Материал для изучения романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в вечерней школе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Оришева Елена Евгеньевна

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания.  Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.    Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.    Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.

  В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

   Целенаправленно организованная самостоятельная работа обучающихся вечерней школы осуществляется с учетом индивидуальной литературной и читательской подготовленности с опорой на личный жизненный опыт.

   Самостоятельная работа обучающихся с текстом произведений – условие, которое обеспечивает успешное проникновение школьников в авторский замысел, постижение ими всей глубины смысла литературного произведения. В этом случае, естественно, исключается усвоение выводов о произведении только на основе оценочных суждений, почерпнутых в учебнике или литературно-критических статьях.

   Успех самостоятельной работы учеников поможет учителю реализовать один из основных принципов обучения в вечерней школе – принцип индивидуализации обучения.

  Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций.

   Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности.

   Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений.

   В каждом дидактическом материале, как правило, три вопроса: первый требует распознавания, дифференциации и отбора материала, выявления существенного, главного и второстепенного, что способствует формированию начальных предпосылок для последующих оценочных суждений. Далее ученикам предлагаются вопросы и задания по элементам анализа. Чтобы на них ответить, необходимо понять и оценить смысл рассказанного автором. Этот вид работ, обусловленный целями анализа, поможет ученикам овладеть такими приемами мыслительной деятельности, как конкретизация, анализ, обобщение и синтез. Третий вопрос предполагает знание текста, умение его анализировать, делать соответствующие выводы.

   Каждый дидактический материал дополняется отрывками из писем, дневников писателя,  воспоминаниями современников, отрывками из критических статей. Это позволяет более полно представить эпоху, в которой жил и работал писатель, историю создания текстуально анализируемых произведений. Такое дополнение к основному дидактическому материалу для работы над произведением включается учителем в систему комментированного чтения, анализа художественных произведений. Таким образом, его функция – восполнение недостающих элементов знаний у обучающихся, способ помочь им при работе.

  Для работы по данному дидактическому материалу обучающиеся могут быть распределены и на группы различной степени подготовленности к обучению. Распределение осуществляется на основе таких признаков, как интерес к учению, к литературе как учебному предмету, уровень имеющихся знаний, характер затруднений, испытываемых при изучении конкретной темы и т.д. группы динамичны, их состав меняется характером учебных задач и изменяется на основе результатов контрольных работ, опроса, зачётов, сочинений, наблюдений учителя.

   Наличие в классе обучающихся разных групп по уровню подготовленности к восприятию нового материала предполагает различные по объёму, сложности и содержанию задания. Каждая группа работает по одному дидактическому материалу, анализируя один и тот же отрывок, отвечая на одни и те же вопросы, выполняет одни и те же задания.

   Изучение литературы предполагает размышление над прочитанным, установление художественной оправданности и внутреннего сцепления обстоятельств, формирование наблюдательности, воображения, способности учеников определять, для чего автор вводит ту или иную деталь, сцену. Всё это – важные условия изучения идейно-художественного богатства и смысла произведения. Более глубоко постигнуть суть литературного творения помогут систематические упражнения, проводимые учителем с помощью данного дидактического материала.

   Выполнение такого типа заданий формирует у обучающихся наблюдательность, умение в определенном порядке «выстроить» детали, характеризующие литературного героя, и на их основе глубже осознать мир чувств, мыслей, переживаний, интересов, страстей персонажа, оценить, как трансформируется его характер в столкновениях с другими героями и т.д.

   Данный дидактический материал стимулирует внимание к художественному образу, художественному языку, художественной детали. Работа с его помощью формирует умение обучающих связывать деталь с целым, выявлять её идейно-художественную значимость.

   Индивидуально-групповая работа, как правило, должна заканчиваться проверкой  и корректировкой полученных обучающимися знаний, умений и навыков; здесь уместны повторительно-проверочные беседы, контрольный опрос, тестовые задания и т.п.

 


И.С. Тургенев «Отцы и дети»

№ 1

  1. К какому времени относится действие романа «Отцы и дети»?
  2. Почему роман был злободневен?
  3. Что главное в романе – борьба поколений или борьба разных общественных групп?

Кого из действующих лиц можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»? Каково отношение писателя к «отцам» и «детям» и в чём это проявляется? (см. приложение 1)

Приложение 1

 

   Тургенев, определяя идейный смысл романа «Отцы и дети», утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему, если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно поэтому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». (Тургенев И.С. Собр.соч.в 12-ти т., т. 12, М., 1954, с. 340)

   В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал: «…вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения». (Тургенев И.С. Собр.соч.в 12-ти т., т. 12, М., 1954, с. 349)

   На материале романа докажите справедливость этих высказываний Тургенева.

№ 2

  1. Почему Тургенев открывает роман биографией Николая Петровича? Как характеризует Николая Петровича его прошлое?
  2. Выберите из 3-4 глав детали, характеризующие Николая Петровича как хозяина имения и раскрывающие его взаимоотношения с крестьянами.

Как вам представляется Николай Петрович с сыном, братом, Фенечкой? Каковы его личные качества, интересы, образ жизни, общественное положение?

№ 3

  1. В главах II, III, IV романа «Отцы и дети» выберите материал, характеризующий Базарова.
  2. Какова его внешность, манера держаться? Каковы убеждения Базарова, его принципы и правила жизни, линии поведения? Опишите портрет Базарова. Обратите внимание на его эмоциональность, как она проявляется в его словах, мимике, жестах?
  3. Какими художественными средствами пользуется Тургенев для характеристики своего героя?

№ 4

  1. В описании природы выделите детали, по которым можно судить о положении крестьян. Проследите основную мысль, к которой автор подводит читателя при описании пейзажа.
  2. Почему в пейзажах III главы автор избегает ярких, красочных эпитетов, рисующих жизнь природы?
  3. В чём секрет лаконизма повествования природы?

№ 5

  1. Прочитайте II. IV главы романа «Отцы и дети». Сравните портреты Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
  2. Как в описании внешности героев показана противоположность их образа жизни, взглядов, вкусов, привычек? Каков основной художественный приём, которым пользуется при этом Тургенев?
  3. Какова роль портреты в раскрытии образа литературного героя?

№ 6

  1. Прочитайте главы V-IX. С какой целью Аркадий рассказывает биографию Павла Петровича Кирсанова?
  2. Как прошлое характеризует П.П. Кирсанова?
  3. Каково отношение Базарова к фактам биографии П.П. Кирсанова?

№ 6

  1. Что такое афоризм?
  2. Объясните назначение афоризмов Базарова. Как они характеризуют его?
  3. С какими афоризмами можно согласиться, с какими – нельзя, почему? Обоснуйте своё мнение.

Примеры афоризмов: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что касается до времени – от чего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня»; «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем»; «Исправьте общество, и болезней не будет»; «Рафаэль гроша ломаного не стоит»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

№ 7

  1. На материале I-X глав романа Тургенева проанализируйте особенности речи Базарова: простоту, выразительность, близость к народной речи.
  2. Сопоставьте речь Базарова и братьев Кирсановых. Сделайте вывод.
  3. Проанализируйте диалоги героев. Определите  их значение в раскрытии идейного смысла романа.

№ 8

  1. Прочитайте V, VI, X главы романа «Отцы и дети». Обратите внимание на биографию Базарова. Каковы её особенности?
  2. Расскажите о занятиях Базарова, его отношении к труду.
  3. Какой круг русской молодежи 60-х годов представляет Базаров? Докажите свои соображения с помощью приложения 2,3.

Приложение 2

  1. Познакомьтесь с высказыванием Д.И. Писарева о роли естествознания в жизни общества. «Не имея возможности переделать жизнь, люди вымещают своё бессилие в области мысли, там ничего не останавливает разрушительной критической работы; суеверия и авторитеты разбиваются вдребезги, и миросозерцание совершенно очищается от разных призрачных представлений». ( Писарев Д.И. Соч.в 4-х т.,  т.2, 1955, с. 19)
  2. Подумайте, каковы могли быть последствия развития естественных наук для России того периода.

Приложение 3

Л.Н. Толстой в повести «Юность» (гл. «Новые товарищи) пишет о разночинцах и отношении к ним своего героя : «Я … колебался между уважением к ним, к которому располагали меня их знания, простота, честность и поэзия молодости и удальства, с другой стороны, - между отталкивающей меня их непорядочной внешностью… Раз я хотел похвастаться перед ними своими знаниями в литературе, в особенности французской, и завёл разговор на эту тему. К удивлению моему, оказалось,  что … они читали гораздо больше меня, знали, ценили английских и даже испанских писателей, про которых я тогда и не слыхивал. Пушкин и Жуковский были для них литература… Они… гораздо лучше и яснее говорили о литературе, чем я,  в чём я не мог не сознаться. В знании музыки я тоже не имел  перед ними никакого преимущества… Одним словом, всё, чем я хотел похвастаться перед ними,  … они знали лучше меня и нисколько не гордились этим…

   Простота их обращения доходила до грубости, но под этой грубой внешностью был постоянно виден страх хоть чуть-чуть оскорбить друг друга…

   В обращении между собой они были так осторожны и деликатны, как только бывают очень бедные и очень молодые люди». (Толстой Л.Н. Собр.соч., т. 1. М., 1958. С. 329-330)

  1. Что общего и различного в описании разночинцев Л.Н. Толстым и И.С. Тургеневым?
  2. Сопоставьте отношение к разночинцам герое повети «Юность» и романа «Отцы и дети».

№ 9

Дайте комментарий к Х главе. Проследите:

- каково поведение героев?

- как проявляются их эмоции в словах, жестах, мимике?

- как выражается авторское отношение к действующим лицам?

№ 10

  1. Важен ли в споре вопрос об аристократии?

Какое значение вкладывает каждый из спорящих в слово принцип? Каково отношение спорящих к существующим в России порядкам? Каковы отношения героев с народом? В чём уязвимость взглядов Базарова?

  1. И.С. Тургенев считал, что «писатель должен быть психологом, но тайным…». Как вы понимаете это высказывание?
  2. Раскройте на материале Х и других глав романа «тайный психологизм» И.С. Тургенева?

№ 11

  1. Сопоставьте сравнительную характеристику Базарова и П.П. Кирсанова по следующему плану:

А) происхождение, социальная принадлежность;

Б) материальное положение, степень образованности;

В) портрет;

Г) речь;

Д) привычки, занятия;

Е) интересы, образ жизни;

Ж) убеждения;

Отношение друг к другу.

№ 12

  1. Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет сцена дуэли?
  2. На чьей стороне симпатии автора? Как они выражаются? Каково отношение к дуэли героев и автора?

№ 13

  1. Каковы мысли и чувства каждого участника дуэли? Как они выражаются в их речи и поведении?
  2. Как выражено в этом отрывке отношение автора к происходящему? Сопоставьте оценку всей этой сцены Тургеневым и Базаровым?
  3. На материале этой сцены покажите острый иронический склад ума, хладнокровие  Базарова.

№ 14

  1. Каково отношение Базарова к любви, к женщине?
  2. Какие черты личности Базарова раскрываются в его отношении к Одинцовой?
  3. Что даёт анализ взаимоотношений Базарова и Одинцовой для понимания романа в целом, для уяснения авторской позиции?

№ 15

  1. Прочитайте и проанализируйте главу XXVI. Как базаров характеризует жизнь революционеров? Прав ли он в своей оценке?
  2. Что заставило Аркадия примкнуть к нигилистам? Какую оценку даёт Базаров своему другу? Искренне ли Аркадий разделял взгляды Базарова? Руководствовался ли ими в жизни?
  3. Каким образом обнаружилось различие их взглядов на жизнь? Почему распалась их дружба?

№ 16

  1. Прочитайте и проанализируйте XX-XXI главы романа.
  2. Как сцена встречи с сыном характеризует стариков Базаровых, их отношение к сыну, к его другу?
  3. Обратите внимание на интонации, стиль и смысл речи Базарова. Выражает ли речь Евгения подлинное его отношение к родителям? Каково оно на самом деле?

№ 17

  1. Д.И. Писарев утверждал: «Умереть так, как умер Базаров – всё равно, что сделать великий подвиг». Что побудило критика так оценить последнюю сцену?
  2. Каковы ведущие свойства Базарова как литературного типа и чем они обусловлены?
  3. Что, по мнению Писарева, управляет поступками Базарова?

№ 18

  1. Прочитайте и проанализируйте XXVIII главу. Сделайте вывод о закономерности семейной картины, изображённой в этой главе.

И.С. Тургенев писал: «…все улыбались… всем было немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавной предупредительностью, точно все согласились разыгрывать какую-то простодушную комедию». Как вы понимаете смысл этой фразы?

  1. Закономерна ли судьба героев в эпилоге романа? В чём смысл сопоставления семенной картины (начало XXVIII главы) и описания сельского кладбища, стариков Базаровых?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Материл для изучения пьесы А.Н. Островского "Гроза" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.    Целенаправленно орган...

Материал для изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в вечерней школе

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной  и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений.   В условиях современной жизн...

Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный ...

Индивидуальный и дифференцированный подход в изучении русского языка к длительно болеющим детям в школе санатоия.

В статье излагается основы индивидуальной и дифференцированной работы с детьми, находящихся в учреждениях здравоохранения, с отрывом от основного места обучения. Материал основан на авторской ме...

Методическая разработка по изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Этапы изучения.

Методическая разработка по изучению романа Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе. Этапы изучения....