Рабочая программа по естествознанию 7 класс (для учащихся школы VIII вида)
рабочая программа по естествознанию (7 класс) на тему

Колесникова Татьяна Сергеевна


Программа разработана для учащихся с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_estestvoznanie_7_kl.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 532

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

                 С. Н. Кремнева

«____»                   2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

        Педагогическим советом школы

Протокол № ____ от ______________ 2013 г.

РАССМОТРЕНО

                                                                                                                                                   Методическим объединением учителей старших классов

протокол № ____ от                                  2013г.

Председатель МО учителей старших классов

                         И. А. Терехова  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    

по естествознанию

7 КЛАСС

Составитель:

учитель первой  категории

Колесникова Татьяна Сергеевна

Москва, 2014 г

Рабочая программа по естествознанию для 7 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Рабочая программа по естествознанию  в 7  классе составлена на основе   программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 2010г.

      Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: З.А.Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.. 7 класс. – М.: Просвещение, 2008 г.

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Единая  концепция  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной  школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Биология  как учебный предмет в 7  классе состоит из следующих разделов:

  • Введение.
  •  Многообразие растений
  • Растения леса
  • Комнатные растения.
  • Цветочно-декоративные растения
  •  Растения поля
  •  Овощные растения
  •  Растения сада

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

 

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса,  самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;                                                                                                                                                                                           - личностно-ориентированное обучение. 

      В программе выделяется 3 уровня: первый (базовый) предполагает реализацию требований в полном объеме, второй уровень предполагает меньший объем программного материала, третий уровень осваивают ученики с более выраженными интеллектуальными нарушениям.

   

Содержание рабочей программы по естествознанию 7 «А» класс

(68 ч в год, 2 ч в неделю)

Раздел в предмете

Содержание и примерное кол-во часов

Задачи

Цели

Способ проверки достижений учащихся

Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Введение

Многообразие растений, цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.

 (2ч.)

Проверить знания о растениях, их роли в жизни животных и человека.

Уточнить знания о растениях, их роли в жизни животных и человека.

Работа в тетрадях, практические работы, устные ответы.

Знает и называет различные растения, может рассказать о роли растений в жизни животных и человека.

с минимальной помощью учителя называет различные растения, может рассказать о роли растений в жизни животных и человека

С помощью учителя показывает различные растения на картинках

Многообразие растений

Культурные и дикорастущие растения.

Подземные и наземные органы растения: корень (строение, образование корней, виды корней, корневые волоски, их значение; значение корня в жизни растения, видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень));

Стебель (разнообразие стеблей, положение стебля в пространстве, строение древесного стебля, значение стебля в жизни растений, образование стебля, побег); лист (внешнее строение листа, простые и сложные листья, расположение листьев на стебле, жилкование листа, значение листьев жизни растения, дыхание растений, обмен веществ у растений, листопад и его значение); цветок (строение цветка, понятие о соцветиях, опыление цветков, образование плодов и семян, распространение плодов и семян); строение семени. (16 ч)

Уточнить понятия культурные и дикорастущие растения. Познакомить с подземными и наземными частями растения (корень, стебель, лист, цветок, строение семени).

Систематизировать знания о культурные и дикорастущие растения, познакомиться с подземными и наземными частями растений.

Работа в тетрадях, практические работы, устные ответы.

Из предложенных растений выбирает культурные и дикорастущие растения, называет и показывает части растений, может рассказать об их значении для растения.

С минимальной помощью учителя из предложенных растений выбирает культурные и дикорастущие растения, называет и показывает части растений.

С помощью учителя показывает различные части растений.

Растения леса

 Лиственные деревья: береза, дуб, липа, осина.

Хвойные деревья: ель, сосна.

Особенности внешнего строения деревьев. Сравнительная характеристика. Внешний вид, условия произрастания. Использование древесины различных пород.

Лесные кустарники: особенности внешнего вида, их отличие от деревьев. Бузина, лещина (орешник), шиповник. Отличительные признаки съедобных и ядовитых ягод. Ягодные кустарники: черника, брусника, сравнительная характеристика, лекарственное значение ягод. Травы: ландыш, кислица, подорожник, мать-и-мачеха, зверобой, их практическое значение. Грибы: строение грибов, съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлении грибами.

Охрана леса.(14 ч.)

Познакомить с лиственными и хвойными деревьями, лесными и ягодными кустарниками, травами, грибами: с особенностями их внешнего вида, их практическим значением.

Познакомиться с лиственными и хвойными деревьями, лесными и ягодными кустарниками, травами, грибами: с особенностями их внешнего вида, их практическим значением.

Устный опрос, работа в тетрадях, тестовые задания

Различает  и называет лиственные и хвойные деревья, может назвать отличительные особенности (самостоятель-но); называет лесные и ягодные кустарники, травы; различает съедобные и ядовитые грибы.

С помощью учителя различает  и называет лиственные и хвойные деревья, может назвать отличительные особенности, называет лесные и ягодные кустарники, травы; различает съедобные и ядовитые грибы

С максимальной помощью учителя показывает на картинках лиственные и хвойные деревья, травы.

Комнатные растения

Разнообразие комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые. Особенности внешнего строения и биологические особенности растений. Особенности ухода, выращивания и размножения. Польза, приносимая комнатными растениями. Фитодизайн.     (5 ч.)

Познакомить с разнообразием комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые; особенностями их внешнего вида и биологическими особенностями, особенностями ухода, выращивания и размножения, их пользой.

Ознакомиться с разнообразием комнатных растений: светолюбивые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые; особенностями их внешнего вида и биологическими особенностями, особенностями ухода, выращивания и размножения, их пользой.

Устные опросы, практические и тестовые задания

Называет по 1 растению , относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения и ухода за ними.

С помощью учителя называет по 1 растению , относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения   и ухода за ними.

С максимальной помощью учителя показывает растения, относящиеся к каждой группе, показывает приемы ухода за растениями.

Цветочно-декоративные растения

Однолетние растения: настурция, астра, петунья, календула, особенности внешнего строения, особенности выращивания, размещение в цветнике. Виды цветников.

Двулетние растения: мальва, анютины глазки, маргаритки, особенности внешнего строения и выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних растений.

Многолетние растения: флоксы, пионы, георгины- особенности строения, выращивания, размещение в цветнике. Цветы в жизни человека. (5 ч.)

Познакомить с однолетними, двулетними и многолетними растениями, особенностями их строения, выращивания, размещения в цветнике.

Познакомиться с однолетними, двулетними и многолетними растениями, особенностями их строения, выращивания, размещения в цветнике

Устные опросы, практические и самостоятельные работы.

Называет по 1 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего вида и ухода за ними.

С помощью учителя называет по 1 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения   и ухода за ними.

С максимальной помощью учителя показывает растения, относящиеся к каждой группе, показывает приемы ухода за растениями.

Растения поля

Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза. Труд хлебороба.

Технические культуры: сахарная свекла, лен, хлопчатник, картофель, подсолнечник. Особенности внешнего строения, их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Одежда из льна и хлопка. Сорные растения полей и огородов: осот, пырей,  лебеда. Внешний вид. Борьба с сорными растениями. (9 ч.)

Познакомить с растениями полей: злаковыми культурами, техническими культурами, особенностями внешнего строения и биологическими особенностями, особенностями их выращивания, использования в народном хозяйстве; Дать представления о сорных растениях и борьбе с ними.

Познакомиться с растениями полей: злаковыми культурами, техническими культурами, особенностями внешнего строения и биологическими особенностями, особенностями их выращивания, использования в народном хозяйстве; сорными растениями и борьбе с ними.

Устные опросы, практические и самостоятельные работы

Называет по 1-2  растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения, их выращивания.

С помощью учителя называет по 1- 2 растению, относящемуся к каждой группе: перечисляет особенности внешнего строения,   их выращивания

С максимальной помощью учителя показывает растения, относящиеся к каждой группе, показывает приемы ухода за растениями.

Овощные растения

Однолетние овощные растения: огурец, помидор, горох, фасоль, баклажан, перец, редис, укроп.

Двулетние овощные растения: морковь, свекла, капуста, петрушка.

Многолетние растения: лук. Особенности внешнего строения, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени.  Польза овощных растения. Овощи – источник здоровья (витамины). Использование человеком.  (8 ч.)

Познакомить с овощными растениями: однолетними, двулетними и многолетними, особенностями внешнего строения, выращивания, пользой овощных растений и использовании человеком.

Познакомиться с овощными растениями: однолетними, двулетними и многолетними, особенностями внешнего строения, выращивания, пользой овощных растений и использовании человеком.

Устные опросы, практические и самостоятельные работы

Называет изученные овощные культуры, особенности внешнего вида и выращивания.

Называет изученные овощные культуры, с помощью учителя перечисляет особенности внешнего вида растений.

Называет овощные растения: огурец, помидор, лук, перец, морковь, свекла, капуста.

Растения сада

Яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, земляника. Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму. (8 ч.)

Познакомить с растениями сада и их биологическими особенностями выращивания, вредителями сада и способами борьбы с ними, пользой фруктов и ягод.

Познакомиться  с растениями сада и их биологическими особенностями выращивания, вредителями сада и способами борьбы с ними, пользой фруктов и ягод

Устные опросы, практические и самостоятельные работы

Называет изученные растения сада, особенности внешнего вида и выращивания.

Называет изученные растения сада, с помощью учителя перечисляет особенности внешнего вида растений.

Называет  растения сада: яблоня, груша, вишня, смородина.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Контрольные работы

1

Введение

2

2

Многообразие растений

15

1

3

Растения леса

13

1

4

Комнатные растения.

5

5

Цветочно-декоративные растения

5

6

Растения поля

8

1

7

Овощные растения

7

1

8

Растения сада

7

1

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся  должны знать:

Внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную  характеристику основных растений огорода, поля, леса, сада;

Общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;

Признаки сходства и различий между растениями;

Особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.

Обучающиеся  должны уметь:

Узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

Различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям и листьям, цветкам, плодам и семенам;

Устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);

Осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;

Работать с ручным сельско - хозяйственным инвентарем.

Литература:

  1. З.А.Клепинина

Биология: растения, бактерии, грибы. - Учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида.- М.: «Просвещение», 2008 г.

  1. З.А.Клепинина

Биология: растения, бактерии, грибы. – рабочая тетрадь для 7 кл. спец. (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида.- М.: «Просвещение», 2010 г.

  1. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа написана для учащихся с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по естествознанию 6 класс (для учащихся школы VIII вида)

Рабочая программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...