла живую душу ты!

   

       Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности, но отец избрал для сына военную карьеру и отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк.

                                     Что за этим последовало? ( Ответы учащихся)

   

         -Правильно. Некрасов ослушался отца - подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной помощи.

    Чтение записи на презентации:

 «Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть… Уму непостижимо, сколько я работал!»

      Сообщение ученика:  

     

      Учиться ему не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лёжа на полу - мебель отсутствовала, жил в  подвале, но всё- таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.

     Именно в эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков.

     Начинающий поэт чуть не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одарённость, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость.

  -Почему Некрасова называли певцом горя народного, певцом всех трудящихся и обездоленных?

     (Он своими глазами видел, насколько тяжела жизнь простого народа)

  -Давайте вспомним стихи Некрасова, которые вы изучали в предыдущих  классах.

        ( Презентация )

      «Мужичок с ноготок»- отрывок из поэмы «Крестьянские дети», где рассказывает о мечтах о лучшей доле народа. (Дети крестьян начинали трудиться с малолетства).

         ( Презентация )

     «Школьник»- где мальчик собирается учиться.

         ( Презентация )

     «Осень»- отрывок из стихотворения «Железная дорога», которая построена на костях трудового народа.

         ( Презентация )

     «Есть женщины в русских селеньях…»- отрывок из поэмы «Мороз, Красное»- о трагической стороне  народной жизни,  о горькой доле русской крестьянки.

     -Хорошо, о Некрасове мы немало узнали, прочитали, повторили. Теперь вернёмся к нашей теме. Мы начнём изучать поэму Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Одно название этого произведения интригует, завораживает нас. Над этой поэмой Некрасов начинает работать в 1863 году, работал до конца жизни, но так и не завершил. В начале 1876 г Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла и  через два года его не стало. Это был 19 век, а сейчас 21 век.                                                                Как вы считается, вопрос «Кому на Руси жить хорошо» акт1.Об Ак-Довураке-

    2.О социальном положении населения города-

    3.Список получателей ежемесячных детских пособий.

Интервью у самых разных людей.

    1.Самая богатая женщина города

    2.Интерьвю у коммерсантов.

    3.Люди среднего достатка

    4.Спившиеся люди

    5.Бомжи.

    6.Безработные.

актуален в настоящее время? (Ответы учащихся, их размышления)                   Да, конечно, актуален. Ведь интересно же знать, кому в России жить хорошо сегодня, верно? Но мы так далеко заглядывать не будем. Нам сначала нужно узнать и знать, кому в Ак-Довураке жить хорошо. Это было домашнее исследовательское задание. И теперь давайте послушаем ваши ответы.

   

  города-

    3.Список получателей ежемесячных детских пособий.

Интервью у самых разных людей.  2.О социальном положении населения

    1.Самая богатая женщина города

    2.Интерьвю у коммерсантов.

    3.Люди среднего достатка

    4.Спившиеся люди

    5.Бомжи.

    6.Безработные.

        Демонстрация домашнего задания учениками в форме презентации.

    Вот примерно такая картина социального положения населения нашего города. Ваша исследовательская работа по данной теме будет продолжена и, может быть, вам удастся сделать проект об улучшении социального положения городского населения и выйти на научно- практическую конференцию и отстаивать свои позиции. Какой вывод можно сделать из данных коротких сообщений? Кто может хорошо жить в Ак-Довураке? ( Ответы учащихся в форме дискуссии)

 

      ( Презентация) Хорошо жить- это не значит иметь машину, особняк, магазины и.т.д. Всё это у тебя будет, если ты будешь что делать? (трудиться)

     Теперь вернёмся к теме нашего урока. Герои Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» тоже хотят узнать ответы на вопрос в названии поэмы.  

       Чтение пролога поэмы « Кому на Руси Жить хорошо».

        - Что привлекло ваше внимание в прологе?

        - О чём говорят названия губернии, уезда, волости, деревень?

           ( Словарная работа со словами губерния, уезд, волость)

        - Кто такой временнообязанный?

         Сообщение ученика:

         19 февраля 1861 г. Александр Второй издал манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

         Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

         Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп –  временнообязанными. За право пользоваться полученными от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности ( платить оброк или отрабатывать барщину)…

        Вывод: Пролог поэмы « Кому на Руси жить хорошо» - с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень – приковывает внимание, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.

       Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними. Как вы думаете найдут они счастливого человека?

        И в чём заключается счастье  человека?

        На эти вопросы поможет нам ответить тщательное и подробное изучение поэмы « Кому на Руси жить хорошо».

         Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к прологу или нарисовать карту путешествия крестьян в поисках счастья; прочитать  поэму.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе...

Зачёт по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ...

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....

Урок-лекция История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...