Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески воспроизводить полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное управление
средняя общеобразовательная школа №695
города Москвы.
Окружной дистанционный конкурс методических разработок уроков литературы, уроков внеклассного чтения и внеклассных мероприятий по творчеству русских и европейских писателей и
поэтов.
НОМИНАЦИЯ: Разработка урока литературы.
НАИМЕНОВАНИЕ
РАБОТЫ Творческий зачет по поэме Н.А.Некрасова «Кому
на Руси жить хорошо» « В чем же крестьянское
счастье».
АВТОР: Самсина Лариса Геннадиевна.
СТАЖ РАБОТЫ: 27 лет.
2011 г.
Подготовительный этап.
- Подготовка сообщений «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни». ( Группа №1).
- Оформление литературной странички или презентации:
- жанр, композиция,
- проблематика,
- народность,
- история создания произведения,
- герои.
3. Интервью с писателем. (Группа №2).
- Выразительное чтение (вживание в образ) отрывков поэмы:
- песни Добросклонова,
- пролог. (Группа №3).
5. Иллюстрирование поэмы. (Группа №4).
6.Формирование учителем индивидуальных групп, оформление
выставки, посвященной жизни и творчеству Н.А.Некрасова.
- Вступительное слово учителя. Постановка цели урока и определение задач.
Прочитана поэма Некрасова, ставшая вехой в литературе 19 века, открывшая новые пути, новые приемы, новых героев. 20 лет писал Некрасов поэму, собирая материал, по его словам, «по словечку».
Поэма начинается со слов : «В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. О реформе 1861 года, по которой освободили крестьян. Лучше ли стала жизнь крестьян, богаче, свободнее? И перед нами проходят правдивые картины русской действительности. Крестьянская жизнь волнует, Некрасова, крестьянские проблемы… А нас разве не интересует процесс развития русской деревни, жизнь тружеников села, тех, кто обеспечивает город.
Много тоски и грусти в поэме, много в ней человеческих слез и горя.
И сегодня наша задача – подвести итог нашей работе по своеобразному произведению Некрасова, обсудить проблемы, поставленные поэтом, актуальность этого произведения. Многое мы сможем понять, осознать, почувствовать, если внимательно всмотримся в героев поэмы. Перед нами раскроется душа русского человека.
Урок наш – творческий зачет. Каждый сегодня, работая в группе, будет иметь возможность высказать свое мнение о героях и о самой поэме.
А сейчас небольшая литературная справка.
- Выступление группы №2.
Литературная страница.
(Учащиеся представляют мини-доклады или презентацию по темам:
- жанр, композиция, проблематика поэмы,
- история создания произведения, герои.
- выразительное чтение «Пролога». (Группа №3).
- Подведение итогов вступительной части урока.
Некрасов развивает гражданские темы в своем творчестве и в этой поэме, и во многих произведениях обращает внимание современников на главные проблемы современности. Его грандиозная поэма-эпопея о земле русской, о крестьянстве. Некрасов поднимает актуальный вопрос: «Где счастье народное, кто счастлив на Руси?» И в этот спор вовлекаются все слои общества: духовенство, помещики, купцы, царь и, конечно, крестьянство.
- Выступление группы №1.
«Кому на Руси… - эпопея крестьянской жизни». (Сюжетная линия поэмы).
- Подведение итогов 1 части урока.
Идут крестьяне-правдоискатели и пытаются решить извечные вопросы для русской жизни. Они важны и для поэта как представителя демократического лагеря. Это вопросы о правде и лжи, о добре и зле, о горе и счастье. Некрасов знает, что думает народ, о чем мечтает.
- Выступление группы №2.
Интервью с писателем. (Взгляды поэта демократического лагеря).
- Основная часть урока. Работа творческих групп.
Каждая группа получает карточку-задание.
Цель работы: обсудить предложенные тезисы, высказывая свою точку зрения и опираясь на текст..
Это может быть выступление на телевидении, на диспуте, это может быть интервью с героями фильма по поэме, доклад на конференции. Форму выступления выбирает группа. Единственное условие – выступить должен каждый.
Карточки-задания.
№1.
Поэма Н.А.Некрасова - истинно народное произведение.
- Новаторство Некрасова в изображении крестьянства.
- Качества русского человека, показанного в произведении, покоряющие читателя.
№2.
Судьба русской женщины.
- Идеал народной красоты.
- Матрена Тимофеевна и мечта русского человека.
№3.
Сатирические приемы в изображении помещиков.
- Истинная сущность представителей господствующего класса.
- Крестьяне «холопского званья».
№4.
Идеал Некрасова, мечта поэта-гражданина.
- Жизненность образа Григория Добросклонова.
- Авторское отношение к герою и его деятельности.
- Песни Добросклонова. Их значение.
Работа творческих групп в течение 15-20 минут.
- Слово учителя.
Завершена подготовка. Каждый из вас выбрал форму выступления. Давайте начнем наш творческий зачет. Принимайте живое участие в разговоре, ведите дневник сообщений. Пусть чаще звучит голос поэта, поэта-гражданина, истинного патриота , страдающего, переживающего за свою родину, ненавидящего все отрицательное, тормозящее ее развитие, любящего ее всей душой.
- Выступление групп.
1 – Выступление на Некрасовских чтениях.
2 – Интервью с актерами и режиссером фильма по поэме.
3 – Выступление литературных критиков по заявленным вопросам по телевидению в день рождения Н.А.Некрасова.
4 – Дискуссия на молодежном форуме.
После каждого выступления группы учитель предлагает высказаться остальным участникам с краткой рецензией, а также задает дополнительные вопросы.
Вопросы.
1). Какие эпизоды поэмы вы считаете значительными?
2). Какие изобразительные средств использует автор?
3). Кто из героев вызывает уважение?
4). Каково отношение автора к своим героям?
5). В чем актуальность проблем, поставленных автором?
6). Каковы традиции некрасовской поэзии в русской лирике 20 века в творчестве Исаковского, Твардовского?
- Подведение итогов творческого зачета.
Учитель отмечает выступление групп с точки зрения полноты, оригинальности, активности, содержательности. Высказывается оценка культуры и стиля ведения разговора, речевая компетентность учащихся.
Вывод.
Мы закончили разговор о творчестве Н.А.Некрасова, который, как и герои его поэмы, крестьяне-правдоискатели, хотел найти правду. И ему видится такое счастье для русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Поэт болел за судьбу России и призывал к работе по преобразовании ее в могучую и всесильную страну. И сегодня, когда крестьянский вопрос также актуален, поэма помогает понять, что есть сила в крестьянстве, что Русь сильна своим народом. Именно он сохранил исконно русские традиции, народную мудрость. Эту истину прекрасно понимали поэты последующих поколений, А.Т.Твардовский , Исаковский .
У нас в памяти остались удивительные картины, связанные с русским человеком, его характером, его прекрасной душой. На многое способен русский человек: дать средства на строительство Храма, бороться с несправедливостью, отстаивать права народа, работать на благо России. Каждый может сделать то малое, на что он способен. Только надо дерзать, не отчаиваться и не бояться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Самостоятельная работа "Особенности композиции поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
контрольная работа по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
контрольная работа...
Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»
Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э...
Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс
Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...
Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо".
quot;Творчество Н.А.Некрасова. Стихотворения. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Контрольная работа для учащихся 10 класса...
Презентация к уроку литературы по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Презентация к уроку литературы по поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....