Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.
статья по теме

Фатхутдинова Ильсияр Ильгизяровна

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В нашей школе в 2008 году были созданы классы  с особой категорией учеников – с детьми, имеющими ГУО и сложные структуры дефекта. Классы были созданы,сучетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников в соответствии с Инструктивными письмами МО РФ от 03.04.2003г.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reformy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Г О У для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

Мастер-класс.

Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

Из опыта работы

учителя класса со сложной структурой дефекта

Фатхутдиновой Ильсияр Ильгизяровны

с. Камышла 2011г.

Реформы, осуществляемые в России, вызывают кардинальные изменения в обществе. Преобразованиями затронуты практически все сферы жизни и деятельности людей.

     В отношении системы специального образования научно обоснована необходимость разработки специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).В этом макете представлен  новый широкомасштабный подход к решению проблем обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья  (Н.Н. Малофеев). Как правило, любое отклонение в развитии ребенка влечет за собою нарушение его взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми. Лица с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от ряда объективных и субъективных причин имеют определенные трудности социальной адаптации. В рамках содержательной модернизации образования признается необходимым усилить внимание к социально-эмоциональному, личностному развитию, сознательной регуляции поведения ребенка в социуме. Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях  образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.

      Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины “аномальный ребенок”, “ребенок с нарушениями в развитии”, “ребенок с отклонениями в развитии’ и конкретизирующие их специальные термины (“дебил”, “идиот”, “даун”, “спастик”, ‘алалик”, “дизартрик”, и др.) как ярлыки, воспринимаемые как обозначение ненормальности, неполноценности человека.

       Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение . Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

        В нашей школе в 2008 году были созданы классы  с особой категорией учеников – с детьми, имеющими ГУО и сложные структуры дефекта . Классы были созданы,с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников в соответствии с Инструктивными письмами МО РФ от 03.04.2003г .  Где сказано, специальные классы, группы, для обучающихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесссоциальной интеграции и личностной самореализация этих обучающихся, воспитанников. Предельная наполняемость специальных классов, групп, коррекционного учреждения -5 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью.Организация образовательного процесса в специальных классах, группах регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.  В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы,  вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.

            Целью моего доклада является  обобщение опыта педагогической работы с особой категорией учеников – с детьми, со сложной структурой дефекта.

В 6 классе, обучается 5 детей 12 – 14 лет со сложными и множественными нарушениями развития .В классе  создана обстановка, способствующая развитию ребёнка. Соблюдается принцип зонирования, кабинет  разделён на учёбную зону, игровую зону, зону уединения. Благодаря  зоне уединения  у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение ,напряжения, восстановить силы, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться, особенно, «особым»  детям. Соответствующая коррекционно – развивающая среда класса стимулирует детей для обучения и игры..

В соответствии с заключением ОПМПК все воспитанники имеют умственную отсталость легкой степени в сочетании с другими выраженными функциональными нарушениями развития. Им рекомендовано обучение по Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Однако,  опыт педагогической практики показывает ,что применение этой  программы  в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких  первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия. Так ,как любое дополнительное нарушение еще более ограничивает небольшие познавательные возможности умственно отсталого ребенка .

Неоднородность состава класса, проявляется в способности к овладению знаниями и умениями, социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых качеств. Для повышения качества обучения класс был мною  разбит на две подгруппы.

В первую подгруппу включены дети, которые наряду с интеллектуальными недоразвитием имеют нарушениями опорно-двигательного аппарата неврологического генеза и различные нарушения речи. Они имеют достаточный уровень знаний и умений по предметам школьного цикла, удовлетворительно владеют навыками коммуницирования, проявляют интерес к общению и взаимодействию со сверстниками и педагогами. Таким образом, представители первой подгруппы способны овладеть рекомендованной им программой при наличии специально созданных условий и способов альтернативного общения.

Во вторую подгруппу вошли дети, которые наряду с более выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми нарушениями речи имеют функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Уровень познавательного, сенсомоторного и эмоционально-волевого развития представителей второй подгруппы не позволяет овладевать рекомендованной программой в полном объеме. Обучение этих детей требует не только соблюдения специальных условий, но и снижения уровня требований к достижениям.

Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения детей со сложной структурой дефекта на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой в рамках учебных планов (Инструктивными письмами МО РФ № 3 от 26.12.2000 г., №27/2722-6 от 03.04.2003 г.) с учетом рекомендаций по обучению детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата было разработано вариативное календарно-тематическое планирование по основным предметам школьного цикла. Авторская ВКТП было утверждено и рецензировано Центром специального образования Самарской области.

Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая-образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Основными направлениями  деятельности по сопровождению являются:

выбор образовательного маршрута  в процессе сопровождения развития ребёнка;  в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники  разных классов.  На начальной ступени образовательного маршрута предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции:

I.Язык и речевая практика

1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

II.Математика и применение математических знаний

1. Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)

3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

- выбор коррекционно-развивающего маршрута является ,следующим направлением в деятельности системы сопровождения ,для  преодоление личностных проблем в развитии ребенка .Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

  1. Формирование представлений ребенка о себе;
  2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;
  3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
  4. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;
  5. Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

- и одним из важнейших, актуальных направлений сопровождения выступает  игрокоррекция с ипользованием здоровьесберегающих технологий,которые в итоге  способствуют усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность игрокоррекции  проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

         Для обучения и развития особых  детей мною широко применяется методика М. Монтессори, которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций.

 Предметно-пространственная развивающая среда класса по методике Монтессори делится на ряд зон:

 В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки) ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); перекладывание (из одной ёмкости в другую), встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или крупой, закапывание / откапывание (в крупе, в песке) ,выдувание мыльных пузырей, мыть стол и убирать за собой; 

В зоне сенсорного развития расположен материал, который поможет ребенку научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей, что также ему необходимо в дальнейшей жизни;

В зоне языковой и математической расположен материал, основной целью которого является умственное развитие ребенка.

 Особенностью занятий по системе М. Монтессори состоит в оказании комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

В ежедневной практике я много времени уделяю массажу кисти рук и пальчиковой гимнастике. Специально для этого приобрела массажные шарики и колечки Су Джок. Массируя пальцы рук при помощи кольца и шарика  (заодно учим/повторяем понятия, что массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Дети прекрасно знают что, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца . Массаж губ, языка проводятся систематически при помощи артикуляционной гимнастики. Так же для  решения коррекционных задач используется: нетрадиционные виды  рисования, песочная терапия,аромотерапия,сказкотерапия,упражнения по дыхательной системе А.Н.Стрельниковой.

          В процессе учёбы  использую специальные компьютерные  программы ,что позволяет повысить эффективность обучения,компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно.

       Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Коррекционная работа с  детьми   со   сложными  (комплексными) нарушениями развития должна  быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала ,учитывать зону ближайшего развития и  постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.