Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный материал для раширения словарного запаса учащихся со сложной структурой дефекта с целью развития их мыслительной деятельности и дальнейшей социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации и лексический материал
к изучению словарных слов в 6 классе
с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта
В школах VIII вида обучаются дети с проблемами в развитии, у которых основным нарушением является интеллектуальная недостаточность. Нарушения речи у данной категории детей встречаются очень часто и имеют стойкий характер, что отрицательно сказывается на эффективности их обучения. Недоразвитие познавательной деятельности приводит к трудностям в формировании лексики учащихся с нарушением интеллекта, к трудностям в овладении активным и пассивным словарём.
В начальной школе во 2-4 классах учащиеся школ VIII вида, научившись читать и писать, приступают к изучению словарных слов. Ученики запоминают их написание: учатся правильно произносить и читать словарные слова, грамотно писать и использовать в устной и письменной речи.
В старшей школе в 5-9 классах идёт дальнейшее формирование активного словаря учащихся с нарушением интеллекта, при этом привлекается более обширный лексический материал, а знания словарных слов используются на других предметах школьного курса.
Ниже представлен лексический материал, а также методические рекомендации, которые могут быть использованы учителями школ VIII вида на уроках русского языка. Собирался данный материал для расширения словарного запаса учащихся со сложной структурой дефекта с целью развития их мыслительной деятельности и дальнейшей социальной адаптации.
Дети со сложной структурой дефекта – это особые дети. У них синдром РДА (раннего детского аутизма) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и различными неврологическими нарушениями. При обучении таких детей необходимо учитывать характерные особенности ребёнка с аутизмом и ребёнка с нарушением интеллекта.
Как отмечают исследователи (Матасов Ю.Т., Исаев Д.Н.,Воронкова В.В, Р.И.Лалаева и др.), нарушение речи детей с интеллектуальной недостаточностью носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. К особенностям лексики относятся: бедность словаря, неточность определения слов, преобладание пассивного словаря над активным, трудности актуализации словаря.
При аутизме, как и при нарушении интеллекта, у детей происходит поражение лобных долей мозга, что приводит к нарушению работы всего головного мозга (нарушается система). Группа детей, страдающих аутизмом, характеризуется качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении, а также чрезвычайно ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.
Мозг аутичного ребёнка не может дифференцировать главное и второстепенное, для них важна привязка к знакомому, предсказуемому. Мышление у аутичного ребёнка конкретное, обобщений не понимают. Память механическая, могут запомнить обширный материал, не понимая смысла.
Обучение русскому языку (в частности изучение словарных слов) учащихся со сложной структурой дефекта носит коррекционную и практическую направленность.
Главное – расширить активный словарный запас учащихся со сложной структурой дефекта, добиться понимания толкования слов и практического применения пройденных слов в обучении и общении.
Словарную работу с данной категорией детей следует проводить систематически, желательно, в один и тот же день, в одной и той же форме, учитывая особенность детей аутистов к стереотипии.
Принципы изучения словарных слов:
-системность (изучение слова в системе русского языка)
-цикличность (изучение по единой схеме с периодическим повторением)
-наглядность (использование наглядного и иллюстративного материала)
-индивидуальность (использование раздаточного материала: карточки со словами для индивидуальной работы)
-межпредметность (связь с другими предметами в школе)
-результативность (проведение проверочных работ и итоговых контрольных словарных работ в конце каждой четверти и в конце года)
Учителем проводится обширная предварительная работа, включающая в себя:
-изучение специальной литературы об особенностях детей со сложной структурой дефекта
- изучение методической литературы по усвоению учащимися словарных слов
-диагностика речевого развития учащихся
-изучение словарей: толкового, словообразовательного, этимологического, словарей синонимов, антонимов.
-подготовка специальных словарных статей на каждое изучаемое слово по определённой схеме (см. ниже)
-подготовка необходимого наглядного и иллюстративного материала
-подготовка раздаточного материала
-изготовление карточек со словарной статьёй для индивидуальной работы (карточки распределены по уровням учащихся)
Словарная статья, подготавливаемая учителем, выглядит следующим образом (содержание статьи даётся на уроке не в полном объёме, это зависит от уровня учащихся):
- Изучаемое слово в И.п. единственного числа или множественного числа
- Примеры словосочетаний
- Толкование слова (иногда даётся два значения слова, но не больше)
- Однокоренные слова (с выделением корня)
- Слова-синонимы (зависит от уровня учащихся)
- Слова-антонимы (зависит от уровня учащихся)
- Этимология слова (зависит от уровня учащихся)
8) Предложения с изучаемым словом (поговорки, пословицы)
Работа над словарным словом проводится по определённой схеме (учитывается особенность аутистов привязываться к чему-то знакомому):
- Чтение слова учителем или рассматривание предметной картинки с изображением слова и называние его. По возможности лучше использовать непосредственно сам предмет (тактильное узнавание и запоминание), если изучаемое слово имя существительное. Здесь необходимо учитывать особенность детей аутистов каждый новый предмет воспринимать как совершенно новый, не признавать обобщений.
- Запись слова в словарик (в отдельную тетрадь).
- Орфографическая работа над словом: выделение ударения, подчёркивание гласных букв, которые нужно запомнить, а затем (если необходимо) согласных букв; деление слова на слоги, деление для переноса.
- Запись толкования слова с примерами (материал даётся в сжатой форме, используются только понятные слова и выражения). Например: Семена – это зёрна для посева (семена пшеницы, семена укропа).
- Запись однокоренных слов, доступных пониманию учащихся (если слово непонятно, даётся устное или письменное его толкование). Например, смородина – смородинка, смородиновый (куст), смородинное (варенье). Повторение темы «Состав слова».
- Запись синонимов (слов, близких по значению) - даётся не для всех учащихся (зависит от уровня).
- Запись антонимов (слов с противоположным значением) – также даётся не для всех учащихся.
- Запись этимологии слова (происхождения) в очень краткой форме или устное сообщение учителя. Эта часть словарной работы развивает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью познавательный интерес (цель запоминания происхождения слов не преследуется).
- Составление и запись предложений со словарным словом. Применение методики незаконченного предложения, вставка пропущенного слова в предложении, восстановление деформированного предложения, запись предложения под диктовку и т. д.
- Домашнее задание: рисунок или выполнение небольшой проверочной работы.
Работа над словарным словом в таком объёме занимает на уроке достаточно много времени, поэтому на примере данного словарного слова и с использованием данного слова изучаются и другие темы предмета: грамматика, развитие речи и т.д.
Например: а) определить род и число существительного «богатство», просклонять его; б) написать мини-сочинение по картине «Лес – наше богатство».
Необходимо использовать практическое применение словарных слов: напиши адрес на конверте, напиши поздравительную открытку, записку, объявление и т.д.
Любой занимательный материал со словарными словами (кроссворды, ребусы, загадки) развивает познавательный интерес и позволяет в игровой форме подвести итоги работы.
Часть словарных слов распределены по тематике предметов, изучаемых в школе (межпредметное взаимодействие). Например, «солдат», «медаль», «командир» - урок истории; «семена», «смородина» - урок естествознания; «океан», «экватор» - урок географии и т.д.
Для контроля усвоения словарных слов целесообразно проводить небольшие проверочные работы (повторение 4-5 изученных слов), использовать методику незаконченного предложения. Вариант проверочной работы после изучения четырёх словарных слов (середина, договор, выкройка, богатство) выглядит так:
Проверочная словарная работа
- Вставь пропущенные буквы: с…р…дина, д…г…вор, выкр…йка, б…гатство.
- Допиши предложения:
Равный промежуток между частями – это __________________.
Соглашение между людьми – это _____________________________.
Образец для кройки – это ___________________________.
Много имущества, денег, изобилие – это ____________________.
- Напиши однокоренные слова к слову богатство
____________________________________________________________
____________________________________________________________
- Вставь изученные слова в предложения:
Мы нашли __________________ отрезка.
Мальчики и девочки заключили _________________ о дружбе.
По _____________________ удобно кроить фартук.
Лес – наше _______________________ .
В конце каждой четверти и в конце года по такому же принципу, но с привлечением большего материала проводится контрольная словарная работа.
Контрольная словарная работа
за I четверть
для учащихся 6 класса
(вариант учителя)
- Вставить пропущенные гласные буквы: х…зяин, ф…нера, с…м…на, с…йчас, т…перь, т…л…грамма.
- Вставить пропущенные согласные буквы: муж…ина, жен…ина, анте……а, телегра…….а, ко…….унист, пе……он, се…час.
- Объяснить лексическое значение слов (слова читаются учителем!)
Пе(рр)он – это…(платформа на вокзале)
С(е)м(е)на – это…(зёрна для посева)
Ф(а)нера – это…(тонкие листы древесины)
- Дописать предложения:
Срочное сообщение, которое передают по почте, и бланк с таким сообщением – это…(телеграмма).
Владелец, глава дома – это…(хозяин).
- Вставить в предложения пропущенные слова: с…м…на, с…йчас.
Людмила Владимировна ___________(сейчас) придёт!
Для огорода бабушка купила ___________(семена) укропа.
- Записать однокоренные слова, выделить корень:
Хозяин, …(хозяйка, хозяюшка, хозяйство, хозяйничать, хозяйственный, хозяйский).
- Записать под диктовку предложения, словарное слово подчеркнуть:
Без хозяина дом сирота.
Пассажиры вышли из поезда на перрон.
На крыше установили новую антенну.
Таким образом, изучение словарных слов на уроках русского языка с учащимися со сложной структурой дефекта по данной методике способствует:
-коррекции познавательной деятельности учащихся
-расширению пассивного, а, главное, активного словаря учащихся
- формированию речи как средства общения
- систематизации знаний грамматики русского языка
-межпредметному взаимодействию внутри образовательного учреждения
-развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления
-повышению грамотности учащихся
-адаптации учащихся в социуме и в образовательном учреждении среди других учащихся
Главное, овладение системной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность учащихся школ VIII вида, что, несомненно, окажет влияние на эффективность их обучения и дальнейшую социальную адаптацию.
Словарь 6 класс
Список необходимых для изучения словарных слов взят из
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (2000г.)
Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 кл.спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. -М. «Просвещение», 2006.
Всего — 52 слова
Словарная статья:
- Лексическое значение слова (толкование слова)
- Примеры словосочетаний
- Однокоренные слова (выделение корня подчёркиванием) по частям речи
- Синонимы, антонимы
- Этимология слова
- Употребление в предложении, устойчивые выражения, пословицы, поговорки
Агроном
- Специалист по сельскому хозяйству (урок естествознания).
- Спросить совета у агронома; толковый агроном (т.е. знающий своё дело).
- Агрономша (прост.); агротехника, агролаборатория (относятся к сельскому хозяйству); агрокомплекс (относится к сельской местности) – агропромышленный комплекс; агрономия – наука о выращивании сельскохозяйственных культур, агрономический.
- Синоним: полевод
- Заимств. из франц. яз. в первой трети XIX в. Франц. agronome образовано на основе греч. agros «поле, пашня, земля» и nomos «закон». Агроном буквально — «знающий законы земледелия». (Школьный этимологический словарь русского языка)
6. У хорошего агронома и урожай огромный.
Антенна
1. Часть радио- и телевизионной установки для излучения радиоволн при передаче
2.Антенна у телевизора, новая антенна.
3. Антенный
4. -
5. Этимология: от лат.antenna
6. На крыше установили новую антенну.
Апельсин
1. Цитрусовое дерево и сочный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета (урок естествознания).
2. Вкусный апельсин; много апельсинов (мн.ч. - !).
3. Апельсинная корка; апельсиновый сок, апельсиновый цвет (оранжевый, цвета кожуры зрелого апельсина), апельсинчик.
4. –
5. Происходит от нидерл. appelsien от sinaasappel — китайское яблоко.
6. Сегодня в столовой мы ели апельсины. Апельсинные корки убирали дежурные.
Апельсин больше, чем мандарин.
Балкон
1. а) выступающая из стены здания площадка с перилами, решёткой б) верхний или средний ярус в зрительном зале
2. Выйти на балкон; купить билеты на балкон
3. Балконный (балконная дверь).
4. -
5. Происходит от итал. balcone, из древневерхненем. balko «балка». Русск. балкон с 1725 г. заимств. из нем. balkon или франц. balcon
6. Вечером с балкона можно наблюдать заход солнца.
В театре мы с мамой купили билеты на балкон.
Богатство
1. а) Много имущества, денег; б) изобилие
2. а) народные богатства, семейные богатства б) богатство урожая
3. богатый, богатенький, богато, богач, разбогател, обогатился.
4. Синонимы: обеспеченность, изобилие; роскошь; Антонимы: бедность, нищета.
5. Слово общеславянского происхождения, образовано от «богъ» - богатство, имущество, доля (из сл. В.И.Даля)
6. Лес – наше богатство.
Не с богатством жить, с человеком (пог.)
Богатый урожай картофеля ожидает нас в этом году.
Выкройка (ударение – на 1 слоге)
- Образец для кройки (урок швейного дела).
- Бумажная выкройка; выкройка воротника
- Кроить, выкроить; кройка; выкроечный.
- –
- Слово общеслав. происх. выкрайня (арх.) , (уд. на 1 сл.)- крайняя полоса пашни (из словаря В.И.Даля).
- Кроить по выкройке очень удобно и быстро.
Вытачка
1. Небольшая сужающаяся складочка, застрачиваемая с изнанки, чтобы ушить одежду по фигуре (урок швейного дела).
- Глубокая вытачка; маленькая вытачка.
- Вытачать (тачать – шить сквозной строчкой); вытачанный; стачать, стачанный, стачной.
- Синоним: складочка
- -
- На этом платье нужно сделать маленькую вытачку.
Гербарий
1. Коллекция засушенных растений (урок естествознания).
2. Гербарий из осенних листьев
3. Гербарный (альбом)
- -
- Заимств. в начале XIX в. из нем. яз., в котором Herbarium < лат. herbarium — суф. производного от herba «трава»
- В парке дети собрали осенние листья для гербария.
Депутат
- Выборный человек от партии.
- Народный депутат России; депутат от партии «Единая Россия».
- Депутатка (разг.); депутатский (мандат=документ);
- Синоним: делегат, представитель.
- Заимств. в XVII в. из нем. яз., в котором Deputat восходит к лат. deputatus, суф. производному от deputare «назначать». Депутат буквально — «назначенный»
- Народный депутат России должен помнить о благе народа.
Директор (мн.ч. – уд.на последнем слоге – директора).
1. Руководитель предприятия, школы.
2. Директор школы; директор фабрики.
3. Директорский (кабинет); дирекция (управление), директорствовать.
4. Синонимы: руководитель, администратор.
5. Этимология. Заимствовано из нем. языка: « director» в значении «управлять, приводить в порядок».
6. Директора нашей школы зовут Алёна Владимировна.
Кабинет директора находится на первом этаже.
Добыча
- Добытое добро (то, что приобретено)
- Военная добыча, добыча льва; добыча руды, нефти; добыча денег
- Добытчик, добывальщик; добычливый, добывчивый; добыть, добывать.
- Синонимы: добывание, доставание, промысел, приобретение
- Из словаря В.И.Даля: добыча, а встарь и добытие – добытое добро или добыток, добытое торговлей или трудами имущество происходит от гл. добыть (добывать).
- Для постройки дома нужно сначала добыть инструмент.
Добычей льва стал маленький кролик.
Для нашей страны добыча нефти очень важна.
Договор (ударение на 3 слоге), договора (послед.слог), договоров(послед.слог)
- Письменное соглашение о взаимных обязательствах
- Заключить или нарушить договор; мирный договор
- Договорный; договорённость; договориться.
- Синоним: соглашение.
- Происходит от глагола «договориться», из «до» и «говорить» от праслав. формы.
- Вам необходимо заключить договор при приёме на работу.
На работе заключают трудовое соглашение — договор.
Договор дороже денег (погов.).
Женщина
- а) Лицо, противоположное мужчине по полу б) Лицо женского пола, вступившее в брачные отношения
- а) женский пол б) женский день
- Женский (характер, ласка, род), женственная (внешность), жена.
- Синонимы: дама, леди. Антоним: мужчина.
- Происх. из древнеслав. от существительного жена, далее от праслав. формы *žena.
- Женщина равноправна с мужчиной.
Мужчину мужество красит, а женщину женство или женственность (посл.).
Восьмого марта мужчины поздравляют женщин.
Инженер (мн.ч. – уд. на 3 слоге, там же – инженеры).
- Специалист с высшим техническим образованием.
- Военный инженер; горный инженер.
- Инженерша (прост.); инженерский (стол); инженерные (войска); инженерия (инженерное дело).
- Синоним: технарь.
- Заимств. в XVII в. из польск. яз., где inżynier — «врожденная способность, дарование, ум, изобретательность».
- В военном училище Санкт-Петербурга учат на военного инженера.
Мой папа — инженер.
Интересный
1. а) Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный
б) Красивый, привлекательный
2. Интересный рассказ, интересный спектакль; интересная внешность, интересный молодой человек.
3. Интерес – особое внимание к чему-либо; интересовать (его интересует техника); интересоваться (интересоваться театром), заинтересованный.
4.Синонимы: Занимательный, увлекательный, захватывающий; занятный, любопытный. Антонимы: Скучный, неинтересный.
5. Образовано от нем. сущ. в значении «полезный, выгодный». Значение «занимательный, увлекательный» появилось позднее.
6. В школе ребята прочитали интересный рассказ про животных.
К нам подошёл интересный молодой человек.
Календарь
- а) таблица или книжка с перечнем всех дней в году б) распределение по времени отдельных видов деятельности
- б) отрывной календарь, настольный календарь, настенный календарь; в) календарь занятий, календарь футбольных игр.
- Календарный (год); календарик (прост.), календарник – составитель календарей (по В.И.Далю).
- Синоним: численник
- Восходит к латинскому calendae, календы, у римлян «календы» - первый день месяца (словарь В.И.Даля).
- Нам подарили красивый настенный календарь.
Календарь занятий на месяц лежит на моём столе.
Кефир (только ед.ч.)
- Кисломолочный напиток.
- Жирный кефир; нежирный кефир.
- Кефирный (напиток).
- –
- Происходит от кавказск.
6. В магазине мы купили нежирный кефир для бабушки.
Командир
1. а) Начальник воинской части или военного корабля б) Тот, кто командует
2. а) Командир полка; командир крейсера б) Командир среди друзей
3.Командирша (разг.); командирский (приказ, тон); командировать (отправить с поручением); командировка.
4. Синоним: начальник, шеф. Антоним: подчинённый.
5.Происходит от франц. commandeur «командор». Заимств. через нем. Kommandeur или прямо из франц. commandeur «командор».
6. Командир нашего корабля сильный и смелый человек.
Одна девочка в нашем классе любит быть командиршей.
Коммунист
1. Член коммунистической партии (урок истории).
2. Старый коммунист
3. Коммунистка, коммунизм (бесклассовое общество), коммунистический.
4. Синоним: марксист, большевик. Антоним: антикоммунист.
5. Происходит от франц. communiste и далее от лат. communis «общий».
6. Старый коммунист крепко держал древко красного знамени.
В годы Великой Отечественной войны коммунисты шли в атаку первыми.
Конфета
1. Сладкое кондитерское изделие в виде плиточки, шарика, батончика.
2. Вкусная конфета, шоколадная конфета, конфета в обёртке.
3. Конфетка, конфеточка; конфетница - вазочка для конфет; конфетный (аромат).
4. –
5.Итальянское слово «konfetto» заимствовано из латинского языка, что означало – лекарство, пилюля. Кто же сейчас откажется от такого вкусного лекарства? (Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника - СПБ, 2005).
6. В магазине мы купили шоколадные конфеты к празднику.
Космонавт
1. Специалист, совершающий полёт в космос (см. слово «космос» - 5 кл.).
2. Лётчик-космонавт
3. Космос; космодром; космический; космонавтика – теория и практика полётов в космос.
4. Синонимы: астронавт, звездоплаватель.
5. Образовано от греческих слов: «kosmos» - мир; «nauytes» - моряк, плаватель.
6. Имя первого в мире космонавта Юрия Гагарина знают все.
Лётчик-космонавт вышел на околоземную орбиту.
Мавзолей
- Большое надгробное мемориальное (памятное) сооружение (урок истории).
- Мавзолей Ленина в Москве
- Мавзолейный (зал).
- -
- Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где mausolée восходит к греч. Mausōleion «гробница карийского царя Мавзола» (по своему великолепию считалась одним из семи чудес света).
- В Москве мы с родителями были у мавзолея В.И.Ленина. У красного мавзолея мы сфотографировались.
Мандарин
1. Цитрусовое дерево и сочный сладкий плод с мягкой оранжевой кожурой (урок естествознания).
2. Ароматный мандарин; купить килограмм мандаринов.
3. Мандаринная (корка); мандариновое (дерево).
4. –
5. Заимств. из франц. яз., где mandarine < исп. naranja mandarina «апельсин мандаринский». Плод, вероятно, получил свое имя по высокому («мандаринскому») «сану»
6. Запах мандаринов напоминает нам о празднике.
Мандарин меньше, чем апельсин.
Материя
- Ткань для шитья (урок швейного дела).
- Шерстяная материя; шёлковая материя.
- Матерчатый (переплёт) – сделанный из ткани;
- Синоним: материал.
- Заимств. в XVII в. из лат. яз., где materia «материя, ткань».
- Для платья мама купила шелковой материи.
В школьной швейной мастерской есть разные материи.
Медаль
- Знак отличия (урок истории).
- Медаль «За трудовую доблесть»; золотая медаль; медаль «За оборону Ленинграда».
- Медалист (человек, который награждён медалью); медальное (удостоверение).
- -
- Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где médaille - «металл».
- Мой дедушка хранит медаль своего отца «За оборону Ленинграда».
Наша одноклассница получила золотую медаль на соревнованиях по фигурному катанию.
Мужчина
- а) Лицо, противоположное женщине по полу б) Взрослый человек, в отличие от мальчика, юноши
- а) Мужской пол; Вести, как мужчина (Будь мужчиной!) б) Стать мужчиной
- Мужчинка (уменш.) , мужской, мужчинский(прост.)
- Синонимы: мужик, дядя. Антоним: женщина.
- Происходит от существительного муж, далее от праслав. формы *mǫžь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. Мужь.
- Мой папа — настоящий мужчина.
Веди себя так, как подобает мужчине!
Оборона
- а) защита, отражение нападения противника; б) система оборонительных сооружений (урок истории)
- а) оборона крепости, оборона Ленинграда; б) прорвать оборону врага.
- Оборонять (защищать); оборонный; оборонительные (бои, сооружения); обороноспособность.
- Синоним: защита. Антоним: нападение, наступление, атака.
- Образовано от общеславянского «oborti» - побороть.
- Во время блокады в Ленинграде строили оборонительные сооружения.
Нашим войскам удалось прорвать оборону врага.
Океан
- Огромное водное пространство вокруг суши (урок географии)
- Северный Ледовитый океан; Тихий океан.
- Океанский (лайнер); океанические (птицы); океанавт – исследователь морских глубин; океанариум – бассейн с морскими животными и птицами; океанолог, океанология.
- Синонимы: (устар.) окиян, море. Антонимы: суша, твердь
- Происходит от др.-греч. ὠκεανός «море, океан». Ср.: др.-русск., ст.-слав. океанъ.
- На уроках географии мы читали про Северный Ледовитый океан.
Перрон
- Пассажирская платформа на железнодорожной станции
- Открытый перрон, закрытый перрон
- Перронный
- Синоним: платформа
- Заимств. в XIX в. из франц., яз., где perron — «скала, камень». Буквально — «платформа, замощенная камнем».
- Пассажиры вышли из поезда на перрон.
С. Я. Маршак «Человек рассеянный»: Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон...
Печенье (только ед.ч.)
- Сладкое кондитерское изделие из муки.
- Миндальное печенье; печенье с изюмом.
- Печеньице (ум.); глаголы - испечь, пекут.
- -
- Происходит от гл. печь, из праслав. формы *реktь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. печь, ст.-слав. пешть (κάμινος, σπήλαιον), русск. печь.
- Вкусное овсяное печенье купила тётя Зина к чаю.
Пожалуйста ( произношение –«лус»; неизм.)
- Выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на благодарность.
- Принесите, пожалуйста, словарь. Спасибо за чай. - Пожалуйста.
- -
- Синонимы: ради бога, будьте так любезны; не за что, на здоровье. Антонимы: нет, нельзя.
- Искон. Образовано с помощью -ста от пожалуй. (Ср. устар. спасибоста, здоровоста).
- Вынеси мусор, пожалуйста.
Рома, передай мне, пожалуйста, тетрадь.
Председатель
- Выборный руководитель организации или собрания
- Председатель товарищества собственников жилья; председатель собрания.
- Председательница (разг.); председательский; председательствовать;
- Синоним: Глава, руководитель
5.Искон. Суф. производное от председать «сидеть впереди, занимать первое место».
6.Наш председатель – честный и справедливый человек.
Предлагаю избрать председателем собрания Иванова Виктора Владимировича.
Прекрасный
- Очень красивый; очень хороший.
- Прекрасное лицо; прекрасное образование.
- Прекрасно (нар.), прекраснодушный – видит во всём прекрасное, приятное; краса, красивый.
- Синонимы: великолепный, замечательный; Антоним: ужасный.
- Заимств. из ст.-сл. яз. Прекрасный – весьма красный; весьма красивый, лепый, благообразный (из словаря В.И.Даля).
- Здесь открывается прекрасный вид на море.
У этого человека прекрасный характер.
Погода была ужасная, принцесса была прекрасная.
Рапорт
- Служебная записка для командира.
- Подать рапорт; рапорт командиру.
- Рапортичка (краткая ведомость); рапортовать (обратиться с рапортом), отрапортовать.
- Синонимы: сообщение, донесение.
- Происходит от франц. rapport
- Солдат подал рапорт своему командиру о происшествии.
Сейчас (нар.)
- В настоящее время, теперь; очень скоро, немедленно.
- Я сейчас занят. Сейчас приду. Он сейчас здесь был.
- –
- Синоним – теперь; антоним - потом
- Образовано от двух слов: 1) сей – это, на кого или на что указываю. До сего места, до сих мест. Быть по сему (царь). Потолковали о том, о сём. Сию минуту, сей момент сделаю. 2) час - от праслав. формы čаsъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. Часъ.
- См.выше
Семена (мн.ч.), семя (ед.ч.)
- Зёрна для посева (урок естествознания).
- пшеничные зёрна; огородные семена
- Семя, семечко (семечки), семенной
- Синонимы: зерно, зародыш.
- –Общеслав. от лат. semen «семя, потомок, род». Суф. производное (суф. -men, см. племя) от *sěti (> сети, см. сеять). Слово СЕМЯ было когда-то родственным слову СЕЯТЬ.
- Лучшие семена – пшеничные зёрна.
От семени дерево, от дерева плод, от плода семя (погов.).
Ни зерна, ни крохи, ни семечка во рту не было – натощак.
По семенам и всходы (посл.).
От худого семени не жди доброго племени (посл.)
Сервиз (не путать – сервис!)
- Полный набор посуды для стола на определённое количество человек.
- Чайный сервиз, столовый сервиз, кофейный сервиз.
- Сервизный, сервировать, сервировка, сервировочный.
- -
- -
- У бабушки в серванте красивый сервиз.
В магазине нам понравился чайный сервиз.
Середина
- а) Средняя часть от начала до конца б) Промежуток между равными частями
- а) середина круга; середина дня б) середина пути; середина рассказа
- Серединка (умен.), серединный.
- -
- Этимология. Середа, среда, середина, серединка, средина, серёдка, серёдочка – мнимый разрез, обозначающий половину (средина круга, средина дня - полдень). Середа или среда – средина недели, день на половине её. Средний брат, средний род – находящийся посередине (из словаря В.И.Даля).
- С помощью циркуля можно найти середину круга.
В середине пути наш отряд решил передохнуть.
Сметана (только ед.ч.)
- Молочный продукт из кислых сливок.
- Густая сметана; щи со сметаной.
- Сметанный (вкус); сметанник (пирог), сметанка.
- -
- Общеслав. Бывшее страдат. прич. прош. вр. ж. р. от глагола съметати «сгребать, собирать в кучу». Буквально, таким образом, сметана — «собранное, снятое» (молоко)
- Сегодня на обед щи со сметаной.
В деревне у бабушки я ел густую сметану.
Смородина
- Ягода и кустарник с ягодами (урок естествознания).
- Красная, чёрная, белая смородина.
- Смородинка (ум.), смородинник (заросль смородины), смородиновый (куст), смородинное (варенье).
- –
- Интересна этимология слова «смородина«. Старое слово «смород» означало «запах», что отражает действительность. Кустарник действительно обладает выраженным ароматом.
- У нас в саду растёт чёрная, красная и белая смородина.
Солдат
- Рядовой армии; военный человек, воин (урок истории).
- Бравый солдат; храбрый солдат.
- Солдатик (ум.); солдатская (шинель); солдатка (жена солдата); солдатчина (солдатская служба – в старину служили 25 лет).
- Синоним: рядовой, военный. Антоним: офицер, гражданский.
- Из словаря В.И.Даля: солдат-рядовой воин, служивый, кавалер происходит от нем. Soldat.
- На войне мой дедушка был солдатом.
Солдатка ни вдова, ни мужняя жена (25 лет служили раньше).
Соседи - мн.ч. (сосед — ед.ч.)
- 1. а) Человек, который живёт вблизи, рядом с кем-нибудь б) Тот, кто занимает ближайшее место, находится рядом
- 2. а) Сосед по квартире б) сосед по парте; сосед по купе.
- 3. Соседка; соседушка; соседский (стол); соседний (дом); соседство (жить по соседству).
- 4. -
- 5. Общеслав. Из *sǫsědъ, соотносительно с sъsěděti «сидеть рядом, жить вместе», в котором съ — «вместе» (см. сейм, сонм), а sěděti — «сидеть».
- 6. Не купи дом, купи соседа (посл.).
В нашей квартире – четверо соседей.
Телеграмма
- Краткое срочное сообщение, передаваемое по телеграфу; бланк с таким сообщением
- Дать телеграмму; телеграмма-молния
- Телеграммный (текст)
- Синонимы: сообщение, известие.
- Образовано путём соединения двух греческих слов: «теле» - далеко и «грамма» - буква.
- Мама послала бабушке срочную телеграмму.
Теперь (нар.)
- В настоящее время, сейчас
- Теперь весна.
- –
- Синоним - сейчас, антоним – потом.
- Искон. Исходное «топьрво», теперь является сложением «то» и «первый».
- Теперь жизнь изменилась. Теперь проверим выполненное задание.
Трибуна
- а) возвышение для чтения речи б) ряды скамеек на спортивных стадионах
- а) произносить речь с трибуны; трибуна Мавзолея б) трибуна болельщиков
- Трибунный (шум), трибун (высок.) – блестящий оратор.
- -
- Происходит от лат. tribunus «трибун, глава трибы», от tribus «триба».
- Лектор поднялся на трибуну.
На трибунах раздался крик болельщиков.
Мимо трибуны Мавзолея проходят парады.
Фанера
- Листовой древесный материал, тонкие листы древесины (урок столярного дела).
- Фанера красного дерева
- Фанеровать (облицевать фанерой), фанеровка, фанеровочный.
- Синоним: материал
- Этимология: заим. – голландское по происхождению слово.
- В столярной мастерской есть различные материалы – доски, бруски, фанера. Этот старинный шкаф фанерован дубом.
Фашист
- Сторонник фашизма – власти одной фашистской партии (урок истории).
- Победа над фашизмом; прогнали фашистов.
- Фашизм; фашистка; фашистский (флаг, режим).
- -
- Заимств. в Советскую эпоху из итал. яз., где fascismo — суф. производное от fascio «связка», «объединение» .
- В Великой Отечественной войне наша страна победила фашизм.
Жители Ленинграда не пустили фашистов в свой город.
Фонтан
- а) струя жидкости, газа, выбрасываемая вверх б) архитектурное сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором (урок Истории СПб).
- а) Забил фонтан; нефтяной фонтан; кровь бьёт фонтаном б) каскад фонтанов
- Фонтанный; фонтанировать; Фонтанка.
- -
- Происходит от народнолат. fontana, из лат. fons (род. п. -ntis) «источник, ключ». Русск. фонтан — начиная с Петра I, заимств. через ит. fontana .
- В Летнем саду снова красивые фонтаны.
Фонтаны Петергофа известны на весь мир.
Хозяин
- а) Владелец, тот, кто всем распоряжается б) глава дома, семьи, хозяйства
- а) хозяин дома, хозяин собаки, хозяин дачи; хозяин своей жизни б) трудолюбивый хозяин
- Хозяйка, хозяева, хозяйство (совокупность предметов, необходимых в быту), хозяюшка
хозяйничать (вести хозяйство)
хозяйственный, хозяйский (заботящийся о своём хозяйстве)
- Синонимы: владелец, собственник, глава.
- Этимология: искон. суф. производное от хозя «господин»
- а) Не дом хозяина красит, а хозяин дом. По хозяину и собаке честь. Без хозяина дом сирота (посл.). Пётр Васильевич стал хозяином дачи. Человек - хозяин своей судьбы. б) Гостю почёт, хозяину честь (посл.). Доброму гостю хозяин рад. Трудолюбивый хозяин встаёт с петухами.
Шоколад
1. Кондитерское изделие из какао с сахаром.
2. Молочный шоколад, горький шоколад; плитка шоколада.
3. Шоколадка, шоколадные (конфеты).
4. -
5. Первичн. заимств. европ. из исп. chocolate.
- Моя сестра любит молочный шоколад.
Шоколадные конфеты — лучший сладкий подарок.
Шоссе (нескл.)
- Дорога с твёрдым покрытием
- Загородное шоссе
- Шоссейный (путь), шоссейка.
- Трасса, дорога, мостовая.
- Заимствовано из франц. «chaussee» - усыпанная известняком дорога.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку (чистоговорка).
По широкому шоссе ехали грузовые машины
Мы выехали на загородное шоссе.
Экватор
- Воображаемая линия пересечения земной поверхности, делящая земной шар на северное и южное полушария (урок географии).
- Небесный экватор;
- Экваториальный (круг); экваториальная Африка.
- –
- Происходит от лат. aequator (diei et noctis) «уравнитель (дня и ночи)», от aequāre «делать ровным (равным)», от aequus «ровный, плоский». Русск. экватор заимств. через нем. Äquator.
- Линия экватора делит земной шар на две половинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.
В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...
Конспект открытого урока в 10 классе по швейному делу с детьми со сложной структурой дефекта
Тема урока: Изготовление мягкой игрушки «Рыбка». Тип урока комбинированный, с использованием здоровьесберегающих технологий....
Индивидуальный план работы по привитию санитарно-гигиенических навыков с учащимися коррекционных школ-интернатов 8 –вида со сложной структурой дефекта.
Привитие основ трудовых навыков...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)
Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...