Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему

Колесникова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

                 С. Н. Кремнева

«____»                   2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от ______________ 2013 г.

РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                                  Методическим объединением учителей старших классов

протокол № ____ от                                  2013г.

Председатель МО учителей старших классов

                         И. А. Терехова  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

6 » КЛАСС

Составитель:

учитель второй  категории

Колесникова Татьяна Сергеевна

Москва, 2013 г.

Рабочая программа по естествознанию для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии  в 6 классе составлена на основе   программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 2010г.

      Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.

Основная цель обучения биологии в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида предусматривает изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ о   неживой природе, формирование представления о мире, который окружает человека.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых организмов), бережного отношения к природе;
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса и способствует их умственному развитию.

Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей. Все обучающиеся 6 класса нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Биология  как учебный предмет в 6  классе состоит из следующих разделов:

  • Природа.
  • Вода.
  • Воздух.
  • Полезные ископаемые.
  • Почва

Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека.

В процессе знакомства с неживой природой  у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;                                                                                                                                                                                           - личностно-ориентированное обучение. 

      В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениям.

Содержание рабочей программы по естествознанию 6 класс

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Природа

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

 (4ч.)

Уточнить понятия «живая» и «неживая» природа. Повторить предметы и явления неживой природы, их изменения. Дать представления о том для чего нужно изучать природу.

Уточнить знания о живой и неживой природе

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы.

Знает и называет объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, их изменения.

с минимальной помощью учителя называет объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, их изменения

С помощью учителя показывает объекты живой и неживой природы, явления неживой природы, их изменения.

Вода

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды (15 ч.)

Дать представления о воде и её свойствах, о растворимых и нерастворимых веществах, о трех состояниях воды, о работе воды в природе, её использовании в быту и промышленности, охране воды.

Познакомиться с водой и её свойствами, с растворимыми и нерастворимыми веществами, с различными состояниями воды, с работой воды в природе, её использованием в быту и промышленности, охраной воды.

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы.

Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания, называет свойства и состояния воды, может рассказать об её использовании в быту и промышленности.

С минимальной помощью выполняют предложенные учителем задания,  называют свойства и состояния воды, может рассказать об её использовании в быту и промышленности.

Выполняют предложенные задания с помощью учителя с учётом своих психофизичес-ких возможностей.

С помощью учителя называют свойства воды и её состояния.

Воздух

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту.

Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Борьба за чистоту воздуха. (15 ч.)

Дать представления о свойствах, составе воздуха и его охране.

Познакомиться с составом и свойствами воздуха, систематизировать знания о значении воздуха в природе.

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы.

Называют основные свойства воздуха, его состав. Могут рассказать о значении воздуха в жизни человека и животных.

Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания

Называют основные свойства воздуха, его состав с

минимальной помощью учителя.

С помощью учителя показывают и называют основные свойства воздуха.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в строительстве: гранит, известняк, песок, глина.

Горючие  полезные  ископаемые: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений: калийная соль, фосфориты. 

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов:  железная и медная руды и др.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.)  (20 ч.)

Дать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, горючих полезных ископаемых и их свойствах, о полезных ископаемых,   которые используются при получении минеральных удобрений и металлов, о получении черных и цветных металлов.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их видами и свойствами,   их ролью в жизни человека.

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы.

Знает что такое полезные ископаемые. Различает и называет  виды полезных ископаемых,

их свойства и применение.  Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания.

С минимальной помощью называет  виды полезных ископаемых,

их свойства и применение.

Выполняют предложенные задания с помощью учителя с учётом своих психофизичес-ких возможностей.

Показывает с помощью учителя разные виды полезных ископаемых

Почва

Почва. Образование и состав почвы.

Минеральная и органическая части почвы.

    Виды и свойства почв: песчаные и глинистые почвы.

    Плодородие почв.

    Обработка почвы.       Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

(10 ч.)

Повторение (4 ч.)

Дать представления о почве: её составе, свойствах, видах. Уточнить знания о видах обработки почвы, значении почвы в народном хозяйстве и её охране.

Познакомиться с почвой: её составом, свойствами, видами, значением в народном хозяйстве и охраной.

Работа в тетрадях, самостоятель-ные работы, практические работы.

Знает определение «почва», может рассказать о составе и свойствах почвы, способах её обработки и значении в народном хозяйстве.

с минимальной помощью учителя может рассказать о составе и свойствах почвы, способах её обработки

 С помощью учителя называют состав почвы. Показывают на картинках способы обработки почвы.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы

1

Природа

4

2

Вода

14

1

3

Воздух

14

1

4

Полезные ископаемые

19

1

5

Почва

9

1

6

Повторение пройденного материала.

4

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся  должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся  должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;

Литература:

  1. Никишов А. И.

Биология: неживая природа. - Учеб. для 6 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида.- М.: «Просвещение», 2011 г.

  1. Никишов А. И.

      Биология: неживая природа. – Рабочая тетрадь для 6 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида.-      М.:«Просвещение», 2009 г

  1. Галеева Н. Л.

Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. – М.: 5 за знания, 2005 г.

  1. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.

  1. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаVIII вида № 532

ЦОУО Департамента образования города Москвы

«Согласовано»                                                                                                 «Утверждаю»

Председатель методического объединения                                    Зам. директора по УР

учителей старших  классов                                                           ________Лысикова Е.В.

«______»___________2012г.                                                     «______»________2012г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету                 естествознание         для   6 «а»  класса

на 2012/2013 учебный год

Количество часов в неделю                 2 часа                _____________________________

Количество часов в год                 68 часов                _____________________________

Итоговые тематические самостоятельные работы         4        _______________________

Тестовые работы                 1                                _____________________________

Практические работы                 3                        _____________________________

                                              Составлен в соответствии с программой                 И. М. Бгажноковой

                                              Учитель                 Колесникова Т.С.

                                              Рассмотрен и утверждён на заседании методического объединен

                                               председатель    МО_ учителей старших классов Терехова И.А.____________________

раз-дела

№ урока

Наименования разделов, тем занятий по программе

Кол-во часов

Дата

Вид

занятий

I  четверть 18 часов

Введение

3

1

 Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

1

04.09.12

беседа

2

Твердые тела, жидкости и газы. Изменения в природе.

1

06.09.12

3

Наблюдение явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.

1

11.09.12

I

Вода

13

4

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

1

13.09.12

5, 6

Свойства воды как жидкости (непостоянство формы, расширение при нагревании, сжатие при охлаждении, расширение при замерзании).

2

18.09.12

20.01.12

Демонстрация опытов.

7

Вода – растворитель некоторых твердых веществ. Использование свойств воды.

1

25.09.12

Демонстрация опытов (растворение соли, сахара в воде).

8

Нерастворимые в воде вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

27.09.12

9

Водные растворы и их использование.

1

02.10.12

10

Растворы в природе: минеральная и морская вода.

1

04.10.12

11

Питьевая вода. Дефицит пресной воды на Земле.

Тестовая работа № 1.

1

09.10.12

12

Три состояния воды.

1

11.10.12

13

Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус.

Практическая работа № 1: «Измерение температуры воды».

1

16.10.12

14, 15

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение.

1

18.10.12

23.10.12

16

Использование воды в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

1

25.10.12

17

Значение воды в природе. Охрана вод.

1

30.10.12

18

Обобщающий урок

1

01.11.12

II  четверть 14 часов

II

Воздух (12 ч)

1

1

Воздух вокруг нас.

1

13.11.12

Демонстрация опыта по обнаружению воздуха в пористых веществах (сахар, почва и др.).

2

2

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность.  Воздух занимает место.

1

15.11.12

Демонстрация опыта.

3

3

Воздух сжимаем и упруг.

1

20.11.12

Демонстрация опыта.

4

4

Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства. Давление.

1

22.11.12

5

5

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

1

27.11.12

Демонстрация опыта.

6

6

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха.

1

29.11.12

Демонстрация опыта.

7

7

Состав воздуха. Кислород, его свойства, значение.

1

04.12.12

8

8

Углекислый газ, его свойства, применение.

1

06.12.12

9

9, 10

Движение воздуха. Ветер. Направление ветра. Ураган. Работа ветра в природе.

2

11.12.12

13.12.12

10

11

Чистый и загрязненный воздух.

1

18.12.12

11

12

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

1

20.12.12

12

13

Самостоятельная работа № 1.

1

25.12.12

14

Обобщающая беседа

1

27.12.12

III  четверть 20 часов

III

Полезные ископаемые (20 ч)

1

1

Полезные ископаемые, применяемые в строительстве. Гранит.

1

2

2

Известняки.

1

3

3

Песок и глина.

1

Демонстрация опыта.

4

4

Горючие полезные ископаемые. Торф, внешний вид, свойства.

1

5

5

Каменный уголь. Внешний вид, свойства. Добыча и использование.

1

6

6

Нефть, внешний вид, свойства. Продукты переработки нефти.

1

7

7

Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование.

Самостоятельная работа № 2.

1

8

8

Полезные ископаемые, их которых получают минеральные удобрения. Калийная соль, внешний вид, свойства.

1

Демонстрация опыта: определение растворимости калийной соли.

9

9

Фосфориты, внешний вид, свойства. Добыча и использование.

1

Демонстрация опыта: определение растворимости фосфоритов.

10

10

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железная руда, ее внешний вид.

1

11

11

Черные металлы, их свойства. Чугун.

1

12

12

Сталь. Распознание стали и чугуна.

1

Заполнение таблицы.

13

13

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных.

1

14

14

Алюминий. Внешний вид, свойства.

1

15

15

Медь и олово.

1

16

16

Самостоятельная работа № 3.

1

17

17

Местные полезные ископаемые. Физические свойства, использование.

1

18

18

Экономия металлов. Переработка вторичного сырья. Охрана недр.

1

19

19

Музей минералогии.

1

20

20

Обобщающий урок.

1

Экологическая игра.

IV четверть 16 часов

IV

Почва (10 ч)

1

1

Почва – верхний слой земли. Ее образование.

1

Беседа

2

2

Состав почвы. Вода и воздух в почве.

1

3

3

Перегной - органическая часть почвы.

1

Демонстрация опыта

4

4

Глина, песок, соли – минеральная часть почвы.

1

Демонстрация опыта

5

5

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.

1

6

6

Практическая работа № 2:

«Водные свойства песчаных и глинистых почв».

1

7

7

Плодородие – основное свойство почвы.

1

8

8

Почвы Москвы и Московской области.

1

9

9

Значение почвы в народном хозяйстве. Обработка почвы.

1

10

10

Эрозия почв. Охрана почв.

1

11

Практическая работа № 3: «Обработка почвы на пришкольном участке».

1

12

Самостоятельная работа № 4 по теме «Почва».

1

13

Урок – викторина.

1

14

Обобщающий урок.

1

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от ______________ 2012 г.

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

учителей старших классов

протокол № ____ от                                  2012 г.

Председатель МО учителей старших классов

                         И. А. Терехова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)

Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта...