Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7v_klasse_.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7в классе .

Тема урока: образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цели урока: рассмотреть личность купца Калашникова как яркого представителя русского народа, показать особенности русского национального характера; развивать умение обращать внимание на художественные детали, портретные зарисовки, диалоги, описание, которые несут на себе большую смысловую нагрузку; развивать навыки аргументированного ответа, умение задавать вопросы, добавлять ответы, аргументировано возражать; способствовать тому, чтобы учащиеся правильно оценивали поступки людей, осознавали, что честь, благородство, чувство собственного достоинства – необходимые нравственные категории; воспитывать интерес  к  классической литературе  и истории своей страны.

Оборудование: презентация, учебник .

Ход урока.

1.Орг. момент.

Вступление. Учитель: многие писатели в течение своей жизни и творчества обращались к страницам истории. Можно вспомнить Л.Н. Толстого и его знаменитый роман «Война и мир», А.С. Пушкина и его повесть «Капитанская дочка». В 5 классе мы познакомились со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». В этом небольшом произведении Лермонтову удалось передать не только саму картину боя, но и дух русского войска, русского солдата. Лермонтов часто обращается к истории. Ещё с ранних лет у поэта появился интерес к русскому фольклорному творчеству. Вполне вероятно, что сюжетная линия «Песни…» могла быть навеяна Н.М. Карамзиным, который написал «Истрию Государства Российского». Также толчком к созданию поэмы могла послужить история трагической дуэли А.С. Пушкина. Пушкин защищал не только и не столько свою честь, как честь жены, честь семьи.

2.Мотивация и целеполагание.

 Мы знакомимся с купцом Калашниковым, когда он сидит за прилавком в своей лавочке.

 «Да недобрый день задался ему:

 Ходят мимо баре богатые,

В его лавочку не заглядывают.»

 Уже в самом начале чувствуется тревога, приближение беды:

«За кремлём горит заря туманная,

 Набегают тучки на небо,

 Гонит их метелица распеваючи.»

 3.Зачастую данную поэму называют сокращённо «Песня о купце Калашникове».

Н.А. Бестужев в письме брату П.А. Бестужеву писал: «Недавно прочли мы «Сказку о купеческом сыне Калашникове». Это превосходная маленькая поэма, вот так должно передавать народность и её историю»

. В.Г. Белинский писал: «Здесь поэт проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники русского духа, сроднился и слился с ним всем существом своим». Ребята как бы вы сами сформулировали тему урока? (Учащиеся сначала записывают тему урока в свою тетрадь, а потом озвучивают её громко).

4.  А теперь обратимся к исторической эпохе. (Ученики рассказывают об исторической эпохе, которая отражена в данном произведении).

Иван Грозный – первый русский царь из династии Рюриковичей. Он рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть. Убийства, интриги, насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности, жестокости. Став царём, Иван Грозный всё больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 году он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в чёрную одежду. Конные опричники имели особые знаки отличия, к сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла – чтобы выметать измену, и собачьи головы – чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавал их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов. Именно этот период нашей истории нашёл отражение в данной поэме.

5. Анализ поэмы.

 Теперь обращаемся к тексту самого произведения. Мы уже познакомились с главным героем – с купцом Калашниковым. С тяжёлыми мыслями приходит Степан Парамонович домой.

 Что он видит в своём доме? (Не встречает его молодая жена.) (Не накрыт дубовый стол белой скатертью.) (Свеча еле теплится.)

А теперь вернёмся к самому началу поэмы. Мы попадаем на пир Ивана Васильевича.

Из диалога царя и молодого опричника Кирибеевича мы узнаём, что он влюблён в Алёну Дмитриевну. Но он не признаётся царю в том, что она венчана в церкви по закону христианскому с купцом Калашниковым.

Следующая глава снова возвращает нас в дом молодого купца. Только поздним вечером появляется Алёна Дмитриевна и рассказывает мужу, что молодой опричник Кирибеевич опозорил её перед всем честным народом прямо на улице. Купец Калашников принимает незамедлительно решение.

Какое решение им принято? (Он посылает за младшими братьями и объявляет им твёрдое решение своё – биться с Кирибеевичем.)

Почему он отправляет за своими младшими братьями? (Потому что оскорбление было нанесено не только лично Калашникову, но и всему его роду.)

 А теперь обращаемся к описанию боя. В этом бою Калашников оказался победителем, Кирибеевич погиб.

А теперь обращаем внимание на диалог Ивана Грозного и купца Калашникова. Что спрашивает царь у купца?

«Отвечай мне по правде, по совести Вольной волей или нехотя

 Ты убил мово верного слугу, Мово лучшего бойца Кирибеевича?»

 Купец Калашников отвечает:

«Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе.»

Почему Калашников не говорит царю за что он убил Кирибеевича? (Он не может сказать, потому что в этом случае надо рассказывать всё. А купцу этого сделать нельзя – будут затронуты честь семьи, рода.)

Как разговаривает Калашников с царём? Ведь перед ним Иван Грозный. (Спокойно, уверенно, так как он чувствует свою правоту.) Купец Калашников – яркий выразитель народных представлений о правде, чести, достоинстве, и он обнаруживает способность к бунту.

В чём это проявляется?

(Купец поднял руку на любимого опричника царя Кирибеевича.

А кто такие опричники и как они себя вели, мы знаем.) Но бунт купца особенный. В чём проявляется его особенность? (Он бунтует, но при этом остаётся покорным судьбе, обстоятельствам.)

6.Чтение поэмы.

7. Рефлексия. Михаил Юрьевич Лермонтов назвал своё произведение «Песня про купца Калашникова».

 Таким образом, мы понимаем, что главный герой поэмы действительно купец Калашников, а не Иван Грозный, не опричник Кирибеевич.

 Согласны ли вы с мнением автора? Учащиеся отвечают на вопрос. Приводят свои аргументы.

8.Домашнее задание: прочитать «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

В данном уроке раскрывается историческая тема на примере произведения М.Ю. Лермонтова. Учащиеся знакомятся с эпосом 30-х годов 19 века. На занятии прослеживаются исторические параллели в литературе, п...

Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Интегрированный урок позволяет объединить две дисциплины «Литература» и «История России». Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Л...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...