Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
методическая разработка по литературе (7 класс)

Францева Лариса Юрьевна

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: установка семейных ценностей, понимания чести, нравственных норм, добра и зла.

Материал урока также предполагает формирование умения анализировать поступки героев, давать им характеристику, выполнять частичный анализ текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 225

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 7 классе по поэме М.Ю .Лермонтова

«Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

                                                                                            Технологическая карта урока

Учитель

Лариса Юрьевна Францева

Класс

7 «А»

Предмет

Литература

Дата и время проведения

30.11.2021;     10.00 - 10.45 (2 урок)

Название и тема урока

«Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цель:

Задачи:

Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода

Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера

   

  Развивающие: Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление

                           Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки

                           Развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы

  Образовательные: Сформировать у обучающихся компетенции в работе с литературным материалом

                                    Научить анализировать, сопоставлять, прогнозировать и обобщать

 Воспитательные: Сформировать понятия о духовно-нравственном воспитании

                                  Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего

                                   Создать условия для реальной самооценки

 

Планируемые результаты:

Личностные: установка семейных ценностей, понимания чести, нравственных норм, добра и зла

Предметные: формирование умения анализировать поступки героев, давать им характеристику, выполнять частичный анализ текста

Метапредметные: развитие логики через задания на соответствие, сравнение, анализ

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный этап

2 мин.

Приветствие

Приветствие

Самопроверка готовности к уроку

2.

Мотивация и целеполагание

3 мин.

Включение в деловой ритм, объяснение задачи, мотивация

Подготовка к работе, самоопределение, выбор цели

Целеполагание

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

3.

Актуализация знаний (домашнее задание)

5 мин.

Проверка готовности обучающихся к уроку, знание текста произведения

Данная работа необходима, так как изучение поэмы требует опоры на исторические факты, необходимо расширить представление детей о произведении на историческую тему, лучше, если сообщения будут сопровождаться иллюстрациями известных художников, изображающими данных героев, историческую эпоху

Участие  в устном выборе цитат на предлагающиеся иллюстрации или тест

Самопроверка, оценивание своего ответа

4. Изучение нового

1. Формулирование темы урока, постановка цели

2. Постановка проблемного вопроса урока

3. Беседа по вопросам

4. Комментированное чтение и анализ текста

15 мин.

Озвучивает тему и цель урока (проблему). Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- Почему поединок можно назвать нравственным? Что вы понимаете под словом нравственность?

Лексическая работа (учитель ставит лингвистические  задачи)

Организация групповой работы по анализу текста поэмы, анализ эпизода кулачного боя героев. Зачитывает (или просит зачитать) яркие моменты

Анализ эпизода сопровождается показом иллюстраций к данному эпизоду, через сравнение с сопоставление происходит  развитие речи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель  и строят действия в соответствии с ней.

Записывают тему и слова в тетрадь

Воспринимают новую информацию и соотносят усвоенные знания с новыми; самостоятельное чтение, чтение вслух

Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы

Комментируют текст поэмы

Подбирают цитаты для характеристики героев

Личностные: оценивание своего ответа

Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Физкультминутка

2 мин.

Снятие  напряжения, смена деятельности

Элементы йоги, игровые приемы на внимательность

Снимают усталость и напряжение Развивают внимание

Актуализация новых знаний

Совершенствование навыков работы с текстом

5 мин.

Предлагает заполнить таблицу, характеризующую главных героев

Заполняют клеточки с характерными чертами главных героев цитатами из поэмы

 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложения и оценку своих

одноклассников в процессе работы в группе;

- участвовать в работе группы; распределять роли,

договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной работе;

- уметь прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом

-уметь корректировать и

оценивать свою деятельность

7.

Проверка группового задания

6 мин.

Слушает ответы обучающихся

Предлагает сверить свой ответ с эталоном

Группы слушают ответы и, если выбранные задания совпали, то соглашаются или исправляют отвечающих.

-уметь корректировать и

оценивать свою деятельность

-уметь исполнять итоговый пошаговый контроль

-анализировать выполнение заданий

-уметь формулировать собственное мнение и позицию

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов

8.

Подведение итогов

Рефлексия

3 мин.

Подводит итог работы на уроке, предлагает  закончить заполнение листа самооценки на  уроке

Заполняют  лист самооценки

-формирование умений осуществлять самоконтроль, адекватно оценивать себя и осуществлять взаимный контроль (по необходимости) в совместной деятельности

-осознание обучающимися

своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

9. 

Домашнее задание 

1 мин.

Объясняет домашнее задание, определяет возможность выбора

Запись домашнего задания в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

В данном уроке раскрывается историческая тема на примере произведения М.Ю. Лермонтова. Учащиеся знакомятся с эпосом 30-х годов 19 века. На занятии прослеживаются исторические параллели в литературе, п...

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....