Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Оришева Елена Евгеньевна

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания.  Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.    Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.    Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.

  В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

   Целенаправленно организованная самостоятельная работа обучающихся вечерней школы осуществляется с учетом индивидуальной литературной и читательской подготовленности с опорой на личный жизненный опыт.

   Самостоятельная работа обучающихся с текстом произведений – условие, которое обеспечивает успешное проникновение школьников в авторский замысел, постижение ими всей глубины смысла литературного произведения. В этом случае, естественно, исключается усвоение выводов о произведении только на основе оценочных суждений, почерпнутых в учебнике или литературно-критических статьях.

   Успех самостоятельной работы учеников поможет учителю реализовать один из основных принципов обучения в вечерней школе – принцип индивидуализации обучения.

  Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.

   Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.

   Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.

   В каждом дидактическом материале, как правило, три вопроса: первый требует распознавания, дифференциации и отбора материала, выявления существенного, главного и второстепенного, что способствует формированию начальных предпосылок для последующих оценочных суждений. Далее ученикам предлагаются вопросы и задания по элементам анализа. Чтобы на них ответить, необходимо понять и оценить смысл рассказанного автором. Этот вид работ, обусловленный целями анализа, поможет ученикам овладеть такими приемами мыслительной деятельности, как конкретизация, анализ, обобщение и синтез. Третий вопрос предполагает знание текста, умение его анализировать, делать соответствующие выводы.

   Каждый дидактический материал дополняется отрывками из писем, дневников писателя,  воспоминаниями современников, отрывками из критических статей. Это позволяет более полно представить эпоху, в которой жил и работал писатель, историю создания текстуально анализируемых произведений. Такое дополнение к основному дидактическому материалу для работы над произведением включается учителем в систему комментированного чтения, анализа художественных произведений. Таким образом, его функция – восполнение недостающих элементов знаний у обучающихся, способ помочь им при работе.

  Для работы по данному дидактическому материалу обучающиеся могут быть распределены и на группы различной степени подготовленности к обучению. Распределение осуществляется на основе таких признаков, как интерес к учению, к литературе как учебному предмету, уровень имеющихся знаний, характер затруднений, испытываемых при изучении конкретной темы и т.д. группы динамичны, их состав меняется характером учебных задач и изменяется на основе результатов контрольных работ, опроса, зачётов, сочинений, наблюдений учителя.

   Наличие в классе обучающихся разных групп по уровню подготовленности к восприятию нового материала предполагает различные по объёму, сложности и содержанию задания. Каждая группа работает по одному дидактическому материалу, анализируя один и тот же отрывок, отвечая на одни и те же вопросы, выполняет одни и те же задания.

   Изучение литературы предполагает размышление над прочитанным, установление художественной оправданности и внутреннего сцепления обстоятельств, формирование наблюдательности, воображения, способности учеников определять, для чего автор вводит ту или иную деталь, сцену. Всё это – важные условия изучения идейно-художественного богатства и смысла произведения. Более глубоко постигнуть суть литературного творения помогут систематические упражнения, проводимые учителем с помощью данного дидактического материала.

   Выполнение такого типа заданий формирует у обучающихся наблюдательность, умение в определенном порядке «выстроить» детали, характеризующие литературного героя, и на их основе глубже осознать мир чувств, мыслей, переживаний, интересов, страстей персонажа, оценить, как трансформируется его характер в столкновениях с другими героями и т.д.

   Данный дидактический материал стимулирует внимание к художественному образу, художественному языку, художественной детали. Работа с его помощью формирует умение обучающих связывать деталь с целым, выявлять её идейно-художественную значимость.

   Индивидуально-групповая работа, как правило, должна заканчиваться проверкой  и корректировкой полученных обучающимися знаний, умений и навыков; здесь уместны повторительно-проверочные беседы, контрольный опрос, тестовые задания и т.п.

 


Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

№ 1

  1. О чём говорят названия деревень, волостей, губерний?
  2. Составьте групповую характеристику крестьян-правдоискателей. Каково отношение крестьян к труду? Определите отношение крестьян к помещикам на примере встречи с Оболт-Оболдуевым. Подтвердите свои ответы текстом поэмы.
  3. На примере «пролога» и 1-й главы поэмы покажите бесправие, бедность народа пореформенной России. Как Некрасов показывает недовольство крестьян своей судьбой, их попытку разобраться в происходящем?

№ 2

  1. Обратите внимание на поэтические средства в картине спора крестьян: мягкий юмор, гиперболу, просторечные обороты речи и др. расскажите о поэтических средствах, характерных для всей поэмы.
  2. Приведите примеры использования автором метафор, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, гипербол, олицетворений, сравнений, близких УНТ.
  3. Покажите сочетание сказочного и реального в поэме. В чём смысл этого сочетания? Как поэтические средства помогают автору отразить в поэме основной общественный конфликт эпохи?

№ 3

  1. Прочитайте главу 3 (часть I). С помощью каких поэтических средств в портрете Якима Нагого выражена бедность крестьянина, тяжесть его труда? Какие типичные стороны крестьянской жизни воплощены в судьбе этого героя?
  2. Как показаны его духовные запросы и каковы они? Приведите примеры меткости и выразительности его речи.
  3. Как в образе Якима  отражено пробуждение сознания народа? Каково значение этого художественного образа в раскрытии идейно-художественного содержания поэмы?

№ 4

  1. В главе 3 (часть I) обратите внимание на отдельные реплики и мимолётные разговоры о людях, о людях, о картинах, о боронах и шлеях и т.п.
  2. Проследите, как приём многоголосия приоткрывает тайный смысл «освобождения» крестьян, выявляет подтекст поэмы (вспомните разговоры мужиков и баб, разъезжающихся с ярмарки).
  3. Каковы противоречия жизни «освобождённых» крестьян и как раскрываются они в этой сцене?

№5

 

  1. Внимательно прочитайте описания портретов Якима Нагого и помещика Утятина. Определите авторский тон и стиль в описании портрета помещика.
  2. Проследите, как сравнения придают эмоциональную окраску портрету. Каким образом выражается в этих портретах отношение поэта к своим героям? Каково отношение к Якиму крестьян, Веретенникова?
  3. Покажите мастерство автора в создании портретных характеристик в поэме.

№ 6

  1. Как мужики оценивают речь Якима Нагого? Над чем они размышляют? Что объединяет мужиков и Якима Нагого? Чем выделяется Яким из среды крестьян ( его поведение, поступки, рассуждения, судьба)?
  2. Проследите, как в страстном монологе этого героя раскрывается жизнь деревни в пореформенный период. Каково значение русского крестьянства в экономической жизни страны? Приведите факты, доказывающие справедливость утверждений Якима (при этом обратите внимание на приёмы ораторской речи героя: вопросы, восклицания, обращения, повторы)

Приложение 1

«Отечественные записки» сообщали: «… очевидно, что народ ваш не праздничает, а работает, и работает в настоящее время, по крайней мере, втрое более, чем работал во время крепостного права. И людям, болеющим о народном благе, должны были бы бросаться в глаза не праздники его, а то, отчего труд народа не спорится».

Соотнесите это высказывание с высказываниями Якма Нагого.

Сделайте вывод о положении крестьян в пореформенной России и о причинах тяжёлого положения народа. Аргументируйте свой ответ примерами из текста поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

№ 7

  1. Прочитайте главу «Счастливые». Как и почему меняется характер повествования в тех частях поэмы, которые посвящены Гирину? (сравните с тоном повествования в начале главы)?
  2. Какова история его жизни и как в ней раскрываются его прекрасные душевные качества, убеждения, отношение к простым людям? Почему народ поддерживает Ермила? Проанализируйте три эпизода: сбор денег на покупку мельницы, эпизод во время рекрутского набора, бунт в вотчине Обрубкова. Покажите на примерах, что в решительные моменты этот герой «и по уму, и по нравственным качествам выдающийся представитель крестьянской среды» (литературовед В.Евгеньев-Максимов)
  3. Соотнесите историю Ермила с проблемой счастья в поэме. В какой степени и как судьба героя решает эту важную нравственную проблему – понимание счастья?

№ 8

  1. Прочитайте главу «Савелий, богатырь святорусский». Обратите внимание на черты богатырства в портрете героя.
  2. Как раскрывается сила и мощь русского народа в рассказе Савелия о непокорности односельчан барину Шалашникову? Обратите внимание на условно-обобщённый образ народа-труженика в рассказе героя.
  3. Сопоставьте тему богатырства народа в главе о Савелии с характеристикой тружеников, даваемой Якимом Нагим (см. главу «Пьяная ночь»). Что сближает Савелия с былинным богатырём?

№ 9

  1. Сравните высказывания Савелия и самого автора о богатырстве русского народа.

Савелий:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие

Прошли по ней – сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной…

Всё терпит богатырь!

Автор:

…ни работою,

Ни вечною заботою,

Ни игом рабства долгого,

Ни кабаком самим

Ещё народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Когда изменят пахарю

Поля старозапашные,

Клочки в лесных окраинах

Он пробует пахать.

Работы тут достаточно,

Зато полоски новые

Дают без удобрения

Обильный урожай.

  1. Объясните, к чему сводится понимание богатырства Савелием? Отметьте народно-поэтическую образность его высказываний. Какие стороны внутреннего мира героя раскрываются в них.
  2. Найдите в высказывании автора изображение крестьянского труда и быта. Как передаётся отношение автора к народу? На чём основана вера поэта в могущество и одарённость русского народа, в его будущее? Приведите примеры событий из народной и сцены из частной жизни героев поэмы и т.п., поэтически обобщающих душевное богатство, ум, талантливость народа.

№ 10

  1. Проанализируйте отрывок из главы «Последыш» - об Ипате, дворовом человеке князей Утятиных.

«Не может барских милостей

Забыть Ипат!..» - пишет автор.

Что вкладывает поэт в выражение «барские милости»? чем оборачиваются барские милости для дворового? Как он их воспринимает? В чём видит своё предназначение?

  1. Какими художественными средствами пользуется поэт для создания образов холопов? Как художественные средства связаны с выражением сущности образа?
  2. Что осуждает автор в таких людях, как Ипат?

№ 11

  1. Вспомните историю Глеба-старосты. В чём видят крестьяне самый страшный грех? Чем объясняются потупки Глеба?
  2. Проанализируйте рассказ «Про холопа примерного – Якова верного». В чём причина его добровольного холопства? Какова судьба Якова верного?
  3. Составьте групповую характеристику крестьян-холопов.

№ 11

  1. Прочитайте из третьей части поэмы отрывок «Крестьянка»
  2. Какова история жизни Матрёны Тимофеевны? Знает ли она счастье в родительской семье, во взаимной любви? В чём чудесный талант  её редкой, недюжинной натуры? Что позволило ей не сломиться под тяжестью трагических событий? Каковы черты её духовного облика? Имели ли основание односельчане Матрёны Тимофеевны указать на неё как на счастливую? Почему?
  3. Как сочетать мнение односельчан с её словами:

«Ключи от счастья женского

Заброшены, потеряны у бога самого»?

№ 12

  1. Прочитайте легенду «О двух великих грешниках». Раскройте идейный смысл легенды.
  2. Почему мысль о народном возмездии передана автором в виде сказания?
  3. Приведите примеры иносказаний. Почему автор пользуется «эзоповым языком»?

№ 13

  1. Прочитайте главу «Помещик». Что можно сказать об Оболт-Оболдуеве по его портрету? Как он относится к крестьянам?
  2. Проследите особенности речи Оболт-Оболдуева. (О чём свидетельствует его пристрастие к иностранным словам и выражениям) Как в речи персонажа проявляются особенности его характера?
  3. Каковы его интересы, занятия, образ жизни? Типичны ли они для русского помещика?

№ 14

  1. Почему Оболт-Оболдуева раздражают «писаки праздные», «проповедники»? кого он имеет в виду? Каково его отношение к просвещению, труду?
  2. Определите отношение автора к помещику. Подтвердите свои рассуждения текстом поэмы.
  3. Какими изобразительными средствами пользуется Некрасов при создании образа Оболт-Оболдуева? Покажите на примерах, как художественные средства помогают поэту выразить главное в образе Оболт-Оболдуева.

№ 14

  1. Прочитайте главу «Пир – на весь мир». В чём смысл посвящения этой части поэмы С.П. Боткину, известному врачу и общественному деятелю.
  2. Какова биография Гриши Добросклонова  и как она его характеризует? В чём его сила как народного заступника? В чём, по мнению Гиши, подлинное счастье? Разделяет ли его точку зрения автор?
  3. Пользуясь текстом поэмы и особенно текстом её завершающей части («Пир на весь мир), раскройте оптимизм произведения «Кому на Руси жить хорошо».

№ 15

  1. Каковы основные проблемы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
  2. В чём её актуальность для современников поэта?
  3. Чем интересно это произведение для читателей последующих поколений?

№ 16

  1. Покажите поэтическое мастерство Некрасова в обрисовке художественных образов.
  2. Как особенности портрета, характера, языка героев Некрасова.

№ 17

Исследуйте органическую связь поэмы с устным народным творчеством:

  1. Найдите в поэме отголоски народных песен, легенд, сказаний, причитаний, плачей; приведите примеры пословиц, поговорок, загадок, примет, поверий, которые ввёл в свою поэму Некрасов.
  2. Покажите использование поэтом сказочных и былинных элементов, а также лирических песен.
  3. Покажите близость к УНТ изобразительных средств, которыми пользуется поэт (повтор, зачин, постоянные эпитеты, отрицательные сравнения, параллелизмы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Урок-зачет по поэме Н.А.Некрасова разработан на основе технологии творческого развивающего обучения для учащихся 10-х классов.Учених должен уметь анализировать, воспринимать, сравнивать и творчески во...

Материал для изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.Конспект урока литературы.10 класс

Урок литературы в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова."Кому на Руси жить хорошо". Это 1 первый урок из системы уроков по поэме-эпопее "Кому на Руси жить хорошо".Урок разработан в соотвествии с технологие...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов....

Урок по литературе Н.А Некрасов. Поэма Кому на руси жить хорошо. Образ крестьян и помещиков в поэме

Тема урока: «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства». Цели урока: Образовательные: ...

Проверочная работа по поэме Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

проверочная работа по поэме нг. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...