Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Мурашова Маргарита Сергеевна

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dusha_naroda_russkogo.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока в 10 «А» классе:

Душа народа русского. (2 часа)

Цель: 1) Раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;

          2) Развивать коммуникативность, умения работать в группах, воспринимать мнение других и аргументировано выражать свои мысли, т.е. учить сотрудничеству друг с другом и учителей;

          3) Научить учащихся в процессе поисковой деятельности правильно отбирать материал художественного произведения для сообщения;

          4) Воспитание уважения к труду, чувства собственного достоинства, патриотизма.

Урок комбинированный: сообщения учащихся, чтение наизусть отрывков, беседа по тексту.

Технологии: проблемное, развивающее, дифференцированное обучение, групповые технологии.

Ход урока

  1. Запись темы урока, плана, эпиграфа

Эпиграф:

Ты и могучая

Ты и бессильная,

Матушка — Русь!

      Н.А. Некрасов

План урока

  1. Отношение русской революционной демократии к народу.
  2. Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянства.
  1. Народ в главах «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь».
  2. Народ в главе «Последыш».
  3. Народ в главе «Крестьянка».

II Слово учителя.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, т.к. положение крестьянства после отмены крепостного права не изменилось. Это стало причиной крестьянских волнений. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Но вожди революционной демократии преувеличивали возможность народа, сознание которого было низким, поэтому он был  не готов к сознательным действиям. Некрасов тонко чувствовал актуальные вопросы своего времени, это и подтолкнуло его к созданию народной книги. В своей поэме Некрасов стремился как можно полнее представить русский народ, рассказать о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание. Народная жизнь изображена глазами самого народа.

Что же узнаем мы о жизни народа из глав «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь». Как показывает Некрасов сложность и противоречивость крестьянской души.

III Беседа по тексту с учащимися I группы.

  1. Где и как показывает Некрасов умение русского народа веселиться безудержно? (стр. 192, конец главы)
  2. Какую роль играют глаголы?
  3. Как передал поэт богатство красок на ярмарке? (186)
  4. Какие изобразительные средства помогают поэту передать атмосферу праздника? (сравнение, пейзажная зарисовка)
  5. Как поэт раскрывает талантливость русского народа? (203-204)
  6. Какие душевные качества русского народа в эпизоде с П. Веретенниковым?

Наизусть эпизод (187-188)

Способность сопереживать и радоваться за других. Какое изобразительное средство использует Некрасов, чтобы передать настроение мужиков?

  1. Где и как показал Некрасов, что веселье постепенно перешло в ничем не сдерживаемое пьянство?

193 «Пьяная ночь», 197 (Вавила)

  1. Какие еще отрицательные качества русского народа раскрывает Некрасов?
  1. Народ суеверен. Стр. 186
  2. Привычка мужиков сквернословить. Стр. 197
  3. О чем свидетельствуют семейные сцены? (деспотизм в семье) Стр. 196
  1. Вывод учащихся или учителя. Итак, мы видим сложность и противоречивость народной души. Но уже в главе «Пьяная ночь» есть реплики, которые показывают стремление народа осмыслить свое положение, его отрицательное отношение к проведенной реформе стр.194. Народ, который обсуждает царскую грамоту, Некрасов сравнивает с морем. Среди крестьянского мира на сельской ярмарке выделяется Яким Нагой.

Сообщение – Чернова К.

IV        Работа над текстом III части поэмы. Глава «Последыш». II группа.

  1. Краткий пересказ содержания главы с цитированием.
  2. Беседа и сообщения учащихся.
  1. Кого называют вахлами?
  2. Как Пахош назвал крестьян деревни Вахлаки?
  3. Где чувствуется богатырская сила русских мужиков? Стр.316
  4. Почему же они согласились выдавать себя за крепостных? 327           Какие качества их характера в этом проявляются?
  5. Кто такой Влас, как он отнесся к предложению наследников разыграть роль крепостных. Кто был избран бурмистром и почему. Сообщение Шефер, Миронова.
  6. Кто выступил против предложения наследников? (233-234)
  7. Агап Петров — сообщение Колочкова К.
  8. Сдержали наследники данное обещание?

V        Работа с текстом главы «Крестьянка». 4 группа учащихся: Будаев Д., Козлова С., Козлова Н., Кочешков К., Синева Т., Бабенко Ю.

        1. Беседа и выборочное чтение.

  1. Рассказать, как жили корежские крестьяне.
  2. Одинаков ли уровень сознания корежских крестьян и вахлаков из главы «Последыш»?
  3. Какие качества проявили корежские крестьяне в состязании с Шалашниковым и в отношениях с Фогелем?
  1. Сообщение о Савелии: Шефер В., Кочешков К., Козлова Н., Будаев Д.
  2. Продолжение беседы.
  1. Почему глава называется «Савелий, богатырь святорусский»? Кто такой Святогор?
  2.  Что советует Савелий Матрене Тимофеевне?
  3. О Чем он говорит ей перед смертью и с каким чувством? (290-291)

Вывод: В образе Савелия отразились сила и бессилие русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучий дух, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, гневный протест; с другой стороны — незнание, как завоевать свободу, и отсюда отчаяние.

  1. Сообщение о Матрене Тимофеевне (Синева Т., Бабенко Ю.)

Итог урока: Жизнь народа в поэме раскрыта в самых разных проявлениях. Для Некрасова мужик велик во всем: в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Народ сумел сохранить могучие силы в тягостной, нищей, беспросветной жизни. Поэтому в поэме так много крестьян, которые не примирились со своим положением и протестуют против угнетателей.

Д/з. Кто в поэме и почему считает себя счастливым? Подобрать материал по главе «Поп», «Счастливые», «Помещик».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова"

Презентация к уроку литературы 7 класса "Поэма "Русские женщин" Н.А. Некрасова...

Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...