Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.
методическая разработка (русский язык, 6 класс) на тему

Чикулина Ирина Юрьевна

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный материал для раширения словарного запаса учащихся со сложной структурой дефекта с целью развития их мыслительной деятельности и дальнейшей социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации и лексический материал

к  изучению словарных слов в 6 классе

с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта

В школах VIII вида обучаются дети с проблемами в развитии, у которых основным нарушением является интеллектуальная недостаточность. Нарушения речи у данной категории детей встречаются очень часто и имеют стойкий характер, что отрицательно  сказывается на эффективности их обучения. Недоразвитие познавательной деятельности приводит к трудностям в формировании лексики учащихся с нарушением интеллекта, к трудностям в овладении активным и пассивным словарём.

В начальной  школе во  2-4 классах учащиеся школ VIII вида, научившись читать и писать,  приступают к изучению словарных слов.  Ученики  запоминают  их написание: учатся правильно  произносить и читать словарные слова, грамотно писать и использовать в устной и письменной речи.

В старшей школе в 5-9 классах идёт дальнейшее формирование  активного     словаря учащихся с нарушением интеллекта, при этом привлекается более обширный лексический материал, а знания словарных слов используются на других предметах школьного курса.

Ниже представлен лексический материал, а также методические рекомендации, которые могут быть использованы  учителями школ VIII вида на уроках русского языка. Собирался данный материал для расширения словарного запаса учащихся со сложной структурой дефекта с целью развития их мыслительной деятельности и  дальнейшей социальной адаптации.

 Дети со сложной структурой дефекта – это особые дети. У них синдром  РДА (раннего детского аутизма) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и различными неврологическими нарушениями.  При обучении  таких детей  необходимо учитывать  характерные особенности  ребёнка с аутизмом и ребёнка с нарушением интеллекта.

  Как отмечают исследователи (Матасов Ю.Т., Исаев  Д.Н.,Воронкова В.В, Р.И.Лалаева  и др.), нарушение речи детей с интеллектуальной недостаточностью  носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. К особенностям  лексики относятся: бедность словаря, неточность определения слов, преобладание пассивного словаря  над  активным, трудности актуализации словаря.

              При аутизме, как и при нарушении интеллекта, у детей происходит поражение лобных долей мозга, что приводит к нарушению работы всего головного мозга (нарушается система). Группа детей, страдающих аутизмом, характеризуется качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении, а также чрезвычайно ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности.

Мозг аутичного ребёнка не может дифференцировать главное и второстепенное, для них важна привязка к знакомому, предсказуемому. Мышление у аутичного ребёнка конкретное, обобщений не понимают.  Память механическая, могут запомнить обширный материал, не понимая смысла.

Обучение русскому языку (в частности изучение словарных слов) учащихся со сложной структурой дефекта  носит коррекционную и практическую направленность.  

Главное – расширить активный словарный запас учащихся со сложной структурой дефекта, добиться понимания толкования слов и практического применения пройденных слов в обучении  и общении.

  Словарную работу с данной категорией детей следует проводить систематически, желательно, в один и тот же день,  в одной и той же форме, учитывая особенность детей аутистов к стереотипии.

Принципы изучения словарных слов:

-системность (изучение слова в системе русского языка)

-цикличность (изучение по единой схеме с периодическим повторением)

-наглядность  (использование наглядного  и иллюстративного  материала)

-индивидуальность (использование раздаточного  материала: карточки со словами для индивидуальной работы)

-межпредметность (связь с другими предметами в школе)

-результативность (проведение проверочных работ и итоговых контрольных словарных работ в конце каждой четверти и в конце года)

Учителем  проводится обширная предварительная работа, включающая в себя:

-изучение специальной литературы об особенностях детей со сложной структурой дефекта

- изучение методической литературы по усвоению учащимися словарных слов

-диагностика речевого развития  учащихся

-изучение словарей: толкового, словообразовательного, этимологического, словарей  синонимов, антонимов.

-подготовка специальных словарных статей на каждое изучаемое слово по определённой схеме (см.  ниже)

-подготовка необходимого наглядного и иллюстративного материала

-подготовка раздаточного материала

-изготовление карточек  со словарной статьёй для индивидуальной работы (карточки распределены по уровням учащихся)

Словарная статья, подготавливаемая учителем,  выглядит следующим образом (содержание статьи даётся на уроке не в полном объёме, это зависит от уровня учащихся):

  1. Изучаемое слово в И.п. единственного числа или множественного числа
  2. Примеры словосочетаний
  3. Толкование слова (иногда даётся два значения слова, но не больше)
  4. Однокоренные слова (с выделением корня)  
  5. Слова-синонимы (зависит от уровня учащихся)
  6. Слова-антонимы (зависит от уровня учащихся)
  7. Этимология слова (зависит от уровня учащихся)

 8)       Предложения с изучаемым словом (поговорки, пословицы)

Работа  над словарным словом проводится по определённой схеме (учитывается особенность аутистов привязываться к чему-то знакомому):

  1. Чтение слова учителем  или рассматривание предметной картинки с изображением слова и называние его.  По возможности лучше использовать непосредственно сам предмет (тактильное узнавание и запоминание), если изучаемое слово имя существительное. Здесь необходимо учитывать особенность детей аутистов каждый новый предмет воспринимать как совершенно новый, не признавать обобщений.
  2. Запись слова в словарик (в отдельную тетрадь).
  3. Орфографическая работа над словом: выделение ударения, подчёркивание гласных букв, которые нужно запомнить, а затем (если необходимо) согласных букв; деление слова на слоги, деление для переноса.
  4. Запись толкования слова с примерами (материал даётся в сжатой форме, используются только понятные слова и выражения). Например: Семена – это зёрна для посева (семена пшеницы, семена укропа).
  5. Запись однокоренных слов, доступных пониманию учащихся (если слово непонятно, даётся устное или письменное его толкование). Например, смородина – смородинка, смородиновый (куст), смородинное (варенье). Повторение темы «Состав слова».
  6. Запись синонимов (слов, близких по значению) - даётся не для всех учащихся (зависит от уровня).
  7. Запись антонимов (слов с противоположным значением) – также  даётся не для всех учащихся.
  8. Запись этимологии слова (происхождения) в очень краткой форме или устное сообщение учителя.   Эта часть словарной работы развивает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью   познавательный интерес (цель запоминания происхождения слов не преследуется).
  9.  Составление и запись предложений со словарным словом. Применение методики незаконченного предложения, вставка пропущенного слова в предложении, восстановление деформированного предложения, запись предложения под диктовку и т. д.
  10. Домашнее задание: рисунок или  выполнение небольшой проверочной работы.

Работа над словарным словом в таком объёме занимает на уроке достаточно много времени, поэтому на примере данного словарного слова и с использованием данного слова изучаются и другие темы предмета: грамматика, развитие речи и т.д.

Например: а) определить род и число существительного «богатство», просклонять его; б) написать мини-сочинение по картине «Лес – наше богатство».

Необходимо использовать практическое применение словарных слов: напиши адрес на конверте, напиши поздравительную открытку, записку, объявление и т.д.

Любой занимательный  материал со словарными словами (кроссворды, ребусы, загадки) развивает познавательный интерес и позволяет в игровой форме подвести итоги работы.

Часть  словарных слов распределены по тематике предметов, изучаемых в школе (межпредметное взаимодействие). Например, «солдат», «медаль», «командир» - урок  истории; «семена», «смородина» - урок естествознания;   «океан»,  «экватор» - урок географии и т.д.

Для контроля усвоения словарных слов целесообразно проводить небольшие проверочные работы (повторение  4-5 изученных слов), использовать методику незаконченного предложения.  Вариант проверочной работы после изучения четырёх словарных слов (середина, договор, выкройка, богатство) выглядит так:

Проверочная словарная работа

  1. Вставь пропущенные буквы: с…р…дина, д…г…вор, выкр…йка, б…гатство.  
  2. Допиши предложения:

Равный промежуток между частями – это __________________.

Соглашение между людьми – это _____________________________.

Образец для кройки – это  ___________________________.

Много имущества, денег, изобилие – это ____________________.

  1. Напиши однокоренные слова к слову  богатство

____________________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Вставь  изученные слова в предложения:

Мы нашли __________________ отрезка.

Мальчики и девочки заключили _________________ о дружбе.

По _____________________ удобно кроить фартук.

Лес – наше _______________________  .

В конце каждой четверти и в конце года  по такому же принципу, но с привлечением большего материала проводится  контрольная словарная работа.

 Контрольная словарная работа

за I четверть

для учащихся 6 класса

(вариант учителя)

  1. Вставить  пропущенные гласные буквы: х…зяин, ф…нера, с…м…на, с…йчас, т…перь, т…л…грамма.  
  2. Вставить  пропущенные согласные буквы: муж…ина, жен…ина, анте……а, телегра…….а, ко…….унист, пе……он, се…час.  
  3. Объяснить  лексическое значение слов (слова читаются учителем!)

Пе(рр)он – это…(платформа на вокзале)

С(е)м(е)на – это…(зёрна для посева)

Ф(а)нера – это…(тонкие листы древесины)

  1. Дописать  предложения:

Срочное сообщение, которое передают по почте, и бланк с таким сообщением – это…(телеграмма).

Владелец, глава дома – это…(хозяин).

  1. Вставить  в предложения пропущенные слова:  с…м…на, с…йчас.

Людмила Владимировна ___________(сейчас)  придёт!

Для огорода бабушка купила ___________(семена) укропа.

  1. Записать  однокоренные слова, выделить корень:

Хозяин, …(хозяйка, хозяюшка, хозяйство, хозяйничать, хозяйственный, хозяйский).

  1. Записать  под диктовку   предложения,  словарное слово  подчеркнуть:  

Без хозяина дом сирота.

Пассажиры вышли из поезда на перрон.

На крыше установили новую антенну. 

Таким образом, изучение словарных слов на уроках русского языка с учащимися со сложной структурой дефекта по данной методике способствует:

-коррекции познавательной деятельности учащихся

-расширению  пассивного,  а, главное, активного  словаря  учащихся

-  формированию  речи как средства общения

- систематизации   знаний грамматики русского языка

-межпредметному взаимодействию внутри образовательного учреждения

-развитию  психических процессов: внимания, памяти, мышления

-повышению  грамотности учащихся

-адаптации учащихся в социуме и в образовательном учреждении среди других учащихся

Главное, овладение системной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность учащихся школ VIII вида,  что, несомненно,  окажет влияние на эффективность их обучения и дальнейшую социальную адаптацию.

Словарь  6 класс  

Список необходимых для изучения словарных слов взят из

 Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой (2000г.)

Галунчикова Н.Г. Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 кл.спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. -М. «Просвещение», 2006.

Всего — 52 слова

Словарная статья:

  1. Лексическое значение слова (толкование слова)
  2. Примеры словосочетаний
  3. Однокоренные слова (выделение корня подчёркиванием) по частям речи
  4. Синонимы, антонимы
  5. Этимология слова
  6. Употребление в предложении, устойчивые выражения, пословицы, поговорки

Агроном

  1. Специалист по сельскому хозяйству (урок естествознания).
  2. Спросить совета у агронома; толковый агроном (т.е. знающий своё дело).
  3. Агрономша (прост.); агротехника, агролаборатория (относятся к сельскому хозяйству); агрокомплекс (относится к сельской местности) – агропромышленный комплекс; агрономия – наука о выращивании сельскохозяйственных культур, агрономический.  
  4. Синоним: полевод
  5.  Заимств. из франц. яз. в первой трети XIX в. Франц. agronome образовано на основе греч. agros «поле, пашня, земля» и nomos «закон». Агроном буквально — «знающий законы земледелия». (Школьный этимологический словарь русского языка)

         6. У хорошего агронома и урожай огромный.

Антенна

     1. Часть радио- и телевизионной установки для излучения радиоволн при передаче

     2.Антенна у телевизора, новая антенна.

     3.  Антенный

     4. -

      5. Этимология: от лат.antenna

      6. На крыше установили новую  антенну.

Апельсин

 1. Цитрусовое дерево и сочный плод с мягкой кожурой оранжевого цвета (урок естествознания).

2. Вкусный апельсин; много апельсинов (мн.ч. - !).

 3.  Апельсинная корка;  апельсиновый сок, апельсиновый цвет (оранжевый, цвета кожуры зрелого апельсина), апельсинчик.  

4. –

5. Происходит от нидерл. appelsien от sinaasappel — китайское яблоко.

6. Сегодня в столовой мы ели апельсины. Апельсинные корки убирали дежурные.

          Апельсин больше, чем мандарин.

Балкон

1. а) выступающая из стены здания площадка с перилами, решёткой     б) верхний или средний ярус в зрительном зале

2. Выйти на балкон; купить билеты на балкон

3. Балконный  (балконная дверь).

4. -

5. Происходит от итал. balcone, из древневерхненем. balko «балка». Русск. балкон с 1725 г. заимств. из нем. balkon или франц. balcon

6. Вечером с балкона можно наблюдать заход солнца.

    В театре мы с мамой купили билеты на балкон.

     Богатство

1. а) Много имущества, денег; б) изобилие  

2. а) народные  богатства, семейные богатства   б) богатство урожая  

3. богатый, богатенький, богато,  богач, разбогател, обогатился.

4. Синонимы: обеспеченность, изобилие; роскошь; Антонимы: бедность, нищета.  

5. Слово общеславянского происхождения, образовано от «богъ» - богатство, имущество, доля (из сл.  В.И.Даля)

6. Лес – наше богатство.

Не с богатством жить, с человеком (пог.)

Богатый урожай картофеля ожидает нас в этом году.

Выкройка (ударение – на 1 слоге)

  1. Образец для кройки (урок швейного дела).
  2. Бумажная выкройка; выкройка воротника
  3. Кроить, выкроить; кройка; выкроечный.
  4. Слово общеслав. происх.  выкрайня (арх.) , (уд.  на 1 сл.)- крайняя полоса пашни (из словаря В.И.Даля).
  5. Кроить по выкройке очень удобно и быстро.

Вытачка

    1. Небольшая сужающаяся складочка, застрачиваемая с изнанки, чтобы ушить одежду по фигуре (урок швейного дела).

  1. Глубокая  вытачка; маленькая вытачка.
  2. Вытачать (тачать – шить сквозной строчкой); вытачанный; стачать, стачанный, стачной.
  3. Синоним: складочка
  4. -
  5. На этом платье нужно сделать маленькую вытачку.

Гербарий

 1. Коллекция засушенных растений (урок естествознания).

2. Гербарий из осенних листьев

3.  Гербарный (альбом)

  1. -
  2. Заимств. в начале XIX в. из нем. яз., в котором Herbarium < лат. herbarium — суф. производного от herba «трава»
  3. В  парке дети собрали осенние листья для гербария.

Депутат

  1. Выборный человек от партии.
  2. Народный депутат России; депутат от партии «Единая Россия».
  3. Депутатка (разг.); депутатский (мандат=документ);
  4. Синоним: делегат, представитель.
  5. Заимств. в XVII в. из нем. яз., в котором Deputat восходит к лат. deputatus, суф. производному от deputare «назначать». Депутат буквально — «назначенный»
  6. Народный депутат России должен помнить о благе народа.

Директор (мн.ч. – уд.на последнем слоге – директора).

1. Руководитель предприятия, школы.  

2. Директор школы; директор фабрики.

3. Директорский (кабинет); дирекция (управление), директорствовать.

4. Синонимы: руководитель, администратор.

5. Этимология. Заимствовано из нем. языка: « director»  в значении «управлять, приводить в порядок».

6.  Директора нашей школы зовут Алёна Владимировна.

     Кабинет директора находится на первом  этаже.

Добыча

  1.  Добытое добро (то, что приобретено)
  2. Военная добыча, добыча льва; добыча руды, нефти; добыча денег
  3. Добытчик, добывальщик; добычливый, добывчивый;   добыть, добывать.
  4. Синонимы: добывание, доставание, промысел, приобретение
  5. Из словаря В.И.Даля: добыча, а встарь и добытие – добытое добро или добыток, добытое торговлей или трудами имущество происходит от гл. добыть (добывать).
  6. Для постройки дома нужно сначала добыть  инструмент.

          Добычей льва стал маленький кролик.

Для нашей страны добыча нефти очень важна.

Договор (ударение на 3 слоге), договора (послед.слог), договоров(послед.слог)

  1. Письменное соглашение о взаимных обязательствах
  2. Заключить или нарушить договор; мирный договор
  3. Договорный; договорённость; договориться.
  4. Синоним: соглашение.
  5. Происходит от глагола «договориться»,  из «до» и «говорить»  от праслав. формы.
  6. Вам необходимо заключить договор при приёме на работу.

На работе заключают трудовое соглашение — договор.

Договор дороже денег (погов.).

Женщина  

  1. а) Лицо, противоположное мужчине по полу   б) Лицо женского пола, вступившее в брачные отношения
  2.  а) женский пол          б) женский день
  3. Женский (характер, ласка, род), женственная (внешность), жена.
  4. Синонимы: дама, леди. Антоним: мужчина.
  5. Происх. из древнеслав.  от существительного жена, далее от праслав. формы *žena.
  6.  Женщина равноправна с мужчиной.

        Мужчину мужество красит, а женщину женство или женственность                (посл.).

           Восьмого марта мужчины поздравляют женщин.

Инженер (мн.ч. – уд. на 3 слоге,  там же – инженеры).

  1. Специалист с высшим техническим образованием.
  2. Военный инженер; горный инженер.
  3. Инженерша (прост.); инженерский (стол); инженерные (войска);  инженерия (инженерное дело).
  4. Синоним: технарь.
  5. Заимств. в XVII в. из польск. яз., где inżynier —  «врожденная способность, дарование, ум, изобретательность».
  6. В военном училище Санкт-Петербурга учат  на военного инженера.

          Мой папа — инженер.

Интересный

1. а) Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный  

    б) Красивый, привлекательный

      2. Интересный рассказ, интересный спектакль; интересная внешность,                                 интересный молодой человек.

3. Интерес – особое внимание к чему-либо; интересовать (его интересует техника); интересоваться (интересоваться театром), заинтересованный.

4.Синонимы: Занимательный, увлекательный, захватывающий; занятный, любопытный. Антонимы: Скучный, неинтересный.

5. Образовано от нем. сущ. в  значении «полезный, выгодный». Значение «занимательный, увлекательный» появилось позднее.

6. В школе ребята  прочитали интересный рассказ про животных.

    К нам подошёл интересный молодой человек.

Календарь  

  1. а) таблица или книжка с перечнем всех дней в году   б) распределение по времени отдельных видов деятельности
  2.  б) отрывной календарь, настольный календарь, настенный календарь; в) календарь занятий, календарь футбольных игр.
  3. Календарный (год); календарик (прост.),  календарник – составитель календарей (по В.И.Далю).
  4. Синоним: численник
  5. Восходит к латинскому calendae, календы, у римлян «календы» - первый день месяца (словарь В.И.Даля).
  6. Нам подарили красивый настенный календарь.

           Календарь занятий на  месяц лежит на моём столе.

Кефир (только ед.ч.)

  1. Кисломолочный напиток.
  2. Жирный кефир; нежирный кефир.
  3. Кефирный (напиток).
  4. Происходит от кавказск.

6. В магазине мы купили нежирный кефир для бабушки.

Командир

1. а) Начальник воинской части или военного корабля     б) Тот, кто командует

2. а) Командир полка; командир крейсера    б) Командир среди друзей

3.Командирша (разг.); командирский (приказ, тон); командировать (отправить с поручением); командировка.

4. Синоним: начальник, шеф. Антоним: подчинённый.

5.Происходит от франц. commandeur «командор».  Заимств. через нем. Kommandeur или прямо из франц. commandeur «командор».

6. Командир нашего корабля сильный и смелый человек.

    Одна девочка в нашем классе любит быть командиршей.

Коммунист

1. Член коммунистической партии (урок истории).

2. Старый коммунист

3. Коммунистка, коммунизм (бесклассовое общество), коммунистический.

4. Синоним: марксист, большевик. Антоним: антикоммунист.

5. Происходит от франц. communiste и далее от лат. communis «общий».

6. Старый коммунист крепко держал древко красного знамени.

      В годы Великой Отечественной войны коммунисты шли в атаку первыми.

Конфета

1. Сладкое  кондитерское изделие в виде плиточки, шарика, батончика.

2. Вкусная конфета, шоколадная конфета, конфета в обёртке.

3. Конфетка, конфеточка; конфетница - вазочка для конфет; конфетный (аромат).

4. –

5.Итальянское слово «konfetto» заимствовано из латинского языка, что означало – лекарство, пилюля. Кто же сейчас откажется от такого вкусного лекарства?  (Ушакова О.Д. Словарные слова: Справочник школьника - СПБ, 2005).

6. В магазине мы купили шоколадные конфеты к празднику.

Космонавт

1. Специалист, совершающий полёт в космос (см. слово «космос» - 5 кл.).

2. Лётчик-космонавт

3. Космос; космодром; космический; космонавтика – теория и практика полётов в космос.

4. Синонимы: астронавт, звездоплаватель.

5. Образовано от греческих слов: «kosmos» - мир; «nauytes» - моряк, плаватель.

6. Имя первого в мире космонавта Юрия Гагарина знают все.

     Лётчик-космонавт вышел на околоземную орбиту.

Мавзолей  

  1. Большое надгробное мемориальное (памятное)  сооружение (урок истории).
  2. Мавзолей Ленина в Москве
  3. Мавзолейный (зал).
  4. -
  5. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где mausolée восходит к греч. Mausōleion «гробница карийского царя Мавзола» (по своему великолепию считалась одним из семи чудес света).
  6. В Москве мы с родителями были у мавзолея В.И.Ленина. У красного мавзолея мы сфотографировались.

Мандарин

1. Цитрусовое дерево и сочный сладкий плод  с мягкой оранжевой кожурой (урок естествознания).

2. Ароматный мандарин; купить килограмм мандаринов.

3. Мандаринная (корка); мандариновое (дерево).

4. –

5. Заимств. из франц. яз., где mandarine < исп. naranja mandarina «апельсин мандаринский». Плод, вероятно, получил свое имя по высокому («мандаринскому») «сану»

6. Запах мандаринов напоминает нам о празднике.

     Мандарин меньше, чем апельсин.

Материя

  1. Ткань для шитья (урок швейного дела).
  2. Шерстяная материя; шёлковая материя.
  3. Матерчатый (переплёт) – сделанный из ткани;
  4. Синоним: материал.
  5. Заимств. в XVII в. из лат. яз., где materia «материя, ткань».
  6. Для платья мама купила шелковой материи.

         В школьной швейной мастерской есть разные материи.

Медаль

  1. Знак отличия (урок истории).
  2. Медаль «За трудовую доблесть»; золотая медаль; медаль «За оборону Ленинграда».
  3. Медалист (человек, который награждён медалью); медальное (удостоверение).
  4. -
  5. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где médaille  - «металл».
  6. Мой дедушка хранит медаль своего отца «За оборону Ленинграда».

          Наша одноклассница получила золотую медаль на соревнованиях по фигурному катанию.

Мужчина

  1. а) Лицо, противоположное женщине по полу  б) Взрослый человек, в отличие от мальчика, юноши
  2. а) Мужской пол; Вести, как мужчина (Будь мужчиной!)   б) Стать мужчиной
  3. Мужчинка (уменш.) , мужской, мужчинский(прост.)
  4. Синонимы: мужик, дядя. Антоним: женщина.
  5. Происходит от существительного муж, далее от праслав. формы *mǫžь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. Мужь.
  6. Мой папа — настоящий мужчина.

          Веди себя так, как подобает мужчине!

Оборона

  1. а) защита, отражение нападения противника; б) система оборонительных сооружений (урок истории)
  2. а) оборона крепости, оборона Ленинграда; б) прорвать оборону врага.
  3. Оборонять (защищать); оборонный; оборонительные (бои, сооружения); обороноспособность.
  4. Синоним: защита. Антоним: нападение, наступление, атака.
  5. Образовано от  общеславянского  «oborti» - побороть.
  6. Во время блокады в Ленинграде строили оборонительные сооружения.

         Нашим войскам удалось прорвать оборону врага.

Океан

  1. Огромное водное пространство вокруг суши (урок географии)
  2. Северный Ледовитый океан; Тихий океан.
  3. Океанский (лайнер);  океанические (птицы); океанавт – исследователь морских глубин; океанариум – бассейн с морскими животными и птицами; океанолог, океанология.
  4. Синонимы: (устар.) окиян, море. Антонимы: суша, твердь
  5. Происходит от др.-греч. ὠκεανός «море, океан». Ср.: др.-русск., ст.-слав. океанъ.
  6. На уроках географии мы читали  про Северный Ледовитый океан.

Перрон

  1. Пассажирская платформа на железнодорожной станции
  2. Открытый перрон, закрытый перрон
  3. Перронный
  4. Синоним: платформа
  5. Заимств. в XIX в. из франц., яз., где perron — «скала, камень».  Буквально — «платформа, замощенная камнем».
  6. Пассажиры вышли из поезда на перрон.

          С. Я. Маршак «Человек рассеянный»: Побежал он на перрон,

          Влез в отцепленный вагон...

Печенье (только ед.ч.)

  1. Сладкое кондитерское изделие из муки.
  2. Миндальное печенье; печенье с изюмом.
  3. Печеньице (ум.); глаголы - испечь, пекут.
  4. -
  5. Происходит от гл. печь, из праслав. формы *реktь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. печь, ст.-слав. пешть (κάμινος, σπήλαιον), русск. печь.
  6. Вкусное овсяное печенье купила тётя Зина к чаю.

Пожалуйста  ( произношение –«лус»; неизм.)

  1. Выражение вежливого обращения, просьбы, согласия, ответа на благодарность.
  2. Принесите, пожалуйста, словарь. Спасибо за чай. - Пожалуйста.
  3. -
  4. Синонимы: ради бога, будьте так любезны; не за что, на здоровье. Антонимы: нет, нельзя.
  5. Искон. Образовано с помощью -ста от пожалуй. (Ср. устар. спасибоста, здоровоста).
  6. Вынеси мусор, пожалуйста.

Рома, передай мне, пожалуйста, тетрадь.

Председатель

  1. Выборный руководитель организации или собрания
  2. Председатель товарищества собственников жилья; председатель собрания.
  3. Председательница (разг.); председательский; председательствовать;
  4. Синоним: Глава, руководитель

5.Искон. Суф. производное от председать «сидеть впереди, занимать первое место».

6.Наш председатель – честный и справедливый человек.

   Предлагаю избрать председателем собрания Иванова Виктора Владимировича.

Прекрасный

  1. Очень красивый; очень хороший.
  2. Прекрасное лицо; прекрасное образование.
  3. Прекрасно (нар.),  прекраснодушный – видит во всём прекрасное,  приятное; краса, красивый.
  4. Синонимы: великолепный, замечательный; Антоним: ужасный.
  5. Заимств. из ст.-сл. яз. Прекрасный – весьма красный; весьма красивый, лепый,  благообразный (из словаря В.И.Даля).
  6. Здесь открывается прекрасный вид на море.

         У этого человека прекрасный характер.

          Погода была ужасная, принцесса была прекрасная.

Рапорт

  1. Служебная записка для командира.
  2. Подать рапорт; рапорт командиру.
  3. Рапортичка (краткая ведомость); рапортовать (обратиться с рапортом),  отрапортовать.
  4.  Синонимы:  сообщение, донесение.
  1. Происходит от франц. rapport
  2. Солдат подал рапорт своему  командиру о происшествии.

Сейчас (нар.)

  1. В настоящее время, теперь; очень скоро, немедленно.
  2. Я сейчас занят. Сейчас приду. Он сейчас здесь был.
  3. Синоним – теперь; антоним - потом
  4. Образовано от двух слов: 1) сей – это, на кого или на что указываю. До сего места, до сих мест. Быть по сему (царь). Потолковали о том, о сём. Сию минуту, сей момент сделаю. 2) час  - от праслав. формы čаsъ, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. Часъ.
  5. См.выше

Семена (мн.ч.), семя (ед.ч.)

  1.  Зёрна для посева  (урок естествознания).
  2.   пшеничные зёрна; огородные семена
  3. Семя, семечко (семечки), семенной
  4. Синонимы: зерно, зародыш.
  5. –Общеслав. от лат. semen «семя, потомок, род». Суф. производное (суф. -men, см. племя) от *sěti (> сети, см. сеять). Слово СЕМЯ было когда-то родственным слову СЕЯТЬ.
  6. Лучшие семена – пшеничные зёрна.

От семени дерево, от дерева плод, от плода семя (погов.).

Ни зерна, ни крохи, ни семечка во рту не было – натощак.  

По семенам и всходы (посл.).

От худого семени не жди доброго племени (посл.)

Сервиз  (не путать – сервис!) 

  1. Полный набор посуды для стола на определённое количество человек.
  2. Чайный сервиз, столовый сервиз, кофейный сервиз.
  3. Сервизный, сервировать, сервировка, сервировочный.
  4. -
  5. -
  6. У бабушки в серванте красивый сервиз.

В магазине нам понравился  чайный сервиз.

Середина

  1. а) Средняя часть  от начала  до конца   б) Промежуток между равными частями
  2.   а) середина круга; середина дня   б) середина пути; середина рассказа
  3. Серединка (умен.), серединный.
  4. -
  5. Этимология.  Середа, среда, середина, серединка, средина, серёдка, серёдочка – мнимый разрез, обозначающий половину (средина круга, средина дня - полдень). Середа или среда – средина недели, день на половине её. Средний брат, средний род – находящийся посередине (из словаря В.И.Даля).  
  6. С помощью циркуля можно найти середину круга.

В середине пути наш отряд решил передохнуть.

Сметана (только ед.ч.)

  1. Молочный продукт из кислых сливок.
  2. Густая сметана; щи со сметаной.
  3. Сметанный (вкус); сметанник (пирог), сметанка.
  4. -
  5. Общеслав.  Бывшее страдат. прич. прош. вр. ж. р. от глагола съметати «сгребать, собирать в кучу».  Буквально, таким образом, сметана — «собранное, снятое» (молоко)
  6. Сегодня на обед щи со сметаной.

В деревне у бабушки я ел густую сметану.

Смородина

  1. Ягода и кустарник с ягодами (урок естествознания).
  2. Красная, чёрная, белая смородина.
  3. Смородинка (ум.), смородинник (заросль смородины), смородиновый (куст), смородинное (варенье).
  4. Интересна этимология слова «смородина«. Старое слово «смород» означало «запах», что отражает действительность. Кустарник действительно обладает выраженным ароматом.
  5. У нас  в саду растёт чёрная, красная и белая смородина.

Солдат

  1. Рядовой армии; военный человек, воин (урок истории).
  2. Бравый солдат; храбрый солдат.
  3. Солдатик (ум.); солдатская (шинель);  солдатка (жена солдата); солдатчина (солдатская служба – в старину служили 25 лет).
  4. Синоним: рядовой, военный. Антоним: офицер, гражданский.
  5. Из словаря В.И.Даля: солдат-рядовой воин, служивый, кавалер  происходит от нем. Soldat.
  6. На войне мой дедушка был солдатом.

Солдатка ни вдова, ни мужняя жена (25 лет служили раньше).

Соседи  - мн.ч. (сосед — ед.ч.)

  1. 1. а) Человек, который живёт вблизи, рядом с кем-нибудь  б) Тот, кто занимает ближайшее место, находится рядом
  2. 2. а) Сосед по квартире  б) сосед по парте; сосед по купе.
  3. 3. Соседка; соседушка; соседский (стол);  соседний (дом); соседство (жить по соседству).
  4. 4. -
  5. 5. Общеслав. Из *sǫsědъ, соотносительно с sъsěděti «сидеть рядом, жить вместе», в котором съ — «вместе» (см. сейм, сонм), а sěděti — «сидеть».
  6. 6. Не купи дом, купи соседа (посл.).

В нашей квартире – четверо соседей.

Телеграмма

  1. Краткое срочное сообщение, передаваемое по телеграфу; бланк с таким сообщением
  2. Дать телеграмму; телеграмма-молния
  3. Телеграммный (текст)
  4. Синонимы: сообщение, известие.
  5. Образовано путём соединения двух греческих слов: «теле» - далеко и «грамма» - буква.
  6. Мама послала бабушке срочную телеграмму.

Теперь (нар.)

  1. В настоящее время, сейчас  
  2. Теперь весна.
  3. Синоним - сейчас, антоним – потом.
  4. Искон. Исходное «топьрво», теперь является сложением «то»  и «первый».
  5. Теперь жизнь изменилась. Теперь проверим выполненное задание.

Трибуна

  1. а) возвышение для чтения речи  б) ряды скамеек на спортивных стадионах    
  2. а) произносить речь с трибуны; трибуна Мавзолея  б) трибуна болельщиков
  3. Трибунный (шум), трибун (высок.) – блестящий оратор.
  4. -
  5. Происходит от лат. tribunus «трибун, глава трибы», от tribus «триба».
  6. Лектор поднялся на трибуну.

На трибунах раздался крик болельщиков.

Мимо трибуны Мавзолея проходят парады.

Фанера

  1. Листовой древесный материал, тонкие листы древесины (урок столярного дела).
  2. Фанера красного дерева
  3. Фанеровать (облицевать фанерой), фанеровка, фанеровочный.
  4. Синоним: материал
  5. Этимология: заим. – голландское по происхождению слово.
  6. В столярной мастерской есть различные материалы – доски, бруски, фанера. Этот старинный шкаф фанерован дубом.

Фашист  

  1. Сторонник фашизма – власти одной фашистской партии (урок истории).
  2. Победа над фашизмом; прогнали фашистов.
  3. Фашизм; фашистка; фашистский (флаг, режим).
  4. -
  5. Заимств. в Советскую эпоху из итал. яз., где fascismo — суф. производное от fascio «связка», «объединение» .
  6. В Великой Отечественной войне наша страна победила фашизм.

Жители  Ленинграда не пустили фашистов в свой город.

Фонтан

  1. а) струя жидкости, газа, выбрасываемая вверх  б) архитектурное сооружение для подачи и выбрасывания воды под напором (урок Истории СПб).
  2. а) Забил фонтан; нефтяной фонтан; кровь бьёт фонтаном  б) каскад фонтанов
  3. Фонтанный; фонтанировать; Фонтанка.
  4. -
  5. Происходит от народнолат. fontana, из лат. fons (род. п. -ntis) «источник, ключ». Русск. фонтан — начиная с Петра I, заимств. через ит. fontana .
  6. В Летнем саду снова красивые фонтаны.

Фонтаны Петергофа известны на весь мир.

Хозяин

  1. а) Владелец, тот, кто всем  распоряжается   б) глава дома, семьи, хозяйства
  2. а) хозяин дома, хозяин собаки, хозяин дачи; хозяин своей жизни   б) трудолюбивый хозяин
  3. Хозяйка, хозяева, хозяйство (совокупность предметов, необходимых в быту),  хозяюшка

хозяйничать (вести хозяйство)

хозяйственный,  хозяйский (заботящийся о своём хозяйстве)

  1. Синонимы: владелец, собственник, глава.
  2. Этимология:  искон. суф. производное от хозя «господин»
  3. а) Не дом хозяина красит, а хозяин дом. По хозяину и собаке честь. Без хозяина дом сирота (посл.).  Пётр Васильевич стал хозяином дачи.  Человек - хозяин своей судьбы.   б) Гостю почёт, хозяину честь (посл.). Доброму гостю хозяин рад. Трудолюбивый  хозяин встаёт с петухами.

Шоколад

1. Кондитерское изделие из какао с сахаром.

2. Молочный шоколад, горький шоколад; плитка шоколада.

3. Шоколадка, шоколадные (конфеты).

4. -

5. Первичн. заимств. европ. из исп. chocolate.

  1. Моя сестра любит молочный шоколад.

Шоколадные конфеты — лучший сладкий подарок.

Шоссе (нескл.)

  1. Дорога с твёрдым покрытием
  2. Загородное шоссе
  3. Шоссейный (путь), шоссейка.
  4. Трасса, дорога, мостовая.
  5. Заимствовано из франц. «chaussee» - усыпанная известняком дорога.
  6. Шла Саша по шоссе и сосала сушку (чистоговорка).

           По широкому шоссе ехали грузовые машины

           Мы выехали на загородное шоссе.

Экватор

  1. Воображаемая линия пересечения земной поверхности, делящая земной шар на северное и  южное полушария (урок географии).
  2. Небесный экватор;
  3. Экваториальный (круг); экваториальная Африка.
  4. Происходит от лат. aequator (diei et noctis) «уравнитель (дня и ночи)», от aequāre «делать ровным (равным)», от aequus «ровный, плоский». Русск. экватор заимств. через нем. Äquator.
  5. Линия экватора делит земной шар на две половинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Конспект открытого урока в 10 классе по швейному делу с детьми со сложной структурой дефекта

Тема урока: Изготовление мягкой игрушки «Рыбка». Тип урока комбинированный, с использованием здоровьесберегающих технологий....

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)

Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...

Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...