конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kulachnye_boi.ppt390.5 КБ
Microsoft Office document icon urok__pesn_p.doc36 КБ
Office presentation icon moskva_ivana_groznogo_k_uroku.ppt749 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кулачные бои на Руси

Слайд 2

Кулачный бой в 16 веке был распространенным развлечением. Он воспринимался как испытание силы и удали русских богатырей.

Слайд 3

«Потешить царя-батюшку» выходили к Москве-реке без личной ненависти и желания смерти друг к другу.

Слайд 4

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Слайд 5

Судебник 1550 г. устанавливал четкие правила проведения такого боя, который являлся последним средством выяснения истины. В судном поединке побеждает не сила, а правда, нравственный перевес одного из противников, которому бог дарует победу, как доказательство высшей справедливости.



Предварительный просмотр:

       Тема урока: «Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова

«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника  

 и удалого купца Калашникова»            7 класс.              

 Цели и задачи урока:

Цель урока: формирование представления о «двух силах», представленных в  поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»

Задачи урока:
Образовательные. Создать условия для:
      1. знакомства учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;

       2. знакомства учащихся с иллюстрациями к поэме «Песня про … купца Калашникова»;

      3. обучения аналитическому чтению;

      4. освоения текста художественного произведения в единстве формы и содержания (от композиции к сюжету).
Развивающие. Создать условия для:

  1. развития умение работать с художественным текстом;
  2. формирования навыков анализа текста;
  3. реализации  творческих и аналитических способностей обучащихся;
  4. развитие информационной компетенции обучащихся через осмысление понятия «опричнина», её сущности, причины.

     Воспитательная. Создать условия для:

      1. воспитания у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова;

     2. формирования у обучащихся читательской культуры;

      3. воспитания духовно развитой личности готовой к самопознанию, участие в диалоге, готовой принимать решение в условиях морального выбора между добром и злом, ценностного отношения к человеческой личности.

Методы обучения:

  1. Эвристическая беседа с элементами последовательного анализа;
  2. Функциональное исследование художественного текста (выявление отношений и зависимостей между отдельными главами);
  3. Структурное обобщение (через исследование текста произведения к композиционной        целостности и авторскому замыслу);

Демонстрационный ряд:

Иллюстрации Билибина, В.Кустодиева,В.Васнецова и других художников к «Песне…про купца Калашникова».

Оборудование:

Учебник-хрестоматия по литературе (часть 1), тетради, интерактивная доска (ИД), мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный  момент: сообщение темы (запись на доске) и целей урока.
  2. Актуализация знаний через проверку домашнего задания.

Задание д/з: определить элементы композиции «Песни про … купца Калашникова», расположить их в порядке развития сюжета, подтвердить цитированием. Сделать запись в тетради.

Результат:

Элементы композиции

Цитаты

1.        Экспозиция

То за трапезой сидит во златом венце

Сидит грозный царь Иван Васильевич,

 Позади его стоят стольники,

Супротив его все бояре да князья, по бокам его всё опричники.

2.        Завязка

И послышалось мне, будто снег хрустить

Оглянулася – человек бежит…

И он стал меня целовать - ласкать

И цалуя, все приговаривал:

«Отвечай мне, чего тебе надобно

Моя милая, драгоценная!»

3.        Развитие действия

И приходить  он в свой высокий дом

И дивится Степан Парамонович

Не встречает  его молодая жена,

Не накрыт дубовый стол белой скатертью.

4.        Кульминация

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московкие

На Москву-реку, на кулачный бой,

«…

Кто побьёт кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!»

5.        Развязка

Разгуляться для праздника, потешиться…

Как на площади народ собирается

Заунывный гудит-воет колокол

 Разглашает весть небодрую..

6.        Эпилог

Схоронили его за Москвой-рекой,

На чистом поле промеж трех дорог,

Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской…

И проходят мимо люди добрые…

(Если учащиеся, которые отвечают,  не в полной мере справились с цитатами, то учитель обращается к классу за помаслю: «А кто по-другому определил цитатную композицию произведения?»)

Учитель.

Обратимся к теме нашего урока: образы каких героев воплощают понятия «сила власти » и «сила правды».  Дадим характеристику нашим героям: Кирибеевичу и Калашникову. Язык поэмы, детали погружают нас в эпоху  Ивана грозного и мы попытаемся  определить характеры тех людей, которые создаёт, выковывает это нелегкое время.

На ИД  герои произведения М.Лермонтова:

царь Иван Грозный,  купец Калашников, опричник Кирибеевич.

Учитель.

  1. Обратимся к цитатам домашнего задания. Прочитаем экспозицию поэмы (читает ученик. Каким вы видите царя. Какие слова помогут нам дать его характеристику (центральные слова подчеркнуты)?

(учащиеся указывают на его положение (златой венец),превосходство (расположение гостей: кто защищает, кто явный противник, кто прислуга, которую он не боится), эпитет ГРОЗНЫЙ указывает на черты характера)

Вывод: Иван Грозный — олицетворение власти власти.

 

Учитель.

  1. Прочитаем цитату «завязки». О каком герое она? (ученики: об опричнике). Скажите, возможно ли было такое поведение человека на улице и почему? (ученики: нет).
  2. Найдем отрывок диалога опричника с царем во время пира, где Кирибеевич говорит о своей печали (стр.164).Учащиеся зачитывают фрагмент. «Государь ты  наш, Иван Васильевич…»

-  Найдите слова, которые раскрывают его характер, обратите внимание на эпитеты и метафоры.

Дети выделяют «сердце жаркое», «дума черная», «плечи богатырские»,  «…не кори ты раба недостойного…». Раскрывают смысл: «дума черная»- задумал плохое дело, «сердце жаркое»- полюбил кого – то и думает об этом постоянно,  «…не кори ты раба недостойного…»- примирение с властью.

Вывод: опричник – человек власти (общается с царем во время пира, поведение на улице недостойное), физически селен.

Учитель.

- обратимся к третьей цитате композиции. Прочитаем её. На какие эпитеты мы должны обратить внимание? «высокий дом», «дубовый стол», «белая скатерть».

- Какую характеристику они дают купцу?

Ученики: «высокий дом» - близок к Богу, а, значит, к истине;  «дубовый стол» - крепость духа, семейных традиций; «белая скатерть»- чистота  мыслей, поведения.

Вывод: купец – человек правды.

Учитель.

Итак, в поэме две силы. Какие и кто их олицетворяет?

Ученик.

Сила власти (царь и опричник) и сила правды (купец).

 Столкновение между двумя силами

Учитель

Прочитаем кульминационный момент

- Вспомним, какова цель для каждого героя кулачного боя? (цель для царя-потешиться, для опричника – потешить царя, для купца- постоять за святую правду )

- Почему автор изобразил Кириеевича и Калашникова одинаково  по силе? (Оба лихие, удалые бойцы).

- Обратим внимание на строки, где начинается поединок. Чтение боя (с.174-175)

- Найдем цитаты: кому кланяется опричник и кому купец? (опричник «Царю молча в пояс кланяется», купец «Поклонился прежде царю грозному, После белому кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому»).

- Найдем цитаты, где царь ведет допрос Калашникова.

- Есть ли в вопросе царя срытая угроза?

-  Почему купец, живущий по законам правды, отвечает неправду?

- Почему царь не сдерживает своё слово по отношению к купцу-победителю (Кто побьёт кого, того царь наградит…)

Учитель

- Обратимся к развязке поэмы, прочитаем её. Найдем эпитеты.

- Почему автор  использует именно эти слова? («заунывный колокол»,  «весть недобрая»).

- Какое настроение передают слова  этой части поэмы?

- Победила сила власти или сила правды?

-  В каких строках воплощена мысль народная о том, что народ все равно  помнит о Калашникове.

Ученики указывают на эпилог произведения. Чтут память безымянного человека именно добрые люди.

5. Вывод урока:

    Произведения художественной литературы формируют в нас те нравственные ориентиры, нравственные маяки, которым мы можем следовать. Пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе. Подвиг делает человека не только бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшие качества и порывы. История учит нас, и эти уроки мы не должны забывать. Я хочу закончить урок строками поэта Смелякова:

История не терпит суесловья.

Трудна её народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя

Домашнее задание:

Мини-сочинение  по изученному произведению «Дороги, которые мы выбираем».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 2

Иван Васильевич Грозный (Иван IV ) принял царский титул в 1547 году. Его правление – жестокость, цинизм и террор

Слайд 3

Опричники – преданные воины, с помощью которых царь боролся с «изменой», уничтожал неугодных ему бояр, проводил массовые казни.

Слайд 4

Умер Иван Грозный в 1584 году, оставив после себя разоренную страну и множество преданий о своей жестокости.

Слайд 5

XVI век – один из самых ярких и трагических периодов России. За годы царствования Ивана Грозного страна увеличилась почти в полтора раза, но цена за это была слишком велика.

Слайд 6

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, искал в ней богатырский дух, яркие личности – всё, чего не хватало среди его современников.

Слайд 7

«Песня …» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Описан опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....