Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_estestvoznaniyu_dlya_6_klassa_2012-2013.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
С. Н. Кремнева
«____» 2013 г.
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы
Протокол № ____ от ______________ 2013 г.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением учителей старших классов
протокол № ____ от 2013г.
Председатель МО учителей старших классов
И. А. Терехова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
6 » КЛАСС
Составитель:
учитель второй категории
Колесникова Татьяна Сергеевна
Москва, 2013 г.
Рабочая программа по естествознанию для 6 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 2010г.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.
Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
- формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса и способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Все обучающиеся 6 класса нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Биология как учебный предмет в 6 классе состоит из следующих разделов:
- Природа.
- Вода.
- Воздух.
- Полезные ископаемые.
- Почва
Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.
В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение; - личностно-ориентированное обучение.
В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениям.
Содержание рабочей программы по естествознанию 6 класс
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Природа | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу. (4ч.) | Уточнить понятия «живая» и «неживая» природа. Повторить предметы и явления неживой природы, их изменения. Дать представления о том для чего нужно изучать природу. | Уточнить знания о живой и неживой природе | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы. | Знает и называет объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, их изменения. | с минимальной помощью учителя называет объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, их изменения | С помощью учителя показывает объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, их изменения. |
Вода | Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды (15 ч.) | Дать представления о воде и её свойствах, о растворимых и нерастворимых веществах, о трех состояниях воды, о работе воды в природе, её использовании в быту и промышленности, охране воды. | Познакомиться с водой и её свойствами, с растворимыми и нерастворимыми веществами, с различными состояниями воды, с работой воды в природе, её использованием в быту и промышленности, охраной воды. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы. | Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания, называет свойства и состояния воды, может рассказать об её использовании в быту и промышленности. | С минимальной помощью выполняют предложенные учителем задания, называют свойства и состояния воды, может рассказать об её использовании в быту и промышленности. | Выполняют предложенные задания с помощью учителя с учётом своих психофизичес-ких возможностей. С помощью учителя называют свойства воды и её состояния. |
Воздух | Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Борьба за чистоту воздуха. (15 ч.) | Дать представления о свойствах, составе воздуха и его охране. | Познакомиться с составом и свойствами воздуха, систематизировать знания о значении воздуха в природе. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы. | Называют основные свойства воздуха, его состав. Могут рассказать о значении воздуха в жизни человека и животных. Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания | Называют основные свойства воздуха, его состав с минимальной помощью учителя. | С помощью учителя показывают и называют основные свойства воздуха. |
Полезные ископаемые | Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в строительстве: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений: калийная соль, фосфориты. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная и медная руды и др. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.) (20 ч.) | Дать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, горючих полезных ископаемых и их свойствах, о полезных ископаемых, которые используются при получении минеральных удобрений и металлов, о получении черных и цветных металлов. | Познакомиться с полезными ископаемыми, их видами и свойствами, их ролью в жизни человека. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы. | Знает что такое полезные ископаемые. Различает и называет виды полезных ископаемых, их свойства и применение. Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания. | С минимальной помощью называет виды полезных ископаемых, их свойства и применение. | Выполняют предложенные задания с помощью учителя с учётом своих психофизичес-ких возможностей. Показывает с помощью учителя разные виды полезных ископаемых |
Почва | Почва. Образование и состав почвы. Минеральная и органическая части почвы. Виды и свойства почв: песчаные и глинистые почвы. Плодородие почв. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. (10 ч.) Повторение (4 ч.) | Дать представления о почве: её составе, свойствах, видах. Уточнить знания о видах обработки почвы, значении почвы в народном хозяйстве и её охране. | Познакомиться с почвой: её составом, свойствами, видами, значением в народном хозяйстве и охраной. | Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы. | Знает определение «почва», может рассказать о составе и свойствах почвы, способах её обработки и значении в народном хозяйстве. | с минимальной помощью учителя может рассказать о составе и свойствах почвы, способах её обработки | С помощью учителя называют состав почвы. Показывают на картинках способы обработки почвы. |
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | |
Теория | Контрольные работы | ||
1 | Природа | 4 | |
2 | Вода | 14 | 1 |
3 | Воздух | 14 | 1 |
4 | Полезные ископаемые | 19 | 1 |
5 | Почва | 9 | 1 |
6 | Повторение пройденного материала. | 4 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
Литература:
- Никишов А. И.
Биология: неживая природа. - Учеб. для 6 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: «Просвещение», 2011 г.
- Никишов А. И.
Биология: неживая природа. – Рабочая тетрадь для 6 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.:«Просвещение», 2009 г
- Галеева Н. Л.
Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. – М.: 5 за знания, 2005 г.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIII вида № 532
ЦОУО Департамента образования города Москвы
«Согласовано» «Утверждаю»
Председатель методического объединения Зам. директора по УР
учителей старших классов ________Лысикова Е.В.
«______»___________2012г. «______»________2012г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по предмету естествознание для 6 «а» класса
на 2012/2013 учебный год
Количество часов в неделю 2 часа _____________________________
Количество часов в год 68 часов _____________________________
Итоговые тематические самостоятельные работы 4 _______________________
Тестовые работы 1 _____________________________
Практические работы 3 _____________________________
Составлен в соответствии с программой И. М. Бгажноковой
Учитель Колесникова Т.С.
Рассмотрен и утверждён на заседании методического объединен
председатель МО_ учителей старших классов Терехова И.А.____________________
№ раз-дела | № урока | Наименования разделов, тем занятий по программе | Кол-во часов | Дата | Вид занятий |
I четверть 18 часов | |||||
Введение | 3 | ||||
1 | Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. | 1 | 04.09.12 | беседа | |
2 | Твердые тела, жидкости и газы. Изменения в природе. | 1 | 06.09.12 | ||
3 | Наблюдение явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу. | 1 | 11.09.12 | ||
I | Вода | 13 | |||
4 | Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. | 1 | 13.09.12 | ||
5, 6 | Свойства воды как жидкости (непостоянство формы, расширение при нагревании, сжатие при охлаждении, расширение при замерзании). | 2 | 18.09.12 20.01.12 | Демонстрация опытов. | |
7 | Вода – растворитель некоторых твердых веществ. Использование свойств воды. | 1 | 25.09.12 | Демонстрация опытов (растворение соли, сахара в воде). | |
8 | Нерастворимые в воде вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. | 1 | 27.09.12 | ||
9 | Водные растворы и их использование. | 1 | 02.10.12 | ||
10 | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | 1 | 04.10.12 | ||
11 | Питьевая вода. Дефицит пресной воды на Земле. Тестовая работа № 1. | 1 | 09.10.12 | ||
12 | Три состояния воды. | 1 | 11.10.12 | ||
13 | Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Практическая работа № 1: «Измерение температуры воды». | 1 | 16.10.12 | ||
14, 15 | Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение. | 1 | 18.10.12 23.10.12 | ||
16 | Использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве. | 1 | 25.10.12 | ||
17 | Значение воды в природе. Охрана вод. | 1 | 30.10.12 | ||
18 | Обобщающий урок | 1 | 01.11.12 | ||
II четверть 14 часов | |||||
II | Воздух (12 ч) | ||||
1 | 1 | Воздух вокруг нас. | 1 | 13.11.12 | Демонстрация опыта по обнаружению воздуха в пористых веществах (сахар, почва и др.). |
2 | 2 | Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность. Воздух занимает место. | 1 | 15.11.12 | Демонстрация опыта. |
3 | 3 | Воздух сжимаем и упруг. | 1 | 20.11.12 | Демонстрация опыта. |
4 | 4 | Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства. Давление. | 1 | 22.11.12 | |
5 | 5 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 1 | 27.11.12 | Демонстрация опыта. |
6 | 6 | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. | 1 | 29.11.12 | Демонстрация опыта. |
7 | 7 | Состав воздуха. Кислород, его свойства, значение. | 1 | 04.12.12 | |
8 | 8 | Углекислый газ, его свойства, применение. | 1 | 06.12.12 | |
9 | 9, 10 | Движение воздуха. Ветер. Направление ветра. Ураган. Работа ветра в природе. | 2 | 11.12.12 13.12.12 | |
10 | 11 | Чистый и загрязненный воздух. | 1 | 18.12.12 | |
11 | 12 | Значение воздуха в природе. Охрана воздуха. | 1 | 20.12.12 | |
12 | 13 | Самостоятельная работа № 1. | 1 | 25.12.12 | |
14 | Обобщающая беседа | 1 | 27.12.12 | ||
III четверть 20 часов | |||||
III | Полезные ископаемые (20 ч) | ||||
1 | 1 | Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Гранит. | 1 | ||
2 | 2 | Известняки. | 1 | ||
3 | 3 | Песок и глина. | 1 | Демонстрация опыта. | |
4 | 4 | Горючие полезные ископаемые. Торф, внешний вид, свойства. | 1 | ||
5 | 5 | Каменный уголь. Внешний вид, свойства. Добыча и использование. | 1 | ||
6 | 6 | Нефть, внешний вид, свойства. Продукты переработки нефти. | 1 | ||
7 | 7 | Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование. Самостоятельная работа № 2. | 1 | ||
8 | 8 | Полезные ископаемые, их которых получают минеральные удобрения. Калийная соль, внешний вид, свойства. | 1 | Демонстрация опыта: определение растворимости калийной соли. | |
9 | 9 | Фосфориты, внешний вид, свойства. Добыча и использование. | 1 | Демонстрация опыта: определение растворимости фосфоритов. | |
10 | 10 | Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железная руда, ее внешний вид. | 1 | ||
11 | 11 | Черные металлы, их свойства. Чугун. | 1 | ||
12 | 12 | Сталь. Распознание стали и чугуна. | 1 | Заполнение таблицы. | |
13 | 13 | Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. | 1 | ||
14 | 14 | Алюминий. Внешний вид, свойства. | 1 | ||
15 | 15 | Медь и олово. | 1 | ||
16 | 16 | Самостоятельная работа № 3. | 1 | ||
17 | 17 | Местные полезные ископаемые. Физические свойства, использование. | 1 | ||
18 | 18 | Экономия металлов. Переработка вторичного сырья. Охрана недр. | 1 | ||
19 | 19 | Музей минералогии. | 1 | ||
20 | 20 | Обобщающий урок. | 1 | Экологическая игра. | |
IV четверть 16 часов | |||||
IV | Почва (10 ч) | ||||
1 | 1 | Почва – верхний слой земли. Ее образование. | 1 | Беседа | |
2 | 2 | Состав почвы. Вода и воздух в почве. | 1 | ||
3 | 3 | Перегной - органическая часть почвы. | 1 | Демонстрация опыта | |
4 | 4 | Глина, песок, соли – минеральная часть почвы. | 1 | Демонстрация опыта | |
5 | 5 | Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. | 1 | ||
6 | 6 | Практическая работа № 2: «Водные свойства песчаных и глинистых почв». | 1 | ||
7 | 7 | Плодородие – основное свойство почвы. | 1 | ||
8 | 8 | Почвы Москвы и Московской области. | 1 | ||
9 | 9 | Значение почвы в народном хозяйстве. Обработка почвы. | 1 | ||
10 | 10 | Эрозия почв. Охрана почв. | 1 | ||
11 | Практическая работа № 3: «Обработка почвы на пришкольном участке». | 1 | |||
12 | Самостоятельная работа № 4 по теме «Почва». | 1 | |||
13 | Урок – викторина. | 1 | |||
14 | Обобщающий урок. | 1 |
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом школы
Протокол № ____ от ______________ 2012 г.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей старших классов
протокол № ____ от 2012 г.
Председатель МО учителей старших классов
И. А. Терехова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс
Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)
Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)
Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...