Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

 

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_9_kl.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  специфических нарушений.

Цель:  сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

образовательные:

  1.  усвоить важнейшие факты истории;
  2. создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
  3.  усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
  4. овладеть умением применять знания по истории в жизни;
  5.  выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные;

  1. гражданское воспитание учащихся,
  2. патриотическое воспитание,
  3. воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
  4. нравственное воспитание,
  5.  эстетическое воспитание,
  6. трудовое воспитание,
  7. правовое воспитание,
  8. формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие:

  1. развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
  1. Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
  2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Принципы:

  1. принцип коррекционной направленности в обучении;
  2.  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  3. принцип научности и доступности обучения;
  4.  принцип систематичности и последовательности в обучении;
  5.  принцип наглядности в обучении;
  6.  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

 Методы:

  1. словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  2. наглядные – наблюдение, демонстрация
  3. практические – упражнения, работа с исторической картой.

    Занятия провожу в классно урочной форме.

Типы уроков:

  1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  2. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  3. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  4.  Комбинированный урок

Применяются  ТСО: фрагменты кино (видео,DVD),  мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Для контроля ЗУНов учеников  применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится  15 минут на уроке.  

История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навыками.  Отводится большая роль коррекционного воздействия  изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.

В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается  отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует  лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках использую информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в.

Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. По настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества.

Кроме того, в программу  включены региональные компоненты исторического образования – история Амурской области . На данных уроках особое внимание уделяется  краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов — важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная  работа по использованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

        

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

9 кл

18 ч.

14 ч.

20 ч.

14 ч.

66 ч.

Тематическое планирование

В 9 классе материал представлен следующими разделами:

- «Россия в начале XX в.» (9 ч.)

- «Россия в 1917 – 1920 гг.» (8 ч.)

- «Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы» (11 ч.)

- «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.» (15 ч.)

- «Советский Союз в 1945 – 1991 гг.» (14 ч.)

- «Новая Россия в 1991 – 2011 гг.» (5 ч.)

-  Контрольная работа (4 ч.)

Список литературы:

  1. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
  2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
  4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
  5. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
  6. Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.
  7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
  2. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
  3. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
  4. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
  5. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Н.М.Редькина. Учебник для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. - М. Владос, 2004.
  6. Словарь по коррекционной педагогике  и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
  7. Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся 9 класса.

 Учащиеся должны знать:

основные исторические события революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

№/

№/

Содержание программного материала

Часы

Дата

Повторение пройденного материала

Наглядно-  дидактический материал

9 класс

67 ч.

I четверть

18 ч.

Россия в начале XX века.

9 ч.

1

1

Начало правления Николая II

1

Карточки с

заданиями

2

2

Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

карточки с заданием.

з

3

Первая русская революция.

1

Начало правления Николая II

Карточки

с заданием.

4

4

Появление первых политических партий.

1

Русско-японская война

1904-1905 гг.

Карточки с заданием

5

5

Реформы государственного управления.

1

Первая русская революция.

Карточки с заданием

6

6

Реформы П А. Столыпина

1

Появление первых политических партий

портрет П.А. Столыпина.

7

7

Серебряный век русской культуры.

1

Реформы государственного управления.

Иллюстрации.

8

8

Россия в Первой мировой войне.

1

Реформы П. А. Столыпина

Карточки с

заданием

9

9

Повторительно - обобщающий урок «Россия в начале XX века».

1

Карты «Русско-японская:

война», «Революция 1905-

07 гг. в России»в учебнике

Россия в 1917-1920 годах

9 ч.

10

10

Февральская революция и отречение царя от престола.

1

Серебряный век русской культуры.

Карта «Первая мировая война», карточки с заданиями.

11

11

Захват власти большевиками в Петрограде.

1

Россия в Первой мировой войне.

Карта-схема «Вооруженное

восстание в Петрограде»,

иллюстрация «Штурм

Зимнего дворца»

12

12

Установление Советской власти

1

Февральская революция и отречение царя от престола.

карточки с заданиями.

13

13

Начало гражданской войны и

интервенция. Создание Белой и

Красной армии.

1

Захват власти большевиками в Петрограде.

Карта «Гражданская война и интервенция»

14

14

Борьба между «красными» и

«белыми».

1

Установление Советской власти

Карта «Гражданская война и интервенция»

15

15

Крестьянская война против «белых» и «красных».

1

Начало гражданской войны и интервенция. Создание Белой и Красной армии.

Карта «Великая Октябрьская

социалистическая революция

и гражданская война»

16

16

Экономическая политика Советской власти.

1

Борьба между «красными» и «белыми».

Карта «Великая Октябрьская

социалистическая революция

и гражданская война»

17

17

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1

Крестьянская война против «белых» и «красных».

Книга «10 дней, которые

потрясли мир», Джона Рида,  фотодокументы

18

18

Контрольное тестирование по итогам I четверти

1

II четверть

14 ч.

Советская Россия - СССР в 20 - 30-е годы

11ч.

19

1

Новая экономическая политика

1

Экономическая политика Советской власти.

Карточки с заданиями,

20

2

Образование СССР.

1

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

Карта     «СССР»

21

3

Изменение в системе государственного управления.

1

Новая экономическая политика

Иллюстрации

22

4

Культ личности И. В. Сталина.

1

Образование СССР

Портрет  И.В.Сталина

23

5

Индустриализация в СССР.

1

Изменение        в        системе

государственного

управления.

Карта     «СССР»

24

6

Коллективизация крестьянского хозяйства.

1

Культ личности И. В. Сталина.

Карточки с заданием

25

7

Новая Конституция страны 1936 года.

1

Индустриализация в СССР.

Иллюстрации,     карточки     с заданием

26

8

Развитие науки в СССР в 20 - 30-е годы XX в.

Коллективизация крестьянского хозяйства.

Фото, иллюстрации

27

9

Развитие культуры в СССР в 20-30-е годы XX века.

1

Новая Конституция страны 1936 года.

28

10

Жизнь и быт советских людей в 20 -30-е годы XX века.

1

Развитие науки в СССР в 20 - 30-е годы XX в.

Карточки с заданием

29

11

Повторительно-обобщающий урок «Советская Россия - СССР в 20 - 30-е годы»

1

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ

30

12

СССР накануне Второй мировой войны.

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.»

31

13

Советский Союз в начале Второй мировой войны.

Жизнь и быт советских людей в 20 - 30-е годы XX века.

Карта «Вторая мировая война 1939- 1945гг.»

32

14

Контрольное тестирование по итогам II четверти

III четверть

20 ч.

33

1

Начало Великой Отечественной войны.

1

СССР накануне Второй мировой войны.

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.»

34

2

Битва за Москву.

1

Советский Союз в начале Второй мировой войны.

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.»

35

3

«Все для фронта! Все для победы!»

1

Начало Великой Отечественной войны.

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.»

36

4

Маршал Жуков.

1

Битва за Москву.

37

5

Блокада Ленинграда

1

«Все для фронта! все для победы!»

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.»

38

6

Сталинградская битва.

1

Маршал Жуков.

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг.»

39

7

Битва за Мамаев курган.

1

Блокада Ленинграда

40

8

Борьба советских людей на оккупированной территории

1

Сталинградская битва.

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», карточки

41

9

Битва на Курской дуге

1

Борьба советских людей на оккупированной территории

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», Таблица «Главные битвы войны»

42

10

Героизм тружеников тыла

1

Амурская область. В тылу как на фронте, перестройка экономики области.

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»,

43

11

Окончание Великой Отечественной войны

1

Битва на Курской дуге

Карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»,

44

12

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.

1

Битва на Курской дуге

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг»,

45

13

Повторительно - обобщающий урок «Великая Отечественная война 1941-1945 гг»

1

Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг» «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

Советский Союз в 1945 -1991 гг.

16 ч.

46

14

Возрождение страны после войны

1

Героизм тружеников тыла

Карточки с заданиями, иллюстрации, фотодокументы

47

15

Внешняя политика СССР. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.

1

Окончание                Великой Отечественной войны

48

16

Реформы Н.С. Хрущева

1

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.

Карта «Политическая карта мира»

49

17

Жизнь советских людей в годы правления Н.С. Хрущева

1

Внешняя политика СССР после войны.

Карта «СССР», карточки с заданиями

50

18

Достижения в науке и технике в 50 -60-е годы

1

Возрождение страны после войны

Карта «СССР» таблица «Реформы Хрущева»

51

19

Освоение космоса

1

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина.

Портрет С.П. Королева. Ю.А. Гагарина, В. Терешковой, карточки с заданиями

52

20

Контрольное тестирование по итогам III четверти

1

IV четверть

15 ч.

53

1

Хрущевская «оттепель».

1

Реформы Н.С. Хрущева.

Портрет А.Т. Твардовского, А.И. Солженицина, карточки с заданиями

54

2

Экономика и политика в эпоху «застоя».

1

Достижения в науке и технике в 50 - 60-е годы

Портрет Л.И. Брежнева

55

3

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.

1

Освоение космоса

Карта «СССР»

56

4

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

Экономика и политика в эпоху «застоя».

Иллюстрации, карточки

57

5

Жизнь и быт советских людей в 70 -80-е годы XX века.

1

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы.

карточки с заданиями, иллюстрации

58

6

Реформы М.С. Горбачева.

1

Афганская война.

карточки с заданиями

59

7

Распад СССР.

1

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

карточки с заданиями

60

8

Повторительно - обобщающий урок «Советский Союз в 1945 - 1991 гг.»

1

Карта      «СССР»,       карточки       с заданиями

    Новая Россия в 1991 - 2002 гг.

6 ч.

61

9

Экономические реформы Б.Н. Ельцина.

1

Жизнь и быт советских людей в 70 — 80-е годы XX века.

Карта «СССР»

7.05

62

10

Реформы государственного управления

1

Реформы М.С. Горбачева.

Таблица «Политическое устройство страны»

63

11

Развитие науки и культуры

 в 90-е годы XX в.

1

Распад СССР

Иллюстрационный материал по теме, карточки с заданиями

64

12

Продолжение реформ в России.

1

Экономические реформы Б.Н. Ельцина

Иллюстрационный материал по теме ,карточки с заданиями

65

13

Повторительно-обобщащий урок «Новая Россия 1991-2002 гг»

1

Иллюстрации, кроссворд, карточки

66

14

Срезовое контрольное тестирование по итогам IV четверти

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании»...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...