Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески воспроизводить полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное образовательное управление

           средняя общеобразовательная школа №695

                                   города Москвы.

  Окружной дистанционный конкурс методических разработок уроков литературы, уроков внеклассного чтения и внеклассных мероприятий по творчеству русских и европейских писателей  и

                                               поэтов.  

НОМИНАЦИЯ:  Разработка урока литературы.

НАИМЕНОВАНИЕ

РАБОТЫ              Творческий зачет по поэме Н.А.Некрасова «Кому      

                              на Руси жить хорошо»   « В чем же крестьянское

                              счастье».

                                                 АВТОР: Самсина Лариса Геннадиевна.  

                                                  СТАЖ РАБОТЫ:  27 лет.      

                                       2011 г.                                                    

     Подготовительный этап.

  1. Подготовка сообщений «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни». ( Группа №1).
  2. Оформление литературной странички или презентации:

 - жанр, композиция,

 - проблематика,

 - народность,

 - история создания произведения,

 - герои.

3.  Интервью с писателем. (Группа №2).

  1. Выразительное чтение (вживание в образ) отрывков поэмы:

  - песни Добросклонова,

  - пролог.                         (Группа №3).

5. Иллюстрирование поэмы. (Группа №4).

6.Формирование учителем индивидуальных групп, оформление

        выставки, посвященной жизни и творчеству Н.А.Некрасова.

  1. Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.

Прочитана поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открывшая новые пути, новые приемы, новых героев. 20 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку».

  Поэма начинается со слов : «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян. Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… А нас разве не интересует процесс развития русской деревни, жизнь тружеников села, тех, кто обеспечивает город.

  Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.

  И сегодня наша задача – подвести итог нашей работе по своеобразному произведению Некрасова, обсудить проблемы, поставленные поэтом, актуальность этого произведения. Многое мы сможем понять, осознать, почувствовать, если внимательно всмотримся в героев поэмы. Перед нами раскроется душа русского человека.

  Урок наш – творческий зачет. Каждый сегодня, работая в группе, будет иметь возможность  высказать свое мнение о героях и о самой поэме.

  А сейчас небольшая литературная справка.

  1. Выступление группы №2.

Литературная страница.

(Учащиеся представляют мини-доклады или презентацию по темам:

- жанр, композиция, проблематика поэмы,

- история создания произведения, герои.

- выразительное чтение «Пролога». (Группа №3).

  1. Подведение итогов вступительной части урока.

           Некрасов развивает гражданские темы в своем творчестве и в этой поэме, и во многих произведениях обращает внимание современников на главные проблемы современности. Его  грандиозная поэма-эпопея о земле русской, о крестьянстве. Некрасов поднимает актуальный вопрос: «Где счастье народное, кто счастлив на Руси?» И в этот спор вовлекаются все слои общества: духовенство, помещики, купцы, царь и, конечно, крестьянство.

  1. Выступление группы №1.

«Кому на Руси… - эпопея крестьянской жизни». (Сюжетная линия поэмы).

  1. Подведение итогов 1 части урока.

        Идут крестьяне-правдоискатели и пытаются решить извечные вопросы для русской жизни. Они важны и для поэта как представителя демократического лагеря. Это вопросы о правде и лжи, о добре и зле, о горе и счастье. Некрасов знает, что думает народ, о чем мечтает.

  1. Выступление группы №2.

Интервью с писателем. (Взгляды  поэта демократического лагеря).

  1. Основная часть урока. Работа творческих групп.

Каждая группа получает карточку-задание.

Цель работы: обсудить предложенные тезисы, высказывая свою точку зрения и опираясь на текст..

Это может быть выступление  на телевидении, на диспуте, это может быть интервью с героями фильма по поэме, доклад на конференции. Форму выступления выбирает группа. Единственное условие – выступить должен каждый.

                     Карточки-задания.

                                  №1.

Поэма Н.А.Некрасова -  истинно народное произведение.

- Новаторство Некрасова в изображении крестьянства.

- Качества русского человека, показанного в произведении, покоряющие читателя.

                                  №2.

             Судьба русской женщины.

- Идеал народной красоты.

- Матрена Тимофеевна и мечта русского человека.

                                   №3.

               Сатирические приемы в изображении помещиков.

- Истинная сущность представителей господствующего класса.

- Крестьяне «холопского званья».

                                   №4.

                Идеал Некрасова, мечта поэта-гражданина.

- Жизненность образа Григория Добросклонова.

- Авторское отношение к герою и его деятельности.

- Песни Добросклонова. Их значение.

Работа творческих групп  в течение 15-20 минут.

  1. Слово учителя.

        Завершена подготовка. Каждый из вас выбрал форму выступления. Давайте начнем наш творческий зачет. Принимайте живое участие в разговоре, ведите дневник сообщений. Пусть чаще звучит голос поэта, поэта-гражданина, истинного патриота , страдающего, переживающего за свою родину, ненавидящего все отрицательное, тормозящее ее развитие, любящего ее всей душой.

  1. Выступление групп.

 

1 – Выступление на Некрасовских чтениях.

2 – Интервью с актерами и режиссером фильма по поэме.

3 – Выступление литературных критиков по заявленным вопросам по телевидению в день рождения Н.А.Некрасова.

4 – Дискуссия  на молодежном форуме.

 После каждого выступления группы учитель предлагает высказаться остальным участникам с краткой рецензией, а также задает дополнительные вопросы.

   Вопросы.

1). Какие эпизоды поэмы вы считаете значительными?

2). Какие изобразительные средств использует автор?

3). Кто из героев вызывает уважение?

4). Каково отношение автора к своим героям?

5). В чем актуальность проблем, поставленных автором?

6). Каковы традиции некрасовской поэзии в русской лирике 20 века в творчестве Исаковского, Твардовского?

  1. Подведение итогов творческого зачета.

          Учитель отмечает выступление групп с точки зрения полноты, оригинальности, активности, содержательности. Высказывается оценка культуры и стиля ведения разговора, речевая компетентность учащихся.

          Вывод.

          Мы закончили разговор о творчестве Н.А.Некрасова, который, как и герои его поэмы, крестьяне-правдоискатели, хотел найти правду. И ему видится такое счастье для русского народа:

                            Не надо мне ни серебра,

                            Ни золота, а дай Господь,

                            Чтоб землякам моим

                            И каждому крестьянину

                            Жилось вольготно, весело

                            На всей святой Руси!

Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразовании ее в могучую и всесильную страну. И сегодня, когда крестьянский вопрос также актуален, поэма помогает понять, что есть сила в крестьянстве, что Русь сильна своим народом. Именно он сохранил исконно русские традиции, народную мудрость. Эту истину прекрасно понимали поэты последующих поколений, А.Т.Твардовский , Исаковский .

 У нас в памяти остались удивительные картины, связанные с русским человеком, его характером, его прекрасной душой. На многое способен русский человек: дать средства на строительство Храма, бороться с несправедливостью, отстаивать права народа, работать на благо России. Каждый может сделать то малое, на что он способен. Только надо дерзать, не отчаиваться и не бояться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Самостоятельная работа "Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо".

quot;Творчество Н.А.Некрасова. Стихотворения. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Контрольная работа для учащихся 10 класса...

Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....